ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-19380/2022 от 26.10.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-19380/2022

02 ноября 2022 года

резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2022 года

решение в полном объеме изготовлено 02 ноября 2022 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества «Энергосбытовая компания «Восток» (ОГРН 1037739123696, ИНН 7705424509, дата регистрации: 17.01.2003, адрес: 119121, г.Москва, ул.Бурденко, дом 22; 625002, г. Тюмень, ул. Северная, 32а)

к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ялуторовский» (627010, Тюменская область, г.Ялуторовск, ул.Революции, 47)

о признании незаконным отказа от 09.08.2022 №53/4 в предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах,

об обязании предоставить сведения о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных в отношении жилых помещений: г.Ялуторовск, ул.Заводоуковская, д.2,1, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Свердлова, д.175, кв.4; г.Ялуторовск, ул.Оболенского, д.20, кв.1; г. Ялуторовск, ул.Ишимская, д.100, кв.1; г.Ялуторовск, ул.Красноармейская, д.184, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Революции, д.68, кв.2; г.Ялуторовск, ул.Тобольская, д.27, кв.1; г. Ялуторовск, ул.Челюскинцев, дом 36, квартира 1; г. Ялуторовск, ул.Ишимская, д.82, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Первомайская, д.105, кв.2; г.Ялуторовск, ул.Первомайская, д.46, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Щорса, д.16, кв.2; г.Ялуторовск, ул.Революции, д.99, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Ишимская, дом 92, квартира 2; г.Ялуторовск, ул.Свердлова, д.187, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Свердлова, д.123, кв.2; г.Ялуторовск, ул.Целинная, д.2, кв.3; г. Ялуторовск, ул.Революции, дом 56, квартира 1; г.Ялуторовск, ул.Первомайская, д.37, кв.4/-0; г. Ялуторовск, ул.Оболенского, дом 119, квартира 3; г. Ялуторовск, ул.Тюменская, д.152, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Первомайская, д.91, кв.3; г. Ялуторовск, ул.Оболенского, д.148, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Интернациональная, д.1, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Ишимская, д.82, кв.1; г. Ялуторовск, ул.Чапаева, д.44, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Красноармейская, д.112, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Щорса, д.4, кв.6; г. Ялуторовск, ул.Муравьева-Апостола, д.11, кв.1; г. Ялуторовск, ул.Свердлова, д.95, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Ишимская, д.140, кв.1; г. Ялуторовск, ул.Советская, д.5, кв.1; г. Ялуторовск, ул.Революции, д.179, кв.4; г. Ялуторовск, ул.Муравьева-Апостола, д.93, кв.2; г. Ялуторовск, ул.40 лет Октября, д.1, кв.16; г.Ялуторовск, ул.Первомайская, д.25, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Красноармейская, д.112, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Ворошилова, д.18А, кв.43,

при ведении протокола секретарем Климовой Е.И.,

при участии:

от заявителя – Тушина А.В., по доверенности от 01.01.2022,

от ответчика – Денисова Т.В., по доверенности от 09.03.2022,

            установил:

акционерное общество «Энергосбытовая компания «Восток» (далее – заявитель, Общество, АО «ЭК «Восток») обратилось в суд с заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ялуторовский» (далее – ответчик, Отдел, МО МВД РФ «Ялуторовский») о признании незаконным отказа от 09.08.2022 №53/4 в предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, об обязании предоставить сведения о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных в отношении жилых помещений: г.Ялуторовск, ул.Заводоуковская, д.2,1, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Свердлова, д.175, кв.4; г.Ялуторовск, ул.Оболенского, д.20, кв.1; г. Ялуторовск, ул.Ишимская, д.100, кв.1; г.Ялуторовск, ул.Красноармейская, д.184, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Революции, д.68, кв.2; г.Ялуторовск, ул.Тобольская, д.27, кв.1; г. Ялуторовск, ул.Челюскинцев, дом 36, квартира 1; г. Ялуторовск, ул.Ишимская, д.82, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Первомайская, д.105, кв.2; г.Ялуторовск, ул.Первомайская, д.46, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Щорса, д.16, кв.2; г.Ялуторовск, ул.Революции, д.99, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Ишимская, дом 92, квартира 2; г.Ялуторовск, ул.Свердлова, д.187, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Свердлова, д.123, кв.2; г.Ялуторовск, ул.Целинная, д.2, кв.3; г. Ялуторовск, ул.Революции, дом 56, квартира 1; г.Ялуторовск, ул.Первомайская, д.37, кв.4/-0; г. Ялуторовск, ул.Оболенского, дом 119, квартира 3; г. Ялуторовск, ул.Тюменская, д.152, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Первомайская, д.91, кв.3; г. Ялуторовск, ул.Оболенского, д.148, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Интернациональная, д.1, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Ишимская, д.82, кв.1; г. Ялуторовск, ул.Чапаева, д.44, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Красноармейская, д.112, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Щорса, д.4, кв.6; г. Ялуторовск, ул.Муравьева-Апостола, д.11, кв.1; г. Ялуторовск, ул.Свердлова, д.95, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Ишимская, д.140, кв.1; г. Ялуторовск, ул.Советская, д.5, кв.1; г. Ялуторовск, ул.Революции, д.179, кв.4; г. Ялуторовск, ул.Муравьева-Апостола, д.93, кв.2; г. Ялуторовск, ул.40 лет Октября, д.1, кв.16; г.Ялуторовск, ул.Первомайская, д.25, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Красноармейская, д.112, кв.2; г. Ялуторовск, ул.Ворошилова, д.18А, кв.43.

