ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-20241/2021 от 09.12.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-20241/2021

14 декабря 2021 года

резолютивная часть решения объявлена  09 декабря 2021 года

решение в полном объеме изготовлено 14 декабря 2021 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Западная Сибирь» (ОГРН:1028601441978, ИНН: 8608048498, дата регистрации: 21.10.2002, адрес: 628484, Хант-Мансийский автономный округ-Югра, улица Прибалтийская, дом 20)

к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403)

о признании недействительными пункта 5 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований №90 от 19.07.2021,

       при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

       при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя  –  Борисова Л.М., на основании доверенности № 363/20 от 04.12.2020, СавченкоГ.Л., на основании доверенности от 19.01.2021 участвует посредством онлайн- заседания,

от ответчика – Никитичева А.Д., на основании доверенности от 23.08.2021, 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Западная Сибирь» (далее – заявитель, ООО «Лукойл-Западная Сибирь», Общество) обратилось в суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным пункта 5 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований №90 от 19.07.2021.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и в возражениях на отзыв на заявление с учетом их дополнений.

Представитель ответчика против заявленных требований возражает по доводам, изложенным в отзыве на заявление с учетом его дополнений, согласно которым просит суд в их удовлетворении отказать в полном объеме.

 Как следует из материалов дела, Росприроднадзором по распоряжению от 09.06.2021 №1029 в период  22.06.2021- 19.07.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Лукойл-Западная Сибирь».

По результатам проверки составлен акт проверки № 122 от 19.07.2021 (далее –акт проверки) и выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 90 от 19.07.2021 (далее – предписание).

На акт проверки и предписание Обществом письмом №15/2-19/4-266У от 20.08.2021 были направлены возражения (в части).

В соответствии с пунктом  5 предписания Обществу вменено нарушение, согласно которому  в ходе проверки ТПП «Урайнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» установлено, что предприятие в нарушение пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса не заявлялось в Росприроднадзор и его территориальные органы на получение заключения по объекту НВОС №71-0186002661-П Полигон промышленных отходов Мортымья-Тетеревского л.у.

В связи с чем, Управление обязало Общество устранить указанные нарушения в срок до 19.10.2021.

Общество не согласно с данным пунктом 5 предписания, считает его не соответствующим требованиям закона, основанным на неправильной оценке обстоятельств и является реально не исполнимым.

В связи с чем, полагая нарушенными свои права и законные интересы, ООО «Лукойл-Западная Сибирь» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляется, в том числе, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

В целях реализации части 5 статьи 54 ГрК РФ процедура осуществления федерального государственного экологического надзора и выдачи заключения определена Методическими рекомендациями по выдаче Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, утвержденными приказом Росприроднадзора от 28.06.2019 № 347.

Согласно пункту 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ Росприроднадзор по результатам федерального государственного экологического надзора осуществляет выдачу заключения федерального государственного экологического надзора (далее – заключение).

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 названной статьи запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с названным Федеральным законом.

Аналогичные требования содержались в указанной норме в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений, внесенных с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27.12.2019№ 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11    и 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства регулируется частью 7 статьи 54 ГрК РФ.

Статьей 8  Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ) внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которым часть 7 статьи 54 ГрК РФ дополнена указанием на осуществление государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

На основании части 4 статьи 12 Федерального закона № 219-ФЗ данные изменения вступили в силу с 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 названного Кодекса.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу.

Предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

В связи с чем,  предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Кроме того, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть обоснованными как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые обязанности, содержать конкретные указания на совершенное нарушение, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей, по сути, влечет нарушение законных прав и интересов лица, которому выдано соответствующее предписание.

Предписание административного органа, целью которого является обязание лица совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.

Данный подход подтверждается сложившейся практикой правоприменения Верховного Суда Российской Федерации, который в определении  от  31.05.2016 №305-КГ16-4786 разъяснил, что требования об исполнимости предписания предусмотрены в статье 17  Федерального закона № 294-ФЗ, по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела судом установлено, что в период 22.06.2021-19.07.2021 на основании приказа Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 09.06.2021 № 1029 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица – ООО «Лукойл-Западная Сибирь», с изменениями внесенными приказом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 28.06.2021 № 1138 «О внесении изменений в Приказ Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 1029 от 09.06.2021» Управлением проведена плановая выездная проверка следующих объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

– цех переработки газа, код объекта 71-0186-001746-П, категория объекта I категория, категория риска средняя (4);

– полигон промышленных отходов Мортымья-Тетеревского л.у., код объекта 71-0186-002661-П, категория объекта I категория, категория риска значительная (3);

– объект добычи сырой нефти (совокупность технологически связанных объектов Советского района) Северо-Даниловский, Новомостовекий, Пайтыхский, Потанай-Картопьинский, Сьгморьяхский, Западно-Тугровский, Тальниковый, Лазаревский, Филишювский,Ловинский, Яхлинский, Даниловский, Шушминский, Умытьинский, Западно-Тальниковый, Западно-Новомостовский л.у., код объекта 71-0186-002730-П, категория объекта I категория, категория риска чрезвычайно высокая (1).

