ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-1980/20 от 15.06.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-1980/2020

22 июня 2020 года

резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2020 года

решение в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Тюменьмолоко» (ОГРН:1087232016970, ИНН: 7203215660, дата регистрации: 15.04.2008, адрес:625016, г.Тюмень, ул. 30 лет Победа, д. 35)

к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 3

о признании недействительным решения № 13-3-39/35 от 10.09.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль за 2015 год в размере 5 116 867 рублей, соответствующих пени на указанную сумму налога на прибыль за период с 28.04.2015 по 10.09.2019, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 511 686 рублей,

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора -   управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя  –  Конова Е.С., по доверенности № 1/13-19 от 28.08.2019,

от ответчика – Лобазнова Р.М., по доверенности № 1 от 09.01.2020, Михайлова Е.С.,  по доверенности № 120 от 24.12.2019,

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Михайлова Е.С.,  по доверенности от 26.12.2019,

            установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Тюменьмолоко» (далее – заявитель, ООО «Тюменьмолоко», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением   к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 3 (далее – налоговая инспекция) о признании недействительным решения № 13-3-39/35 от 10.09.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль за 2015 год в размере 5 116 867 рублей, соответствующих пени на указанную сумму налога на прибыль за период с 28.04.2015 по 10.09.2019, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 511 686 рублей.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, в том числе по доводам, изложенным в письменных пояснениях, представленных в судебное заседание, с учетом уточнений заявленных требований.

Представители ответчика и третьего лица с заявленными требованиями не согласны, по доводам, изложенным в отзывах на заявление, согласно которым просят суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной ИФНС России по г.Тюмени №3 выездной налоговой проверки в отношении ООО «Тюменьмолоко» по всем налогам, сборам за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, страховым взносам за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 составлен акт налоговой проверки № 13-3-39/30 от 19.07.2019.

Указанным актом установлена неуплата или неполная уплата   налогоплательщиком: налога на прибыль в сумме 9 164 276,00 рублей, в том числе 8 766 076,00 рублей за 2015 год, 199 100,00 рублей за 2016 год, 199 100,00 рублей за 2017, начислены пени в сумме 3 227 195,02 руб.;  налога на имущество в сумме 2 137 244,00 рубля, в том числе 252 510,99 рублей за 2015 год, в сумме  942 367, 00 рублей  за 2016 год,  942 367,00 рублей за 2017 год, начислены пени в сумме 422 768,79 рублей;       налог на доходы физических лиц за 1 квартал 2016 года в сумме 1 131 772,00 рублей; за неправомерное не перечисление НДФЛ в установленные сроки начислены пени в сумме 4517,26 рублей, в том числе 3469,82 рублей по организации, 1047,44 рублей по собственному подразделению.

По результатам проверки обществу было предложено доначислить суммы неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (пункт 3.2.1. акта), начислить пени за несвоевременную уплату или неуплату (несвоевременное перечисление или не перечисление) налогов (сборов); привлечь ООО «Тюменьмолоко» к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату сумм НДС, налога на прибыль и транспортного налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, статьи 123 НК  РФ за неправомерное неудержание и не перечисление в установленный срок сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

С актом налоговой проверки в части занижения налога на прибыль, налога на имущество, НДФЛ, начисления соответствующих пени и применения налоговых санкций ООО «Тюменьмолоко» не согласилось, направило в налоговый орган соответствующие возражения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки заместителем руководителя ИФНС России по г.Тюмени №3 Галицкой И.В. вынесено решение №13-3-39/35 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.09.2019, которым в пункте 3.1. налогоплательщику:

– доначислена по сроку уплаты сумма НДФЛ за 3 месяца  2016 года  в размере   1131772,00 рубля, начислены пени сумме 4 517,26 рублей;

– установлена неуплата или неполная уплата налога на прибыль организации в общей сумме 5 354 593,00 рублей за 2015-2017 годы, начислены пени в общей сумме 1 895 782,90 рублей,

– предусмотрено привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 535 459,00 рублей;

– предложено уплатить указанные в пункте 3.1 настоящего решения недоимку, пени и штрафы.

