ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-19325/20 от 16.02.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-19325/2020

24 февраля 2021 года

  Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2021 года.

  Решение в полном объеме изготовлено 24 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Я.В. Авдеевой, рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по иску

Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к индивидуальному предпринимателю, главе КФХ ФИО1 о взыскании денежных средств,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Болтуновой А.Г.

при участии в судебном заседании: от истца: не явились, извещены; от ответчика: ФИО1;

установил:

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о взыскании 2 064 000 рублей, в качестве возврата гранта, предоставленного ответчику на основании договора о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 23.07.2018 № 13/010-18.

Истец обоснованность заявленных требований мотивирует тем, что, Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) и Индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - предприниматель) на основании Положения о порядке оказания государственной поддержки на предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 № 638-п «Об утверждении Положений о порядках предоставления государственной поддержки отдельных направлений развития сельского хозяйства Тюменской области, источником финансового обеспечения которой являются субсидии из федерального бюджета» (далее — постановление № 638-п), был заключен договор о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 23.07.2018 № 13/010-18 (далее-Договор), по которому ИП ФИО1 был предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы в размере 6 750 000 рублей. По условиям договора установлена обязанность Получателя в виде создания не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения гранта (п. 3.14), а также сохранения созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта (п.3.15). Выездной внеплановой проверкой соблюдения целей, условий и порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Тюменской области ИП главе К(Ф)Х ФИО1 Аромашевского района по договору от 23.07.2018 № 13/010-18 за 2018-2019 годы (акт от 04.03.2020) установлено, что средства гранта использованы ИП ФИО1 не в полном объеме. Всего ИП ФИО1 использованы средства гранта в размере 2 064 000 рублей, при использовании которых ИП ФИО1 нарушено условие предоставления гранта, а именно: не подтверждено создание в хозяйстве в 2018 году 3 новых рабочих мест и сохранению созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта. Таким образом, по утверждению истца, предпринимателем нарушены условия предоставления гранта. Указанные обстоятельства, по мнению истца, являются основанием для возврата суммы гранта в областной бюджет в полном объеме. Департаментом АПК 22.09.2020 № 13/4479-20 в адрес ИП ФИО1 было направлено уведомление о возврате средств гранта, в котором предложено возвратить средства гранта в областной бюджет в размере 6 750 000 рублей в срок 30 календарных дней со дня направления Департаментом АПК уведомления. Средства гранта размере 4 686 000 рублей неиспользованные в установленный срок возвращены ИП ФИО1 по платежному поручению № 1 от 24.09.2020, а средства гранта в размере 2 064 000 рублей, использованные с нарушением условий предоставления гранта, до настоящего времени не возвращены, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Ответчик против иска возражает по тем мотивам, что на момент составления акта проверки, предпринимателем не были предоставлены полные и правильные сведения о среднесписочной численности сотрудников и табели учета рабочего времени проверяющим. Причиной явилось отсутствие контроля за ведением учета рабочего времени и численностью работающих со стороны предпринимателя, вследствие чего бухгалтером были допущены ошибки и искажения в первичных документах. В настоящий момент персонифицированный учет и отчетность приведены в порядок, предоставлены дополнительные сведения в Пенсионный фонд и налоговую инспекцию, уплачены все необходимые налоги и отчисления, трудовые договоры заключены. Фактическое соблюдение такого условия предоставление гранта как создание не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения гранта, а также сохранения созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта подтверждается представленной в материалы дела формой СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» с табелем учета рабочего времени за декабрь 2018 года и формами СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» с табелями учета рабочего времени за январь-декабрь 2019 года.

Исследовав письменные доказательства, доводы  искового заявления, отзыва на него, заслушав пояснения представителей сторон,  суд считает, что  исковые требования не подлежат удовлетворению.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 23 июля 2018 года между индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (Грантополучатель) и Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области (далее Департамент) был подписан договор о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы № 13/010-18 (л.д.9-21).

Предметом Договора согласно его пунктам 1.1 и 1.2 является предоставление Департаментом безвозмездно бюджетных средств (далее - грант) для целевого использования Грантополучателем, а Грантополучатель обязуется принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными настоящим Договором и Положением. Настоящий Договор заключен в соответствии с Законом Тюменской области) от 06.12.2017г. N 105 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Положением о порядке оказания государственной поддержки на предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 3Q.12.2015E N 638-п (далее - Положение).

