АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625052, тел: (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-19005/2020
25 февраля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 февраля 2021 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Скачковой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 13.08.2002, адрес: 628011, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, <...>)
к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 03.12.2004, адрес: 625023, <...>)
о признании частично недействительным предписания от 21.08.2020 № И72-3313/2020,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явились (извещен),
от заинтересованных лиц – не явились (извещен).
установил:
Служба по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – заявитель, служба, Здравнадзор Югры) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – заинтересованное лицо, территориальный орган, Территориальный орган Росздравнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому Автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу) о признании недействительным предписания от 21.08.2020 № И72-3313/2020 в части пунктов 1, 2, 3 предписывающей части в табличной и текстовых частях и пункта 2 таблицы (в части выявленных нарушений).
Лица, участвующие в деле, после перерыва о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в арбитражный суд представителей в судебное заседание не направили, заявлений или ходатайств не представили. На основании статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства участвующих в деле лиц.
Согласно заявлению служба считает предписание в оспариваемой части незаконным.
Территориальный орган возражает против удовлетворения заявленных требований в представленном отзыве на заявление службы.
Как следует из материалов дела, Территориальным органом Росздравнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу согласно плану проверок на 2020 год на основании приказа от 14.07.2020 №П72-176/20 в отношении Здравнадзора Югры проведена плановая выездная проверка.
В результате плановой проверки заинтересованным лицом установлены в действиях заявителя нарушения требований в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а именно при осуществлении лицензирования деятельности нарушения требования частей 1 и 3 статьи 5, статьи 23 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - Федеральный закон № 3-ФЗ), пунктов 10 и 18 Правил распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 558 (далее – Правила № 558).
21.08.2020 заявителю выдано предписание № И723-3313/20 об устранении выявленных нарушений, в котором в пункте 2 указано на выявленные нарушения и предложено в срок до 21.12.2020 принять действенные меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства, а также причин и условий, способствующих их появлению; обеспечить должный контроль за соблюдением требований законодательства; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения требований законодательства.
Не согласившись с указанным предписанием в части пунктов 1, 2, 3 предписывающей части в табличной и текстовых частях и пункта 2 таблицы (в части выявленных нарушений), служба обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав в предварительных и в судебном заседании до перерыва объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 18 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ и подпункта 1 пункта 1 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 (далее - Положение № 1085), деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежит лицензированию.
Согласно пункту «з» пункта 5 Положения № 1085 лицензиат при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений должен соответствовать лицензионным требованиям, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим отпуск, реализацию наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, и распределение указанных наркотических средств и психотропных веществ, требований статьи 23 Федерального закона № 3-ФЗ.
Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - Федеральный закон № 3-ФЗ) устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
В статье 1 Федерального закона № 3-ФЗ даны основные понятия, так оборот наркотических средств, психотропных веществ - разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; производство наркотических средств, психотропных веществ - действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений; изготовление наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства; переработка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а также получение на основе одних наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров других наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо получение веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами; распределение наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества для осуществления оборота наркотических средств или психотропных веществ; ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - ввоз (вывоз) - перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с территории другого государства на территорию Российской Федерации или с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию другого государства; реализация наркотических средств, психотропных веществ - действия по продаже, передаче наркотических средств, психотропных веществ одним юридическим лицом другому юридическому лицу для дальнейших производства, изготовления, реализации, отпуска, распределения, использования в медицинских, ветеринарных, научных, учебных целях, в экспертной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона № 3-ФЗ в Российской Федерации действует государственная монополия на культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также на следующие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: разработка наркотических средств и психотропных веществ, а также прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I; распределение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II; уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II, прекурсоров, внесенных в Список I, а также конфискованных или изъятых из незаконного оборота психотропных веществ, внесенных в Список III; производство наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Список I, в целях изготовления аналитических образцов, а также наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II; изготовление аналитических образцов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Список I, а также наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II; переработка наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров (за исключением осуществляемой юридическими лицами независимо от их форм собственности переработки психотропных веществ, внесенных в Список III, в целях получения на их основе веществ, не являющихся психотропными веществами); ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II (за исключением вывоза наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемого в соответствии с пунктом 8.1 статьи 28 настоящего Федерального закона); ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Список I и Таблицу I Списка IV.
Виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и указанные в абзацах седьмом - девятом пункта 1 настоящей статьи, осуществляются государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 5 Федерального закона № 3-ФЗ).
Отпуск, реализация и распределение наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуск и реализация внесенных в Список I прекурсоров осуществляются юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (статья 23 Федерального закона № 3-ФЗ).
Правила распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 558 (далее – Правила № 558) устанавливают порядок распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее - перечень), а также отпуска и реализации прекурсоров, внесенных в список I перечня (далее - прекурсоры).