С указанным решением в части взыскания недоимки по НДФЛ в размере 1 131 772,00 рубля, неуплаты налога на прибыль в сумме 5 116 867,00 рублей, начисления соответствующих пени, применения соответствующего штрафа Общество не согласилось, 17.10.2019 направило апелляционную жалобу в УФНС России по Тюменской области (вх.№42512/В19 от 22.10.2019).

Решением УФНС России по Тюменской области №727 от 23.12.2019 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения. В части НДФЛ указано, что доначисление произведено в целях достоверного формирования состояния расчетов с бюджетом.

С учетом имеющейся переплаты по НДФЛ, налоговым органом по заявлению налогоплательщика произведен зачет оспариваемых сумм НДФЛ.

28.01.2020 ИФНС России по г.Тюмени №3 выставлено требование№1ЕТ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), в соответствии с которым ООО «Тюменьмолоко» обязано уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 4 524 481 руб., пени в сумме 1 895 659,29 рублей, штраф в размере 534 559,00 рублей.

Основанием взыскания налогов, пеней, штрафов, процентов указано решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.09.2019 №13-3-39/35.

ООО «Тюменьмолоко» не согласно с решением ИФНС России по г.Тюмени №3 от 10.09.2019 №13-3-39/35 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания налога на прибыль в сумме 5 116 867,00 рублей, начисления соответствующих пени, применения соответствующего штрафа, в связи с чем, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ при расчете налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исходном (актуальном) состоянии относятся к расходам, связанным с производством и реализаций (подпункт 2 пункт 1 статьи 253 НК РФ).

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и признаются в том отчетном (налоговом периоде), в котором они осуществлены, в размере фактических затрат (пункт 1 статьи 260 НК РФ).

Таким образом, расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исходном (актуальном) состоянии относятся к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль (текущие затраты).

Согласно пункту 5 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организациями не учитываются расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

В силу статьи 257 НК РФ под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

При этом, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К реконструкции в целях главы 25 НК РФ относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Понятие «капитальный ремонт» законодательство о налогах и сборах не содержит, в связи с чем, с учетом статьи 11 НК РФ в целях налогообложения следует руководствоваться понятием указанного термина в том значении, в каком оно используется в соответствующей отрасли законодательства.

Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ определено, что реконструкция это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Письмом Минфина России от 23.11.2006 №03-03-04/1/794 (далее – письмо Минфина РФ) разъяснено, что расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со статьей 260 НК РФ. В соответствии с указанной статьей расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Для целей налогообложения прибыли порядок учета расходов на ремонт основных средств отличается от порядка учета расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, которые увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации в соответствии со статьями 256-259 НК РФ.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

При определении терминов «капитальный ремонт» и «реконструкция» следует руководствоваться:

– ведомственными строительными нормативами (ВСН) № 58-88 (Р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312;

Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 №279 (далее – Положение).

Кроме того, письмом Минфина РФ также сообщалось, что по вопросам об отнесении тех или иных работ к капитальному ремонту или реконструкции следует обращаться в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Согласно пункту 3.11 названного Положения к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Из анализа приведенных понятий следует, что реконструкцией здания и сооружений является производство таких работ, которые улучшают ранее принятые показатели функционирования, в результате чего, у объекта появляются новые качественные или количественные параметры и характеристики, то есть изменяется сущность объекта. Соответственно, для решения вопроса об отнесении осуществленных затрат к текущим (уменьшающим налогооблагаемую прибыль) или увеличивающим стоимость основных средств подлежит выяснению вопрос о том, осуществлено ли налогоплательщиком изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, а также произошло ли изменение существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей.

Работы, не удовлетворяющие понятиям достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, определенным в Налоговом Кодексе Российской Федерации, не должны увеличивать первоначальную стоимость основных средств.

ООО «Тюменьмолоко» является правообладателем нежилого строения (молокозавод) объектов недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.30 лет Победы, 35, строение 2 кадастровый номер 72:23:0430002:575, лит.А1, А2, А5, А6, которое принадлежит на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.03.2015, выданными Управлением Росреестра по Тюменской области.

