Арбитражный суд Тюменской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Тюмень Дело №А-70-1823/8-06
15 марта 2006 года
Резолютивная часть решения объявлена 7 марта 2006 года. Полный текст решения изготовлен 15 марта 2006 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО «Северстроймонтаж»
к ИФНС России по г.Тюмени № 1
об оспаривании постановленияот 27 января 2006 года 72 № 014635 о привлечении к административной ответственности,
при участии:
представитель заявителя - ФИО1 по доверенности от 4 марта 2006 года №44,
представитель ответчика – ФИО2 по доверенности от 10 января 2006 года,
установил:
ООО «Северстроймонтаж» обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления ИФНС России по г. Тюмени №1 от 27 января 2006 года 72 № 014635 о привлечении его к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины (далее – ККМ) на основании ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Заявленные требования обоснованы тем, что проверка проводилась в нерабочее время, допустивший нарушение сотрудник заявителя действовал на свой страх и риск, в связи с чем вина в действиях ООО «Северстроймонтаж» отсутствует.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве: считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку законодательством не предусмотрена обязанность применять ККМ только в течение рабочего дня.
Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, учитывая требования части 7 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса РФ о проверке судом оспариваемого постановления в полном объеме, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно акту проверки от 25 января 2006 года № 011391 в принадлежащем заявителю оздоровительном комплексе «Антипинский» (г. Тюмень, <...>) в 11 часов 15 минут за предоставление услуги мини-сауны без бассейна по цене 300 рублей сторожу ФИО3 внесена 100 % оплата за пользование сауной с 12 по 13 часов, при расчете со сторожем ККМ не применялась, так как отсутствовала в момент проверки на территории объекта.
По данному факту должностным лицом ответчика составлен протокол об административном правонарушении от 25 января 2006 года 72 № 020765 в отношении ООО «Северстроймонтаж» о наличии в его действиях признаков административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.14.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола и материалов проверки руководителем ИФНС России по г. Тюмени №1 вынесено оспариваемое постановление от 27 января 2006 года 72 № 014635 о привлечении ООО «Северстроймонтаж» к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Из материалов административного дела усматривается, что привлечение заявителя к ответственности осуществлено административным органом в рамках полномочий, предоставленных ему статьями 23.5 и 28.3 КоАП РФ, а также с соблюдением срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, арбитражный суд считает, что оспариваемое постановление вынесено административным органом незаконно и необоснованно в связи с отсутствием вины заявителя в совершенном правонарушении.
Статьями 2, 4 и 5 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» установлено, что контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что оздоровительный комплекс, в котором проводилась проверка, имеет режим работы с 15 часов 00 минут до 23 часов 00 минут ежедневно кроме понедельника. Проверка проводилась ответчиком в 11 часов 15 минут и заказ был сделан на 12-13 часов, то есть в то время, когда оздоровительный комплекс не осуществлял обслуживание посетителей и касса была снята.
Обратного налоговым органом не доказано.
В этой связи арбитражный суд считает, что юридическое лицо может нести ответственность за деятельность своих работников только в рабочее время, поскольку только в это время у юридического лица имеется реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Указанный выше вывод суда согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 16 июня 2003 года по делу № Ф04/2635-477/А46-2003.
На основании изложенного, арбитражным судом установлено, что постановление ответчика от 27 января 2006 года 72 № 014635 о привлечении ООО «Северстроймонтаж» к административной ответственности не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования о признании его незаконным и о его отмене подлежат удовлетворению.
Поскольку согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 2 000 рублей подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 168-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Заявленные требования удовлетворить.
Постановление ИФНС России по г.Тюмени № 1 от 27 января 2006 года 72 № 014635 о назначении ООО «Северстроймонтаж» административного наказания на основании ст.14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 35 000 рублей признать незаконным и отменить полностью.
Возвратить ООО «Северстроймонтаж» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины немедленно после принятия решения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Тюменской области.