Как установлено абзацем 1 пункта 18 Правил № 558 реализация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров производится юридическими лицами при наличии у них лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с указанием работ (услуг) по реализации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Абзацем 2 пункта 18 Правил № 558 реализация произведенных, изготовленных, переработанных и (или) ввезенных на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ осуществляется юридическими лицами, указанными в пункте 10 Правил № 558, уполномоченным организациям в соответствии с утвержденным планом распределения.
В силу пункта 10 Правил № 558 юридические лица, осуществляющие в установленном порядке производство, изготовление, переработку и ввоз на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ (за исключением юридических лиц - аптечных организаций, осуществляющих изготовление лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества), формируют сведения о планируемых объемах производства, изготовления, переработки и ввоза на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ по установленной форме (далее - сведения о планируемых объемах), которые включают: а) сведения о юридическом лице, осуществляющем производство, изготовление, переработку или ввоз на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ; б) номер и срок действия лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ с правом их производства, изготовления и переработки; в) номер и срок действия разовой лицензии на ввоз на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ (при осуществлении ввоза наркотических средств и психотропных веществ); г) наименования наркотических средств и психотропных веществ, их форму выпуска и количество (с указанием лекарственной формы для наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов).
Таким образом, пунктом 18 Правил № 558 разграничены требования для юридических лиц, осуществляющих реализацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и для юридических лиц, осуществляющих реализацию произведенных, изготовленных, переработанных и (или) ввезенных на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ.
Как следует из материалов дела, Здравнадзором Югры выданы лицензии автономному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Региональный аптечный склад» (далее – ОА «Региональный аптечный склад») от 18.11.2019 № ЛО-86-03-000255-19 и акционерному обществу «Советская аптека» (далее – АО «Советская аптека») от 05.08.2020 № ЛО-86-03-000264-20 на осуществление деятельности по обороту наркотических, психотропных веществ и их перекурсоров, культивированию наркотических растений.
Вышеуказанные общества в соответствии с лицензиями выполняют (оказывают) работы (услуги) по реализации наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II (III) перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контроля в Российской Федерации. Данные юридические лица не производят, не изготавливают, не перерабатывают и (или) не ввозят на территорию Российской Федерации наркотические средства и психотропные вещества (из материалов дела обратное не следует).
Согласно основным понятиям, предусмотренным в статье 1 Федерального закона № 3-ФЗ:
- оборот наркотических средств, психотропных веществ - разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- производство наркотических средств, психотропных веществ - действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений;
- изготовление наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства;
- переработка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а также получение на основе одних наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров других наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо получение веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами;
- ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - ввоз (вывоз) - перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с территории другого государства на территорию Российской Федерации или с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию другого государства;
- реализация наркотических средств, психотропных веществ - действия по продаже, передаче наркотических средств, психотропных веществ одним юридическим лицом другому юридическому лицу для дальнейших производства, изготовления, реализации, отпуска, распределения, использования в медицинских, ветеринарных, научных, учебных целях, в экспертной деятельности.
Таким образом, понятие оборота наркотических средств, психотропных веществ включает в себя, в том числе как производство, изготовление, переработка, ввоз на территорию Российской Федерации, так и реализацию.
При этом, как указано выше, из анализа пункта 18 Правил № 558 усматривается разграничение требований для юридических лиц, осуществляющих только реализацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и требований для юридических лиц, осуществляющих реализацию именно произведенных, изготовленных, переработанных и (или) ввезенных на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ. Следовательно, лицензия на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ с правом их производства, изготовления и переработки не требуется для юридических лиц, которые осуществляют только реализацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В связи с изложенным, судом поддерживается довод заявителя о не применимости в данной ситуации абзаца 2 пункта 18 Правил № 558 и, соответственно, о невозможности распространения на данную ситуацию пункта 10 Правил № 558.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание территориальным органом выдано службе в отсутствие достаточных правовых оснований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы заявления и отзыва на него по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемой части предписания обстоятельства заинтересованным лицом в рассматриваемой ситуации не доказаны, ненормативный акт нарушает законные права и интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает требования заявителя обоснованными, в связи с чем предписание в оспариваемой части подлежит признанию недействительным, при этом заинтересованное лицо обязывается устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вместе с тем вопрос о распределении судебных расходов судом в данном деле не рассматривается, так как заявитель согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что в соответствии со статьей 177 АПК РФ настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
предписание от 21.08.2020 № И72-3313/2020 в части пунктов 1, 2, 3 предписывающей части в табличной и текстовых частях и пункта 2 таблицы (в части выявленных нарушений), признать незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Обязать заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Скачкова О.А.