Согласно техническому паспорту на здание (нежилое) по адресу: г.Тюмень, ул.30 лет Победы, 35 строение 2 объект состоит из нескольких нежилых помещений:

– литер А1 число этажей  2,

литер А2 число этажей 2,

литер А5 число этажей 1,

литер А6 число этажей 1.

В ходе налоговой проверки был осуществлен осмотр территории помещений, расположенных по адресу: г.Тюмень, ул.30 лет Победы, 35, о чем составлен протокол осмотра территорий, помещений, документов №13-3-28/9 от 16.05.2019, из которого следует, что в нежилом 1-2 этажное строение 2 (молокозавод) расположены не только сырный цех (сырное производство), а также иные производственные корпуса, гараж, ремонтно-механический цех, прачечная, тарный цех, цех розлива, термостатная камера (компрессорная), склад готовой продукции, творожный цех, приемо-моечный цех, центральная моечная станция, лаборатория, санузел, иные вспомогательные помещения, раздевалки, санузлы, дегустационный зал, заквасочное отделение, аппаратный цех, масло участок, участок производства сметаны, участок кисломолочной продукции, иные вспомогательные помещения.

В проверяемый период ООО «Тюменьмолоко»  было заключено ООО «СМУ-2» два договора подряда: договор подряда от 01.09.2014, предметом которого является выполнение работ на объектах ООО «Тюменьмолоко» и договор подряда от 01.09.2014 на выполнение работ по реконструкции объекта, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.30 лет Победы, 35 стр.2  сырное производств (далее – договор).

В соответствии с пунктом 1.2 договора подрядчик (ООО «СМУ-2») обязуется выполнить собственными силами с использованием материалов заказчика работы по реконструкции объекта (с учетом дополнительного соглашения № 1 от 02.09.2019 к договору подряда от 01.09.2019).

В ходе налоговой проверки Обществом были предоставлены документы по выполнению в 2015 году работ на объектах ООО «Тюменьмолоко» по указанным договорам подряда, в том числе:

– счет - фактура №41 от 31.03.2015 на сумму 324 606,20 рублей, акт о приемке выполненных работ №1 от 31.03.2015  (ремонт объектов ООО Тюменьмолоко: демонтаж, установка кондиционеров), справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 31.03.2015 на сумму 324 606,20 рублей;

– счет-фактура №42 от 31.03.2015  на сумму  9 263,00 рублей, справка №2  о  стоимости выполненных работ и затрат от 31.03.2015 на общую сумму 9 263,00 рублей,  акт о приемке выполненных работ №1 от 31.03.2015 на сумму 9 263,00 рублей (объект по ул.30 лет Победы,35 демонтаж оконных коробок, установка в стенах здания оконных блоков);

счет-фактура №57 от 31.03.2015 на сумму 6 189 029, 20 рублей, справка №1 о стоимости выполненных работ и затрат от 31.03.2015 на общую сумму 6 189 029,20 рублей, акт о приемке выполненных работ №1 от 31.03.2015 (ремонт покрытия кровли), акт о приемке выполненных работ №2 от 31.03.2015 (ремонтно-строительные работы: разборка стен кирпичных, кладка стен и перегородок, монтаж связей и распорок, установка стальных конструкций, огрунтовка, окраска поверхностей, устройство цементно  бетонных покрытий и пр.);  акт о приемке выполненных работ №3 от 31.03.2015 (ремонт помещений  демонтаж и установка вентиляторов, прокладка труб винилопластовых по установленным конструкциям, стенам, кабеля, установка выключателей, смена розеток, ламп, прокладка воздуховодов, трубопроводов канализации, установка трапов, смена смесителей для ванной, прокладка лотков канализации);

счет-фактура №172 от 31.07.2015 работы по договору на ремонт объектов ООО «Тюменьмолоко» на сумму 128 419,40 рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 31.07.2015 на сумму 128 419,40 рублей, акт о приемке выполненных работ за июль 2015 №1 от 31.07.2015 (монтаж ворот); акт о приемке выполненных работ за июль 2015 №2 от 31.07.2015 (монтаж ворот),

