АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-17967/2019
03 февраля 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Мингалевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Туз П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 01.07.2005) к КОЛХОЗУ ИМЕНИ КАЛИНИНА (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 18.11.2002) о взыскании денежных средств по договору от 16.03.2018 № 07/040-18 о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг,
при участи в судебном заседании представителей сторон:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 12.12.2019 № 14/5342-19,
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 25.10.2019,
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к КОЛХОЗУ ИМЕНИ КАЛИНИНА (далее - ответчик) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 16.03.2018 № 07/040-18 в размере 5 271 680 рублей.
Исковые требования со ссылками на ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Положение о порядке предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениводства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 № 180-п, мотивированы нарушением ответчиком условий предоставления субсидии, предоставленной в рамках договора о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 16.03.2018 № 07/040-18.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика в удовлетворении исковых требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с доводами сторон, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления в силу нижеследующего.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 16.03.2018 между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) и Колхозом имени Калинина (далее – получатель, Колхоз) заключен договор о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 16.03.2018 № 07/040-18 (далее - договор), согласно которому колхозу имени Калинина из областного бюджета в 2018 году предоставляется субсидия на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - субсидия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя как получателя средств областного бюджета 007, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 41103R5411, вид расходов 811 в рамках государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п (п. 1.1. договора).
Согласно разделу 2 договора сторонами определен размер субсидии: размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с договором составляет: 3 632 602 рубля, в том числе: в 2018 году 3 632 602 рубля (-% от общего объема расходов (недополученных доходов)) (п. 2.1. договора).
Порядок расчета размера субсидии, предоставляемой на возмещение расходов (недополученных доходов), направленных на достижение цели, указанной в пункте 1.1. договора осуществляется в соответствии с порядком предоставления субсидий (п. 2.2. договора).
В соответствии с п. 4.2.2. положения № 180-п в случае если получателем не достигнуты значения показателей установленных в пункте 2.21.1 настоящего положения, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
В пункте 5.1. договора стороны предусмотрели возврат субсидии: в случае если получателем допущены нарушения условий предоставления субсидии, а также в иных случаях в соответствии с порядком предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с порядком предоставления субсидии.
Между сторонами подписано приложение № 1 к договору в котором стороны согласовали показатели результативности использования субсидии, наименование показателя: отсутствие сокращения размера общей посевной площади в текущем году к предшествующему году, значение показателя (га) 7139; отсутствие сокращения размера посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в текущем году к предшествующему году, значение показателя (га) 7139 (л.д.17).
Также между сторонами подписано приложение № 2 к договору, в котором стороны согласовали отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидий, наименование мероприятия: поддержка в области растениеводства; наименование показателя результативности: сохранение размера всей посевной площади и сохранение размера посевных площадей занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми культурами; единица измерения: га; значение показателя результативности, фактическое значение показателя результативности, выполнение показателя, % (л.д.18).
Между сторонами подписано дополнительное соглашение от 20.09.2018 № 1 согласно которому пункт 1.1. договора изложен в новой редакции: колхозу имени Калинина из областного бюджета в 2018 году предоставляется субсидия на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - субсидия) в рамках государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя как получателя средств областного бюджета 007, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 41103R5411, вид расходов 811; код главного распорядителя как получателя средств областного бюджета 007, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 41103R541F, вид расходов 811 (при выделении дополнительных средств федерального бюджета на возмещение затрат на приобретение дизельного топлива для проведения агротехнологических работ).
Также изменен п. 2.1. договора и изложен в редакции: размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с договором, составляет 5 271 680 рублей, в том числе: в 2018 году 5 271 680 рублей (-18% от общего объема расходов (недополученных доходов)) (л.д.21-22).
Согласно справке-расчету от 14.03.2018г. сторонами определено наименование групп культур, посевная площадь в текущем году, га; ставка субсидии, руб. на 1 га; сумма субсидии, руб. всего составила 3 632 602 рубля. Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур– 7 139 га (л.д.19).
Согласно справке-расчету от 19.09.2018г. сторонами определено наименование групп культур: зерновые, зернобобовые, кормовые культуры; посевная площадь в текущем году, га – 4418; ставка субсидии, руб. на 1 га – 371; сумма субсидии, руб. – 1 639 078. Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур текущего года – 4418 га (л.д.23).
Во исполнение условий договора Департамент перечислил ответчику субсидию в общем размере 5 271 680 рублей, что подтверждается платежным поручением от 25.09.2018 № 338790, от 22.03.2018 № 286741 (л.д.20,24).
