ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-20210/20 от 16.02.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-20210/2020

24 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2021 года. Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «СЕВЕР» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании решений № 18757А и № 18762А от 14.10.2020, решения № 551 от 18.11.2020, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,

при участии

от заявителя - ФИО1 на основании доверенности от 27.07.2020,

от ответчиков – ФИО2 на основании доверенности от 12.01.2021 № 03-16/00068, ФИО3 на основании доверенности от 18.12.2020 №15,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «СЕВЕР» (далее – заявитель, Общество, ООО СК «Север») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Тюменской области (далее - ответчик, Инспекция, регистрирующий орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее – ответчик, Управление, вышестоящий налоговый орган) об оспаривании решений № 18757А и № 18762А от 14.10.2020, решения № 551 от 18.11.2020, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.

Представители ответчиков возражают против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах.

Как следует из материалов дела, ООО СК «Север» в качестве налогоплательщика зарегистрировано 27.11.2013.

07.09.2020 в Инспекцию на государственную регистрацию поступили комплекты документов в отношении  ООО СК «Север».

На основании представленных документов 14.09.2020 Инспекцией принято решение №18762А о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 4.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2011 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ).

Приостановление государственной регистрации обусловлено необходимостью проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении физического лица ФИО4

Основанием для вынесения решения о приостановлении государственной регистрации внесения изменений послужило наличие обращения ИФНС России по г. Тюмени № 3 о необходимости проведения контрольных мероприятий, проверки достоверности введений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении физического лица ФИО4, в связи с возникновением должностных обязанностей в отношении ООО СК «Север», а также во исполнение Приказа ФНС России от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@, вступившего в силу 5 июня 2016  года (у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц).

В рамках проведения контрольных мероприятий ФИО4 как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО СК «Север» был приглашен в регистрирующий орган для проведения допроса и подтверждения достоверности сведений в представленных на государственную регистрацию документах.

Судом установлено, что 18.09.2020 сотрудником ИФНС России по г. Тюмени № 3  проведен допрос ФИО4 относительно внесения изменений в сведения о юридическом лице.

Согласно полученной информации от ИФНС России по г.Тюмени №3 следует, что ФИО4 не был осведомлен относительно деятельности юридического лица - ООО СК «Север».

Учитывая совокупность фактов, выявленных при проведении мероприятий, регистрирующим органом 14.10.2020 принято решение № 18762А об отказе государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лип, не связанных с внесением изменений в учредительный документ в отношении ООО СК «Север».

Оспариваемый отказ мотивирован положениями подпункта «ч» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ, а именно, сведения, содержащиеся в представленных документах на государственную регистрацию изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении ООО СК «Север» являются недостоверными.

Из оспариваемого решения следует, что в ходе проведения контрольных мероприятий (допрос назначаемого руководителя ФИО4) установлено несоответствие сведений, указанных в представленных на государственную регистрацию документах в отношении ООО СК «Север» пояснениям, данным ФИО4 при допросе 18.09.2020.

В связи с чем, Инспекцией сделан вывод о том, что вышеуказанные факты    свидетельствуют о  неосведомленности относительно информации о деятельности юридического лица, исключают возможность реального ведения финансово-хозяйственной деятельности   ФИО4 в Обществе.

Дополнительно в решении Инспекция также сообщила, что ООО СК «Север» не находится по адресу государственной регистрации, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 14.04.2020 (ГРН записи 2207202727257).

Таким образом, оспариваемым решением №18762А установлено, что указанные выше обстоятельства препятствуют осуществлению регистрационных действий.

Кроме того, 07.09.2020 в Инспекцию на государственную регистрацию также поступили комплекты документов в отношении  ООО СК «Север» в связи с предстоящей сменой адреса.

На основании представленных документов 14.09.2020 Инспекцией принято решение №18757А о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 4.4 статьи 9 Закона №129-ФЗ.

Приостановление государственной регистрации обусловлено необходимостью проведения опроса ФИО4 как лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Общества.

Основанием для вынесения решения о приостановлении государственной регистрации послужило одновременное предоставление документов для государственной регистрации внесения изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы в связи со сменой физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого принято решение о приостановлении (Вх.№187б2А).

14.10.2020 Инспекцией принято решение №18757А об отказе государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительный документ в отношении юридического лица ООО СК «Север».

Оспариваемый отказ мотивирован положениями подпункта «д» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ, а именно, подписание неуполномоченным лицом заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Не согласившись с принятыми решениями, Общество обжаловало их в вышестоящий налоговый орган.

По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом было вынесено решение от 18.11.2020 №551, которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решения Инспекции и Управления не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В заявлении приведены доводы о том, что единственным участником Общества был избран директор -  ФИО4. В целях исключения вероятности отказа в государственной регистрации изменений в части регистрации включения в ЕГРЮЛ в сведения об Обществе записей о новом директоре Общества ФИО4, о распределении долей, единственным участником Общества ФИО5 было принято решение об изменении местонахождения Общества с г.Тюмень на г.Москва. У регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, так как Обществом представлены все необходимые документы. Общество приводит критические доводы относительно контрольных мероприятий Инспекции по осуществлению допроса ФИО4 К доводам ответчиков об ином адресе регистрации ФИО4 заявитель также относится критически. В обоснование позиции заявитель представил соответствующие документы.