–  счет-фактура №142  от 30.06.2015  работы  по договору на ремонт объектов  ООО «Тюменьмолоко» на сумму 12 142,20 рублей; справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 30.06.2015 на общую сумму 12 142,20 рублей;

– акт о приемке выполненных работ №1 от 30.06.2015 (установка лотка, коробок с зажимами для кабелей по установленным конструкциям), акт   о   приемке   выполненных   работ   №2   от   30.06.2015   (прокладка   кабелей   по установленным конструкциям и лоткам), счет-фактура №212 от 30.09.2015 на сумму 75 012, 60 рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 30.09.2015  на сумму 75 012,60 рублей, акт о приемке выполненных работ за сентябрь 2015 №1 от 30.09.2015 (монтаж холодильных дверей);  счет-фактура №229 от 30.09.2015 (ремонт объектов ООО «Тюменьмолоко») на сумму 5 081 611,00 рублей; справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 30.09.2015г. на общую сумму 5 081 611,00 рублей, акт о приемке выполненных работ №1 от  30.09.2015 (работы в термостатной камере), акт о приемке выполненных работ №2 от 30.09.2015 (работы в термостатной камере, установка люков, прокладка по стенам зданий и в каналах трубопроводов труб, прокладка трубопроводов отопления, установка радиаторов, клапанов предохранительных, прокладка трубопроводов водоснабжения, установка тепловой завесы, теплообменника и др., общестроительные работы), счет-фактура №230 от 30.09.2015 (ремонт объектов ООО «Тюменьмолоко») на сумму 66 192 020,60 рублей;

– справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 на общую сумму 66 192 020,60 рублей, акты о приемке выполненных работ от 30.09.2015 №1 (устройство лестниц и площадок на фасаде), №2 (устройство площадки для приемки молока), №3 (санузлы производственные цеха, демонтаж, монтаж вентиляторов, резервуаров, трубопроводов водоснабжения, разборка покрытий полов, демонтаж трапов, проемы и пр.), №4 (ремонт а/б площадок для автотранспорта и выезда), №5 (ремонт в производственных помещениях стр.2), №6 (замена фонарей на окна, ремонт покрытия кровли в стр.2), №7 (ремонт конструкций ограждения территории по ул.30 лет Победы,35), №8 (ремонт помещения рабочего кабинета), акт о приемке выполненных работ №8 от 30.09.2015 (ремонт покрытия кровли стр.2 лит А9);

– счет-фактура №236 от 30.09.2015  на общую сумму 33 433 329, 40 рублей, справка №2 о стоимости выполненных работ и затрат от 30.09.2015 на сумму 33 433 329, 40 рублей, акт о приемке выполненных работ №1 от 30.09.2015 (ремонт покрытия кровли стр. лит А но ул.30 лет Победы,35, акт о приемке выполненных работ №2 от 30.09.2015 (устройство площадки подъемника на 2 этаж цеха), акт о приемке выполненных работ №3 от 30.09.2015 (ремонтные работы и  разборка  оборудования),  акт  о  приемке  выполненных  работ  №4  от  30.09.2015 (расширение дверного проема и замена дверей цеха), акт о приемке выполненных работ №5 от 30.09.2015  (ремонт бетонного покрытия дорожек, проездов, стоянок), акт о приемке выполненных работ №6 от 30.09.2015 (ремонт помещений стр. лит. А (3 этаж);

– акт о приемке выполненных работ №7 от 30.09.2015 (ремонт помещений 3 этаж), счет-фактура №354 от 31.12.2015 на сумму 236 023,60 рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 31.12.2015 на сумму 236 023,60 рублей, акт о приемке выполненных работ №1 от 31.12.2015 на сумму 236 023,60 рублей;

(установка окон).