Из вводной части Договора следует, что он заключен по итогам проведения конкурсного отбора на основании приказа Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области № 596а-п от 06 июля 018г «О предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы».

Главой 3 Договора установлены условия предоставления гранта, согласно которым: - имущество, приобретаемое с участием средств гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование, обмену или взносу в виде пая, вклада или (отчуждению иным образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в течение 5 лет со дня получения гранта (пункт 3.3); - Грантополучатель обязуется использовать грант в течение 24 месяцев с даты поступления средств на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Тюменской области, для учета операций неучастника бюджетного процесса Грантополучателя, и использовать имущество, приобретаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы (пункт 3.4); - обеспечить целевое использование средств гранта (пункт 3.7); - обеспечить создание не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения гранта (пункт 3.14); - обеспечить сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта (пункт 3.15).

Последствия нарушения Грантополучателем условий предоставления гранта определены в разделе 5 Договора, в соответствии с которым: - в случае нарушения Грантополучателем условий предоставления гранта, установленных настоящим Договором и Положением, или выявления недостоверных сведений в документах, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, а в случае выявления факта использования средств на цели, не предусмотренные Положением - в части использования на цели, не предусмотренные Положением (пункт 5.1); - в случае неиспользования средств гранта в течение 24 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Тюменской области для учета операций неучастника бюджетного процесса, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в части неиспользованных средств (пункт 5.2); - при не представлении Грантополучателем отчетов с приложением необходимых документов в порядке и сроки, установленные настоящим Договором, Начинающий фермер обязан вернуть средства областного бюджета в полном объеме (пункт 5.3); - возврат гранта Грантополучателем в областной бюджет осуществляется в порядке, установленном Положением; - в случае не возврата бюджетных средств их взыскание производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение своих обязательств по Договору истцом были перечислены ответчику денежные средства в сумме 6 750 000 рублей 00 копеек, что подтверждается представленной в материалы дела копией платежного поручения №94473 от 02.08.2018 года (л.д.22).

Проведенной Департаментом выездной внеплановой проверкой соблюдения целей, условий и порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Тюменской области ИП главе К(Ф)Х ФИО1 Аромашевского района по договору от 23.07.2018 № 13/010-18 за 2018-2019 годы (акт от 04.03.2020) установлено, средства гранта использованы ИП ФИО1 не в полном объеме. Всего ИП ФИО1 использованы средства гранта в размере 2 064 000 рублей. При использовании средств гранта ИП ФИО1 нарушено условие предоставления гранта, а именно: не подтверждено создание в хозяйстве в 2018 году 3 новых рабочих мест и сохранению созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта.

Факт получения предпринимателем Акта поверки в ходе рассмотрения дела ответчиком оспорен не был.

22.09.2020 Департаментом в адрес Грантополучателя было направлено уведомление о возврате средств гранта, которым предложено в течение 30 календарных дней со дня направления настоящего уведомления возвратить в областной бюджет полученные бюджетные средства в размере 6 750 000 рублей 00 копеек, из них: 2 064 000 рублей 00 копеек, использованных с нарушением условий предоставления гранта, 4 686 000 рублей 00 копеек неиспользованные в установленный договором срок (л.д.36-37).

Средства гранта размере 4 686 000 рублей неиспользованные в установленный срок возвращены ответчиком по платежному поручению № 1 от 24.09.2020 (л.д.23).

Поскольку средства гранта в размере 2 064 000 рублей, использованные с нарушением условий предоставления гранта, в установленный срок ответчиком возвращены не были, указанное обстоятельство послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Рассматриваемые отношения следует квалифицировать как отношения, регламентируемые соответствующими нормами раздела III Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Стороны не оспаривают факт получения ответчиком субсидий по Договору, равно как и факт отсутствия на момент проверки необходимой документации в подтверждение соблюдения Грантополучателем таких условий предоставления гранта как: создание не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения гранта (пункт 3.14); сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта (пункт 3.15).