В письменных пояснениях заявителем поддержана изложенная позиция, а также приведены ссылки на судебную практику и правовые позиции ФНС России.

В представленных отзывах Инспекция и Управление пояснили обстоятельства вынесения оспариваемых решений, а также поддержали содержащиеся в них позицию и выводы. Налоговый орган указывает на то, что совокупность установленных обстоятельств свидетельствуют о недобросовестности лиц, осуществляющих управление юридическим лицом ООО СК «Север», а также о предпринятых попытках избежать ответственности путем назначения на должность руководителя неосведомленного относительно деятельности Общества физического лица. Заявителем не приведено ни одного достаточного и обоснованного подтверждения допущенных нарушений со стороны регистрирующего органа.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

В силу статьи 1  Закона №129-ФЗ указанный федеральный закон регулирует отношения, возникающие, в том числе, в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона №129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно пункту 4.4. статьи 9 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, регистрирующих орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен статьей 23 Закона №129-ФЗ.

Основанием для отказа в государственной регистрации является, в том числе, следующие случаи:

- предоставление документов, содержащих недостоверные сведения (подпункт «ч» пункта 1 Закона №129-ФЗ);

- подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (подпункт «д» пункта 1 Закона №129-ФЗ).

Материалами дела подтверждено, что основанием для вынесения решения № 18762А послужил вывод Инспекции о том, что сведения, содержащиеся в представленных документах на государственную регистрацию изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении ООО СК «Север» являются недостоверными.

Основанием для вынесения решения №18757А послужил вывод Инспекции о подписании неуполномоченным лицом заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

В материалы дела представлен протокол от 18.09.2020 допроса в качестве свидетеля ФИО4, который пояснил, что фактически проживает в Москве. Назначен на должность директора ООО СК «Север». С единственным учредителем Общества знаком лично. Условия трудовой деятельности не оговаривались. О наличии трудового договора ничего не известно. Сведениями о наличии имущества, сотрудников, налоговой отчетности свидетель не располагает.

Как отмечено судом выше, в ходе проведения контрольных мероприятий (допрос назначаемого руководителя ФИО4) установлено несоответствие сведений, указанных в представленных на государственную регистрацию документах в отношении ООО СК «Север» пояснениям, данным физическим лицом ФИО4 при допросе 18.09.2020.

В связи с чем, суд находит обоснованным вывод регистрирующего органа о неосведомленности ФИО4 относительно информации о деятельности юридического лица. Не подтверждена возможность реального ведения финансово-хозяйственной деятельности ФИО4 в ООО СК «Север».

При указанных обстоятельствах, а также с учетом установления факта отсутствия Общества по адресу государственной регистрации, суд полагает, что Инспекцией обоснованно выявлена невозможность осуществления регистрационных действий, а также факт подписания заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц неуполномоченным лицом.

Налоговый орган также пояснил, что при осуществлении мероприятий по проверке достоверности сведений и принятии решений об отказе в государственной регистрации Инспекцией были учтены в совокупности все факторы, имеющие значение для целей государственной регистрации.

Так, 03.02.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений в отношении руководителя Общества Брандт Д.А. (ГРН записи 2207200033005), на основании поданного заявления физического лица форме № Р34001 о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.

Регистрирующий орган ссылается на протокол допроса Брандт Д.А., составленный 16.11.2018 оперуполномоченным ОЭБиПК ОМВД России по Пуровскому району, в котором опрашиваемый  пояснил, что не осуществляет функции руководителя ООО СК «Север». К финансово-хозяйственной деятельности Общества отношения не имеет. Всю деятельность ведет и контролирует учредитель Общества ФИО6

14.04.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица ООО СК «Север»: <...>. Указанный адрес не является адресом регистрации или собственностью учредителей или руководителя. В связи с чем, Инспекцией сделан вывод о недостоверности  данного адреса.

Кроме того, налоговый орган также пояснил, что Обществом неоднократно предпринимались попытки смены руководителя, адреса места нахождения, а также смены состава участников.

В настоящее время в отношении ООО СК «Север» имеется ограничение на осуществление регистрационных действий, вынесенное на основании постановления о запрете по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц от 05.11.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Парабельскому району УФССП России по Томской области, возбужденного на основании исполнительного листа №ФСО12931836 от 22.08.2019 Парабельского районного суда. Предметом исполнения является задолженность по договору займа.

Совокупность указанных выше фактов позволила Инспекции сделать обоснованный вывод  о недобросовестности лиц, осуществляющих управление ООО СК «Север», а также о предпринятых попытках избежать ответственности путем назначения на должность руководителя неосведомленного относительно деятельности общества физического лица.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения № 18762А и №18757А вынесены Инспекцией при наличии достаточных правовых оснований. Решение Управления №551 также является законным и обоснованным. 

Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

Позиция и доводы сторон относительно действительного места регистрации ФИО4 судом не оцениваются, поскольку данное обстоятельство не явилось основанием для принятия оспариваемых решений. 

Оценив доводы Общества применительно к изложенным выше обстоятельствам, с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемых решений и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания таких доводов  обоснованными.

На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями  102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Безиков О.А.