–  счет-фактура №355 от 31.12.2015 на сумму 192 587,80   рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 31.12.2015 на сумму 192 587,80 рублей, акт о приемке выполненных работ №1 от 31.12.2015  (установка тепловой завесы);

–  счет-фактура  №371 от   31.12.2015   на   сумму   14 809,00   рублей, справка   о   стоимости выполненных работ и затрат №1 от 31.12.2015 на сумму 14 809,00 рублей, акт о приемке выполненных работ №1 от 31.12.2015 (установка розеток, светильников, прокладка труб за защиты проводов и кабелей);

По договору   подряда от 01.09.2014 на объекте, расположенном по адресу: г.Тюмень, ул.30 лет Победы,35, стр.2 сырное производство были предоставлены подтверждающие документы, в том числе:

– счет-фактура №143 от 10.072015 на сумму 9 745 334,44 рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 10.07.2015г. на сумму 9 745 334,44 рублей, акт о приемке выполненных работ №1  от 10.07.2015 (общестроительные работы на складе готовой продукции, внутренняя отделка), акт о приемке выполненных работ №2 от 10.07.2015 (монтаж опорных конструкций для мостового крана);

–  счет-фактура №173 от 31.07.2015 на сумму  12 519,60 рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 31.07.2015  на сумму 12 519,60 рублей, акт о приемке выполненных работ за июль 2015  №1 от 31.07.2015 (монтаж дверей);

–  счет-фактура №194 от 25.09.2015 на сумму 12 992 072,67 рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 25.09.2015 на сумму 12 992 072,67 рублей,   акты о приемке выполненных работ за сентябрь 2015 года от 25.09.2015 №1 (общестроительные работы), №2 (монтаж системы водоснабжения), №3  (электромонтажные работы), №4 (прокладка трубопроводов водоснабжения, установка вентилей, фильтров);

–  счет-фактура №326 от 30.11.2015 на сумму 4 227 072,37 рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 30.11.2015  на сумму 4 227 072,37 рублей, акты о приемке выполненных работ №1 от 30.11.2015 (устройство отмостки); №2 (устройство подъездов к сырному цеху), №3 (ремонт кровли сырного цеха);

–  счет-фактура №325 от 30.11.2015 на сумму 5 678 829,53 рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 30.11.2015 на сумму 5 678 829,53 рублей, акты о приемке выполненных работ №1 от 30.11.2015 (электроснабжение); №2 (монтаж вентиляционного оборудования);

– счет-фактура №356 от 31.12.2015 на сумму 1 861 343,80 рублей, справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 31.12.2015 на сумму 1 861 343,80 рублей, акт о приемке выполненных работ №1 от 31.12.2015 (устройство промышленной канализации).

К работам, связанным с модернизацией, реконструкцией строения, налоговым органом в решении отнесены работы, указанные в представленных счетах-фактурах: № 325 от 30.11.2015 па общую сумму 5 678829,13 руб., в т.ч. НДС 866 262,13 руб., № 326 от 30.11.2015г. на общую сумму 4 227 072,37 руб., в т.ч. НДС 644 807,65 руб.; №356 от 31.12.2015г. на общую суму 1 861 343,80 руб., в т.ч. НДС 283 933,80 руб.; а также работы, указанные в Акте о приемке выполненных работ №3 от 30.09.2015г. (Ремонтно-строительные работы на объектах ООО «Тюменьмолоко»)  по ул.30 лет Победы, 35, на сумму 18 422 270,15 руб., в т. ч. НДС (к счет-фактуре №236 от 30.09.2015г.).

Отнесение данных работ к работам, связанным с модернизацией, реконструкцией строения, мотивировано тем, что в счетах-фактурах №№ 325, 326, 356 указано -реконструкция здания по адресу: г.Тюмень, ул.30 лет Победы,35 стр.2 Сырное производство.

Работы, перечисленные в Акте о приемке выполненных работ №3 от 30.09.2015 (с/ф №236 от 30.09.2015г.), расценены как связанные с модернизацией, реконструкцией строения исходя из наименования видов выполненных работ: пробивка проемов, разборка облицовки стен, отбивка штукатурки, разборка покрытий полов, разборка бетонных оснований под полы, демонтаж трапов, устройство стяжек, укладка досок, установка трапов, установка кронштейнов под оборудование, ремонт внутренней поверхности стен, установка устройств при заделке трещин, штукатурка, облицовка, окраска и т.п..