Представитель заявителя требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении и письменных возражениях на отзыв ответчика.

Представитель ответчика заявленные требования не признает по основаниям, отраженным в отзыве на заявление.

            Как следует из обстоятельств дела, заявитель является гарантирующим поставщиком электрической энергии, обеспечивающим поставку электрической энергии для потребителей Тюменской области в соответствии с постановлениями департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 23.08.2007 №14-4 и от 13.10.2006 №17-2. АО «ЭК «Восток» осуществляет поставку электроэнергии на территории Тюменской области для юридических лиц и граждан – потребителей.

            В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

            В связи с тем, что не все жители г.Ялуторовска Тюменской области добросовестно исполняют обязанность по предоставлению в адрес заявителя сведений, необходимых для осуществления корректного начисления платы за электрическую энергию, и учитывая отсутствие у Общества сведений в отношении ряда жилых помещений сведений о собственниках/зарегистрированных лицах, Общество обратилось с запросом к ответчику о предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных.

В ответ на вышеуказанный запрос ответчиком в адрес Общества направлен отказ в предоставлении сведений (от 09.08.2022 №53/4-16693), Отделом сообщено заявителю, что в системе МВД России ведется личностный (персонифицированный) учет, а не адресный учет граждан РФ, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания на территории РФ (по фамилии, имени, отчеству в алфавитном порядке).

            АО «ЭК «Восток» полагает, что отказ ответчика от 09.08.2022 №53/4-16693 в предоставлении информации не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права законные интересы заявителя, в связи с чем общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, представлен отзыв, согласно которому по общему правилу обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных, органами МВД осуществляется учет и хранение сведений о гражданах РФ, а не о местах их пребывания или жительства, в системе МВД осуществляется личностный учет граждан, а не адресный учет, зарегистрированных по месту пребывания или месту жительства (по фамилии, имени, отчеству в алфавитном порядке), а также сообщено, что представление адресно-справочной информации осуществляется в соответствии с требованиями административного регламента МВД от 16.09.2021 №680, согласно которому основанием для начала административной процедуры является поступление заявления о представлении адресно-справочной информации и документов, предусмотренных регламентом, обязанность представлять Обществу персональные данные (фамилия, имя, отчество, место рождения, адрес, паспортные данные гражданина) граждан на ОВД не возложена.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, 168 АПК РФ).

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №354),  которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений   в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы  за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера плата за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания  и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей  и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 2 Правил № 354  предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с подпунктами «а», «г» пункта 31 Правил № 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги  в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии  с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы  за коммунальные услуги.

Подпунктами «з», «и» пункта 34 Правил N 354 предусмотрена обязанность потребителей, в том числе собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, а также информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.

В силу пп.1 части 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В силу пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.

С учетом изложенного, императивно закреплена обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при переходе на прямые договоры предоставлять информацию, необходимую ресурсоснабжающим организациям для начисления платы за коммунальные услуги.

В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями" пункт 6 Правил N 354 дополнен среди прочего абзацами седьмым, восьмым, шестнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).

При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ).

При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.

Согласно пункту 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, представляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" Правил N 354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.

Такие сведения должны включать в себя среди прочего:

- фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;

- адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354;

- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).

Таким образом, жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации.

Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в многоквартирном жилом доме коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Согласно пункту 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

В соответствии с пунктом 69 Правил N 354 в платежном документе указываются почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя) (подпункт "а"); наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет (подпункт "б").

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.01.2018 N 43/пр (далее - Приказ N 43/пр) утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению к настоящему приказу.

Согласно примерной форме платежного документа в разделе 1 должны быть указаны сведения о плательщике, в том числе фамилия, имя, отчество (при наличии) (наименование) плательщика собственника/нанимателя, адрес жилого помещения, и об исполнителе услуг, а именно: наименование организации или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - исполнителя услуг, адрес, телефон, факс, адрес электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, для целей исполнения договоров о предоставлении коммунальных услуг заявителю требуется информация о собственниках (нанимателях) жилых помещений и количестве проживающих в помещениях лиц.

Как следует из копии запроса, представленной Обществом в материалы дела, заявитель в письме от 29.07.2022 №И-В-ТМН-2022-77346 запросил у ответчика сведения и подтверждающие документы в отношении жилых помещений, расположенных на территории г.Ялуторовска, адреса которых указаны в приложении к данному запросу: сведения о зарегистрированных гражданах с указанием их даты и места рождения, а также паспортные данные указанных лиц.

В рассматриваемом случае МО МВД РФ «Ялуторовский» не относится к числу лиц,  обладающих информацией кто является собственником или нанимателем жилых помещений.

При этом общество запросило у ответчика не необходимую ему для осуществления  начислений  информацию о количестве проживающих в помещениях лиц, а сведения о всех зарегистрированных в помещениях лицах с их персональными данными.

Запрос указанной информации для целей деятельности общества суд считает излишней, в связи с чем требования о их предоставлении являются необоснованными.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, судебные расходы относятся судом на заявителя.

Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                                                 Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Минеев О.А.