ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-19923/19 от 05.03.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-19923/2019

13 марта 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена 05 марта 2020 года. 

Решение в полном объеме  изготовлено 13 марта 2020 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смирновой Т.В., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

Ликвидатора ООО «Виртус-Л» ФИО1

к МИФНС России №14 по Тюменской области

о признании незаконным решения от 26.06.2019 № 12307А

об обязании произвести государственную регистрацию ликвидации юридического лица (ООО «Виртус-Л»),

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: не явились, извещены,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 09.01.2020, ФИО3 по доверенности от 27.12.2019.

установил:

Ликвидатор общества с ограниченной ответственностью «Виртус-Л» ФИО1 (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области (далее – ответчик, Инспекция) об отмене решения от 26.06.2019  №12307А и обязании произвести государственную регистрацию ликвидации юридического лица.

Исковые требования со ссылкой на ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), п.6 ст.57 Федерального закона Российской Федерации от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО), п.1 ст.21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,  мотивированы тем, что Обществом принято решение о ликвидации ООО «Виртус-Л»,  подготовлен и подан на государственную регистрацию  пакет документов для ликвидации юридического лица, и на момент вынесения решения Инспекцией основания для отказа в государственной регистрации ликвидации Общества отсутствовали.

Истец в предварительном судебном заседании 28.01.2020 исковые требования поддержал. В судебное разбирательство представитель истца не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. В соответствии со ст. 156 АПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии представителя истца.

Инспекция возражает против удовлетворения иска, в отзыве на иск просит в удовлетворении исковых требований отказать, считает, что доводы заявителя об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации подлежат отклонению, так как ООО «ВИРТУС-Л» документы, предусмотренные пп. 1-8 п.2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ в регистрирующий орган представлены в нарушение п.2 ст. 9 Федерального закона № 27-ФЗ - 21.06.2019.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, заслушав представителей истца и ответчика, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «ВИРТУС-Л» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.11.2017 ОГРН <***> ИНН <***>, находится в стадии ликвидации (ГРН 2197232330238 от 26.06.2019), ликвидатором является ФИО1 ИНН <***> (ГРН 2197232330238 от 26.06.2019).

19.06.2019 (вх.№12307А) лично заявителем - ликвидатором ООО «ВИРТУС-Л» ФИО1 представлены в регистрирующий орган следующие документы:

-           заявление формы №Р 16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, в котором подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях. Данное требование содержится в разделе 3 листа «А» вышеуказанного заявления государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, соблюдение которого подтверждается подписью Заявителя - ликвидатора ООО «ВИРТУС-Л» - ФИО1;

-           протокол общего собрания участников ООО «ВИРТУС-Л» от 18.06.2019 № 3;

-           ликвидационный баланс ООО «ВИРТУС-Л»;

-           документ об уплате государственной пошлины.

Согласно представленной в регистрирующий орган по электронным каналам связи информации Пенсионного фонда (Протокол проверки на наличие документа, подтверждающего представление в орган ПФР сведений в соответствии с Федеральным закона № 27-ФЗ и в соответствии с ч.4 ст.9 Федерального закона № 56-ФЗ) обязанность страхователем - ООО «ВИРТУС-Л» по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда сведений в соответствии с подп.1-8 п.2 ст.6 и п.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 56-ФЗ не исполнена, данные не представлены.

26.06.2019 регистрирующим органом в лице начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области ФИО4 на основании пп. «з» п.1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ принято решение № 12307А об отказе в государственной регистрации ООО «ВИРТУС-Л» в связи с ликвидацией, так как по данным, поступившим из Государственного Учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области ООО «ВИРТУС-Л» не выполнены требования, предусмотренные пп. «г» п.1 ст. 21 Федерального закона № 129-ФЗ, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не представлены сведения в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона № 56-ФЗ.

Данное решение об отказе в государственной регистрации 28.06.2019 получено лично заявителем, что подтверждается подписью ФИО1

Утверждая, что оснований для отказа в государственной регистрации не было, истец настаивает на удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Федеральный закон № 129-ФЗ) под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ.