В актах о приемке выполненных работ, счетах-фактурах имеются сведения, позволяющие разграничить объекты производства работ. В результате выполненных работ, указанных в перечисленных актах о приемке выполненных работ, каких-либо  изменений параметров объекта – строение 2, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема) не произошло. Сами по себе выполненные работы не связаны с совершенствованием производства, повышением его технико-экономических показателей.

Фактически в результате выполненных работ в строении 2 замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций не производилась. Осуществлен демонтаж существующих элементов конструкций, замена отдельных элементов конструкций на аналогичные или улучшающие показатели таких конструкций элементы, отделочные, прочие строительно-монтажные работы.

При этом, параметры здания –  строение 2 не изменились: не произошло изменения площади здания, не изменилась высотность помещений, не произошло изменение или усиления фундамента, не производилась перекладка внешних стен для обеспечения дополнительных нагрузок, несущие строительные конструкции не заменялись, срок полезного использования строения 2 не увеличился.

Указанные работы не изменили и технологическое или служебное назначение в целом объекта –  строение 2 (Молокозавод).

В силу требования пункта 2 статьи 257 НК РФ реконструкция должна осуществляться на основании проекта реконструкции основного средства в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В данном случае, проект реконструкции объекта основного средства в рамках договоров от 01.09.2014. не разрабатывался и не утверждался.  Производство    ремонтных работ выполнялось согласно локально-сметным расчетам на объектах ООО «Тюменьмолоко», а не всего строения 2 в целом. Разрешение на ввод в эксплуатацию отремонтированного объекта –  строение 2 организации не выдавалось и не требовалось.

Данный вывод также подтверждается заключением специалиста ООО «Легион-3000», который по заявке ООО «Тюменьмолоко» на основании свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывали влияние на безопасность объектов капитального строительства № 94-3-7204087250-П-069 от 31.05.2012 провело техническое обследование выполненных ремонтно-строительных работ, выполненных на объектах ООО «Тюменьмолоко» по адресу: г.Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 35, строение 2.

В результате выполненных работ, указанных в перечисленных актах о приемке выполненных работ, относящимся к счетам-фактурам №325 от 30.11.2015 (элетроснабжение, монтаж вентиляционного оборудования), №326 от 30.11.2015 (отмостка, подъезды, ремонт кровли сырного цеха), №356 от 31.12.2015 (устройство промышленной канализации), изменений параметров объекта - строение 2, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема) не произошло, налоговой проверкой такие обстоятельства не установлены.

Работы по устройству отмостки, подъездов и ремонту кровли здания обычно относятся к ремонту здания (счет-фактура №325) и не свидетельствуют о его реконструкции.

Работы по электроснабжению, вентиляции (счет-фактура № 325) и канализации (счет-фактура № 356) также могут быть отнесены к ремонту существующих в здании инженерных систем.

Сырное производство располагается в помещении литера А2. Согласно Техническому паспорту от 28.12.2004 на нежилое строение по адресу г.Тюмень, ул.30 лет Победы, 35, строение 2 в разделе VI. Описание конструктивных элементов здания и определение износа указано, что данное помещение кроме других систем было оборудовано устройствами канализации, электроосвещения и вентиляции.

Сами по себе выполненные работы не связаны с совершенствованием производства, повышением   его   технико-экономических   показателей. Фактически   в   результате выполненных работ в строении 2 осуществлен демонтаж существующих элементов конструкций, замена отдельных элементов конструкций на аналогичные или улучшающие показатели таких конструкций элементы, отделочные, прочие строительно-монтажные работы. Указанные работы не изменили и технологическое или служебное назначение в целом объекта - строение 2 (Молокозавод). Работы по ремонту помещении не повлекли улучшения качества строения 2 в целом, изменения его назначения или повышения производительности использования объекта, поэтому их нельзя отнести к работам по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению существующего объекта основных средств. Налоговым органом не установлено, что работы осуществлялись по комплексному проекту на реконструкцию основного средства в целом. Материалы налоговой проверки не содержат сведений об улучшении ранее принятых нормативных показателей объекта основных средств (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) или об изменении технико-экономических показателей объекта основных средств (количества и площади помещений, объема и площади здания, вместимости и т.п.).