Вместе с тем, ходе рассмотрения спора ответчиком в материалы дела представлены документы в подтверждение факта наличия в спорный период созданных и сохраненных необходимых по условиям получения Гранта трех рабочих мест (Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год на 01.01.2018 (форма по КНД 1110018), Форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» и табеля учета рабочего времени за август-декабрь 2018 года, платежные поручения об уплате налогов и отчислений за 2018 год, Форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» и табеля учета рабочего времени за январь-декабрь 2019 года, платежные поручения об уплате налогов и отчислений за 2019 год, трудовые договоры - л.д.32-156).

Истцом представленные ответчиком доказательства с точки зрения несоответствия отраженных в них сведений действительности – оспорены не были, возражения истца заключаются в том, что декларации и оплата налогов и отчислений представлены в контролирующие органы и произведены ответчиком с нарушением установленных действующим законодательством сроков в период, последующий за проверяемым.

Суд, оценив представленные в материалы дела документы и аргументы сторон, полагает, что в фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Положения пунктов 1.1 и 1.2 Договора свидетельствует, что его предметом является предоставление бюджетных средств (гранта) Грантополучателю безвозмездно с целью использования его ответчиком на развитие семейной животноводческой фермы в Тюменской области.

Таким образом, обстоятельства дела и условия Договора позволяют сделать вывод о том, что при выплате гранта в ситуации соблюдения предпринимателем условий Договора, возврат денежных средств ответчиком в бюджет не предполагался. Возврат бюджетных средств предусмотрен Договором только при установлении факта нарушения их получателем условий предоставления гранта.

С учетом изложенного, судом условия по возврату бюджетных средств квалифицируются в качестве ответственности получателя за нарушение условий Договора.

В настоящем случае в качестве основания для возврата гранта в бюджет Тюменской области истцом приводятся  доводы о нарушении ответчиком таких условий предоставления гранта как: создание не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения гранта (пункт 3.14); сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта (пункт 3.15).

Между тем, ответчиком в материалы дела в ходе судебного разбирательства представлены доказательства, подтверждающие факт соблюдения им в спорный период указанных условий.

Истцом представленные ответчиком доказательства документально не опровергнуты.

Факт наличия в действиях ответчика нарушений в части своевременности подачи деклараций и произведения отчислений и уплаты налогов, не является сам по себе основанием для возврата бюджетных средств и не исключает действительность представленных ответчиком доказательств в части обоснования факта наличия у него необходимых трех постоянных рабочих мест в спорный период.

При этом суд также отмечает, что предоставление настоящего гранта осуществляется в рамках оказания государственной поддержки сельскохозяйственному производству, которая в  целом представляет собой комплекс мер финансового, экономического, управленческого, информационного, организационного, правового и иного характера, направленных на создание благоприятных условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, обеспечение потребностей Тюменской области в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.

С учетом изложенного, суд исходит из того, что цель предоставления ответчику гранта заключалась в достижении результата, выраженного в увеличении количества сельскохозяйственных производителей на территории Тюменской области, что обеспечивало бы расширение производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, удовлетворение потребностей Тюменской области в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.

Как следует из данных, отраженных в представленных ответчиком документах, цели, определенные при выдаче гранта,  предпринимателем достигнуты.

При этом, суд отмечает, что удовлетворение требований иска по настоящему спору, напротив, приведет, с большой долей вероятности, к уменьшению количества постоянных рабочих мест у ответчика, осуществляющего деятельность в качестве Главы фермерского хозяйства, то есть к нивелированию результатов, достигнутых в рамках реализации программных действий, осуществляемых Тюменской областью как субъектом РФ и направленных на создание благоприятных условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, обеспечение потребностей Тюменской области в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.

В Постановлении от 21 апреля 2003 года N 6-П, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав, а также прав и обязанностей сторон в договоре должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, сторон в договоре, третьих лиц.

Оценивая обстоятельства настоящего дела в их совокупности, с учетом отсутствия доказательств наличия в действиях сторон Договора признаков недобросовестности, принимая во внимание цели и задачи, на достижение которых была направлена воля сторон при заключении Договора, суд пришел к выводу, что при разрешении данного спора именно сохранение у ответчика возможности пользования полученными денежными суммами гранта обеспечит достижение баланса публичных и частных интересов.

В соответствии со ст. 333.37 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Учитывая отказ в иске, государственная пошлина отнесению на ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

                                                      Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

 Судья

Авдеева Я.В.