Порядок представления документов при государственной регистрации содержится в ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Данные Единого государственного реестра юридических лиц вносятся в реестр и изменяются путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей.

Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Порядок ликвидации юридического лица определен ст. ст. 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым, добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае, если такое юридическое лицо не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в судебном порядке.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи предоставляют сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения о каждом работающем у него лице - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно п.4 ст.9 Федерального закона от 30 апреля 2008г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее - Федеральный закон № 56-ФЗ) работодатель одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию формирует реестры застрахованных лиц. Указанные реестры формируются отдельно в отношении сумм взносов страховых взносов на накопительную пенсию и в отношении сумм взносов работодателя.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б)         ликвидационный баланс;

в)         документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона № 56-ФЗ. В случае, если предусмотренный данным подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктов 2, 3, и 5 Правил представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1092, при осуществлении информационного взаимодействия регистрирующего органа с иными органами сведения и документы направляются регистрирующим органом, а также представляются в регистрирующий орган в форме электронных документов.

В соответствии с пп. «з» п.1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ отказ в государственной   регистрации   допускается   в   случае   невыполнения   требований, предусмотренных пп. «г» п.1 ст. 21 Федерального закона № 129-ФЗ.

Согласно п.2 ст. 9 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет предусмотренные пп. 1-8 п.2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующем порядке: при ликвидации сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующем порядке: при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет указанные сведения об уволенных в связи с этим застрахованных лицах, работавших у него, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).

Не согласившись с решением Инспекции, ликвидатор ООО «Виртус-Л» ФИО1 обратился в УФНС России по Тюменской области с жалобой на решение МИФНС № 14 по Тюменской области от 26.06.2019.

Регистрирующим органом в рамках рассмотрения жалобы заявителя повторно в адрес Центра Пенсионного фонда России в Тюменской области направлен запрос от 07.08.2019 №03-27/07233 по вопросу предоставления информации об исполнении Обществом с ограниченной ответственностью «ВИРТУС-Л» обязанности, предусмотренной в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч.4 ст.9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» по состоянию на 19.06.2019, а также когда представлена заявителем отчетность.

Согласно ответу Центра ПФР в Тюменской области от 16.08.2019 № 09/10418 (вх.№06827 от 19.08.2019), по состоянию на 19.06.2019 ООО «ВИРТУС-Л» не исполнена обязанность по представлению отчетности по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) за 2019 год в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ.

По состоянию на 16.08.2019 обязанность ООО «ВИРТУС-Л» исполнена. Дата предоставления отчета по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) на 2019 год в УПФР в г. Тюмени Тюменской области 21.06.2019.

В материалы дела представлена копия документа по форме СЗВ-М – сведения о застрахованных лицах, из которого усматривается, что данные сведения за июнь 2019 года были представлены Обществом в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тюмени Тюменской области 21.06.2019, о чем свидетельствует соответствующий штамп государственного органа. 

Таким образом, из представленных доказательств следует, что на момент вынесения Инспекцией оспариваемого решения  заявителем обязанность по представлению отчетности по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) за 2019 год в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ была исполнена. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа  в государственной регистрации ликвидации ООО «Виртус-Л».

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.3 ч.4 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В соответствии с указанным, суд считает необходимым обязать МИФНС России №14 по Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации ликвидации ООО «Виртус-Л» на основании заявления ФИО1 от 19.06.2019, вх. № 12307А, после вступления решения суда в законную силу.

В связи с удовлетворением исковых требований, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае Инспекция является номинальным ответчиком, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. суд относит на истца по правилам ст.110 АПК РФ

Руководствуясь ст.ст.110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение  от 26.06.2019 № 12307А, вынесенное МИФНС России №14 по Тюменской области.

Обязать МИФНС России №14 по Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации ликвидации ООО «Виртус-Л» на основании заявления ФИО1 от 19.06.2019, вх. № 12307А, после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с МИФНС России №14 по Тюменской области в пользу ООО «Виртус-Л» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Бадрызлова М.М.