Производство отдельных видов сыра (плавленые сыры) организацией в строении 2 осуществлялось и до выполнения ремонтных работ, относящихся к проверяемому периоду.

Факт установки в отремонтированные помещения нового оборудования сам по себе не свидетельствует об изменении технико-экономических показателей помещения как  объекта основных средств. Все установленное в цех (участок производства сыра), расположенный в строении 2, оборудование для производства сыра принято к учету организацией как самостоятельные основные средства, что подтверждено в ходе проверки ведомостями амортизации ОС за период с января 2015 года по декабрь 2018 года, инвентарными карточками учета объекта основных средств.

По заключению ООО «Легион-3000» от 28.05.2020  виды работ, указанные в актах выполненных работ № 3 от 30.09.2015, № 1 от 30.11.2015, № 2 от 30.11.2015, №3 от 30.11.2015, № 1 от 30.11.2015, № 2 от 30.11.2015, № 1 от 31.12.2015 относятся в работам по ремонту (капитальному) ремонту нежилого здания приведения помещений (стен, потолка, пола, инженерного оборудования) для выполнения в помещениях здания работ по выпуску продукции, на которое ориентировано данное производство. 

При этом, специалист  ООО «Легион-3000» – инженер Бережная Н.Г., пришла к выводу, что выполненные работы в нежилом здании е затрагивают конструктивные и другие элементы их надежности и безопасности, не превышает предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, следовательно, в соответствии с положениями части 4 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ, получение разрешения на выполненных работ и ввод объекта в эксплуатацию не требуется. 

Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из системного толкования норм НК РФ и ГрК РФ и совокупности представленных по делу доказательств  – документов по выполнению в 2015 году работ на объектах ООО «Тюменьмолоко», а также заключения ООО «Легион-3000» от 28.05.2020,  суд приходит к выводу,  что налоговой инспекцией не доказан факт изменения параметров ремонтируемого объекта, его частей, свидетельствующих о реконструкции строения 2,производства работ по договорам от 01.09.2014 по ремонту объектов ООО «Тюменьмолоко».

Таким образом, вывод налогового органа о том, что строение, находящееся по адресу: г.Тюмень, ул.30 лет Победы,35 стр.2 сырное производство, повлекло изменение технологического, служебного назначения, его функций, нагрузки, производственных мощностей и т.д. и объект приобрел новые технические и технологические качества, не совпадающие с первоначальными, является ошибочным.

С учетом вышеизложенного, в данном случае, показания свидетелей: Быкова Е.Б., Верхотурова Д.И., Савиных Л.Ю., Толпеева Ю.Г., Козолоева Н.А., подлежат критической оценке, поскольку объективно опровергаются вышеприведенными доказательствами. Они подтверждают неудовлетворительное первоначальное состояние помещения, но безусловно не свидетельствуют об обстоятельствах проведенного не ремонта, а реконструкции самого помещения.

Как установлено судом, объекта основных средств «сырное производство» не существует. Данное обозначение использовано в договоре подряда от 01.09.2014 для разграничения места проведения работ  помещения в строении 2 (литер А2). Используемое в договоре, отдельных счетах-фактурах, актах о приемке выполненных работ обозначение «реконструкция» использовано также в целях разграничения объектов, на которых осуществлялось производство работ, а не в значении, предусмотренном НК РФ или в ГрК РФ.

При этом, налоговой инспекцией не установлено, что работы осуществлялись по комплексному проекту на реконструкцию основного средства в целом. Материалы налоговой проверки не содержат сведений об улучшении ранее принятых нормативных показателей объекта основных средств (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) или об изменении технико-экономических показателей объекта основных средств (количества и площади помещений, объема и площади здания, вместимости и т.п.).

В связи с чем, отнесение налоговым органом стоимости выполненных ремонтных работ, указанных в счетах-фактурах №325 от 30.11.2015, №326 от 30.11.2015, № 356 от 31.12.2015  как работ по реконструкции объекта основного средства (строение 2) и исключение из состава расходов является неправомерным.