Ответчик представил истцу отчет о достижении показателей результативности за 2018 год от 15.01.2019. Согласно представленному отчету, ответчиком снижены показатели результативности использования субсидии. По показателю сохранение размера всей посевной площади фактическое значение показателя результативности составило 4418 га, выполнение показателя 61,88%; по показателю сохранение размера посевных площадей занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми культурами фактическое значение показателя результативности составило 4418 га, выполнение показателя 61,88%.
В последующем, 31.05.2019 истцом в отношении ответчика была проведена камеральная плановая проверка достижения значений показателей результативности использования субсидии, установленных в договорах о предоставлении субсидии в зависимости от направления предоставления субсидии Колхозом имени Калинина Бердюжского района за 2018 год, в ходе проверки установлено, что согласно отчетам о достижении значений показателей результативности использования субсидий Колхозом имени Калинина не обеспечено достижение значения показателя результативности по сохранению посевных площадей. Фактическое значение показателя результативности составило 4 418 га, снижение составило 2 721 га. В приложении № 1 к заключению, Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области установлены иные нарушения, отраженные в заключении от 31.05.2019, (л.д.37-38).
В порядке досудебного урегулирования спора Департамент направил в адрес ответчика уведомление от 27.08.2019 № 13/3549-19, в котором уведомил ответчика о необходимости перечисления субсидии, полученной по договору в течение 30 календарных дней со дня направления настоящего уведомления (л.д.39-41). Уведомление оставлено без ответа и удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. Порядок предоставления данного вида государственной поддержки регламентирован Положением о порядке предоставления субсидий из средств областного бюджета на развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 21.02.2017 № 70-п.
В соответствии с п. 4.2.2 Положения № 180-п, в случае если получателем не достигнуты значения показателей установленных в пункте 2.21.1 настоящего положения, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
В пункте 5.1. договора стороны предусмотрели возврат субсидии: в случае если получателем допущены нарушения условий предоставления субсидии, а также в иных случаях в соответствии с порядком предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с порядком предоставления субсидии.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что основанием для обращения истца в суд с настоящим иском послужило нарушение со стороны ответчика условий предоставления субсидии, выразившееся в допущении ответчиком снижения показателя результативности по сохранению посевных площадей на 2 721 га.
Возражая против удовлетворения заявления, ответчик приводит доводы о том, что уменьшение размера посевной площади произошло в связи с расторжением арендодателями договоров аренды земельного участка в одностороннем порядке.
Вместе с тем, рассмотрев доводы, положенные в основу исковых требований и возражений в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривается, что в рамках спорного договора о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 16.03.2018 № 07/040-18 ответчику была предоставлена субсидия в размере 5 271 680 рублей. По условиям договора субсидия предоставляется ответчику на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышения плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами.
В ходе внеплановой камеральной проверки соблюдения условий получения и использования субсидии был установлен факт снижения показателя результативности по сохранению посевных площадей. Фактическое значение показателя результативности составило 4 418 га, снижение составило 2 721 га.
Из изложенного следует, что поскольку цели, обусловленные договором о предоставлении субсидии, ответчиком не выполнены, показатели результативности снижены, поэтому субсидия подлежит возврату.
При этом доводы ответчика о том, что уменьшение размера посевной площади произошло в связи с расторжением арендодателями договоров аренды земельного участка в одностороннем порядке не принимаются судом во внимание, поскольку представленные в материалы дела договоры аренды: договор аренды от 25.01.2018 № 1, заключенный между участниками долевой собственности (арендодатели) и Колхозом имени Калинина (арендатор), договор аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от 25.01.2018 № 2, заключенный между участниками долевой собственности (арендодатели) и Колхозом имени Калинина (арендатор), договор аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от 07.03.2018 № 3, заключенный между участниками долевой собственности (арендодатели) и Колхозом имени Калинина (арендатор), договор аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от 23.04.2018 № 4, заключенный между участниками долевой собственности (арендодатели) и Колхозом имени Калинина (арендатор), заключены на срок менее 1 года, в то время как Положением № 180-п предусмотрено условие об освобождении от ответственности за невыполнение показателей результативности использования субсидии при наличии договора аренды, заключенного на срок более одного года. Каких-либо иных документов, подтверждающих отсутствие вины ответчика в невыполнение показателей результативности не представлено, как и не представлено убедительных доказательств, подтверждающих освобождение последнего от ответственности за невыполнение показателей результативности (ст. 9, 65 АПК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая непредставление ответчиком доказательств, подтверждающих возврата субсидии, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Принимая во внимание удовлетворение исковых требований, а также освобождение истца от уплаты государственной пошлины в силу Закона, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в размере 49 358 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с КОЛХОЗА ИМЕНИ КАЛИНИНА в пользу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области денежные средства в размере 5 271 680 рублей.
Взыскать с КОЛХОЗА ИМЕНИ КАЛИНИНА в доход федерального бюджета РФ 49 358 рублей государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Мингалева Е.А.