Работы, перечисленные в акте о приемке выполненных работ №3 от 30.09.2015 «Ремонтно-строительные работы на объектах ООО «Тюменьмолоко» по ул.30 лет Победы,35»  на сумму 18 422 270,15 рублей, в т.ч. НДС к счет-фактуре №236 от 30.09.2015, также расценены налоговым органом как связанные с модернизацией, реконструкцией строения.

Однако, указанные ремонтные работы производились по договору от 01.09.2014 «Ремонт объектов ООО «Тюменьмолоко», о чем имеется ссылка в соответствующем счете-фактуре № 236 от 30.09.2015  в графе 1.

Фактически работы, указанные в акте №3 от 30.09.2015, выполнялись не в помещениях участка сырного производства, а в цехе розлива (лит. А1 строения 2), что подтверждается также ведомостью объемов работ.

Таким образом, выводы налогового органа о том, что указанные работы связаны с модернизацией, реконструкцией строения и должны увеличивать стоимость основного средства  строение 2, являются неподтвержденными.

УФНС России по Тюменской области в решении по апелляционной жалобе поддержало налоговый орган, указав, что работы осуществлялись для установки нового оборудования в сырном производстве. Данный вывод обосновало тем, что цех розлива не мог функционировать 4 месяца, в связи с проведением работ. Согласно расчетному счету в период выполнения работ, указанный в акте о приемке выполненных работ с 01.06.2015-30.09.2015, Обществом закупалось молоко, соответственно цех по розливу полностью функционировал, осуществлялась продажа молочных продуктов.

Однако, данные обстоятельства в ходе налоговой проверки не устанавливались.

Более того, функционирование цеха розлива  не связано с сырным производством. В данном цехе осуществляется розлив готовой продукции: пакетированного молока, кефира, сметаны и др. Приемка цельного молока, в том числе для производства сыра и сырной продукции, подготовка сырья осуществляется в приёмном аппаратном цехе, затем подготовленное сырье напрямую по трубопроводам подается в цех по производству сыра.

Таким образом, ремонтные работы, произведенные в цехе розлива, не связаны и не могли быть связаны с установкой нового оборудования в сырном производстве, как бездоказательно указывает налоговый орган.

Факт выполнения работ, указанных в спорном акте, заявленных видов и объемов, налоговым органом не оспаривается. При этом, налоговым органом не установлено, что после проведения указанных ремонтных работ в помещении цеха розлива объект основного средства –  строение 2 приобрело новые технические и технологические качества, свидетельствующие о его реконструкции, модернизации.

Выполненные работы: демонтаж оборудования, разборка облицовки стен, отбивка штукатурки, разборка покрытий полов, разборка бетонных оснований под полы, демонтаж трапов, устройство стяжек, укладка досок, установка трапов, установка кронштейнов под оборудование, ремонт внутренней поверхности стен, установка устройств при заделке трещин, штукатурка, облицовка, окраска и др., принятые по данному акту, не относятся к

реконструкции объекта ни в значении, придаваемым ГрК РФ, ни в понятии, используемом НК РФ.

В связи с чем, указанные в спорном решении налогового органа выводы о выполнении работ по модернизации, реконструкции объекта, расположенного в г.Тюмени, по ул.30 лет Победы, 35 строение 2 , завышении соответствующих расходов в 2015 году на сумму 25 584 336 рублей являются необоснованными, не подтвержденными, основания для доначисления спорных сумм налога на прибыль, соответствующих пени, штрафа в указанных в решении суммах, отсутствуют. В связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно  части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с платежным поручением № 1246 от 11.07.2020 при подаче настоящего иска истцом понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей.

Таким образом, на ответчика подлежат возложению судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей.

            Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд                                                               

Р Е Ш И Л:

 Заявленные требования удовлетворить.

             Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 3 от 10.09.2019 № 13-3-39/35 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль за 2015 год в размере 5 116 867 рублей, соответствующих пени на указанную сумму налога на прибыль за период с 28.04.2015 по 10.09.2019, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 511 686 рублей.

             Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени № 3 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тюменьмолоко» судебные расходы в размере 3000 рублей.

             Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Минеев О.А.