По результатам проверки составлен акт проверки № 122 от 19.07.2021 и предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 90 от 19.07.2021.

В ходе проверки установлено, что объект НВОС I категории № 71-0186-002661-П -Полигон промышленных отходов Мортымья-Тетеревского л.у.  введен в эксплуатацию с 19.07.2018.

Вместе с тем, в ходе проверки ТПП «Урайнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» установлено, что предприятие в нарушение пункта 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ не заявлялось в Росприроднадзор и его территориальные органы на получение заключения по объекту НВОС № 71-0186-002661-П - Полигон промышленных отходов Мортымья-Тетеревского л.у.

Согласно сведениям, размещенным в кабинете природопользователя по электронному адресу Полигон промышленных отходов Мортымья-Тетеревского л.у., код объекта 71-0186-002661-П относится к объекту I категории.

В связи с чем, в адрес Общества выдано предписание, согласно пункту 5 которого указано, что ТПП «Урайнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» не заявлялось в Росприроднадзор и его территориальные органы на получение заключения по объекту НВОС №71-0186002661-П Полигон промышленных отходов Мортымья-Тетеревского л.у., что является нарушением требований пункта 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ; срок устранения нарушения – 19.10.2021. 

Ответчик, оспаривая вмененное нарушение, указывает со ссылкой на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, что выдача заключения, указанного в оспариваемом пункте 5 Предписания, предусмотрена только на стадии рассмотрения заявления застройщика о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в рамках иных процедур выдача такого заключения не предусмотрена.

Таким образом, комплектность документов, предусмотренных законом для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проверяется уполномоченным органом на стадии рассмотрения соответствующего заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а не после завершения строительства объекта.

Обществом в установленном порядке 19.07.2018 получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №86~ru86502000-3016764-2016.

При этом, как указывает заявитель, указанный объект на момент ввода его в эксплуатацию к объектам  I категории не относился, поскольку на нем предполагалось только размещение отходов и не планировалось проведение их обезвреживания. Соответственно, по мнению заявителя, в данном случае основания для получения заключения, указанного в пункте 5 предписания, отсутствуют.

Между тем, судом установлено, что строительство объекта - Полигон промышленных отходов Мортымья-Тетеревского л.у. производилось в соответствии с проектной документацией, разработанной в 2014 году.

Заказчиком проектной документации являлся ООО «Лукойл-Западная Сибирь» ТПП «Урайнефтегаз».

Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре от 28.10.2021 № 1722 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы № 90 проектной документации «Полигон промышленных отходов на Мортымья-Тетеревском месторождении. Корректировка» (далее – заключение).

На странице 2 заключения указано, что при разработке проектной документации учитывалось, что в составе проектной документации предусмотрено строительство объекта, на котором будет производиться размещение и обезвреживание промышленных отходов.

Таким образом, проектная документация на указанный объект согласно заключению государственной экологической экспертизы предусматривает как хранение, так и обезвреживание отходов, то есть Полигон промышленных отходов Мортымья-Тетеревского л.у. проектировался и строился как объект I  категории.

В соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (действующей по состоянию на 2014 год) объектом государственной экологической экспертизы являлась проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1 - V класса опасности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к объектам I категории относится деятельность по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок по обезвреживанию отходов производства и потребления I - III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению.

На странице 9 заключения указано, что на полигоне предусматриваются следующие мероприятия по обращению с отходами: нефтешламы и песок нефтезагрязненный из карт погрузчиком направляются на площадку для оборудования утилизации нефтесодержащих отходов 3 класса опасности, где происходит обезвреживание.

Таким образом,  на стадии проектирования и прохождения государственной экологической экспертизы «Полигон промышленных отходов на Мортымья-Тетеревском месторождении» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации относился к объекту I категории.

В связи с чем, ООО «Лукойл-Западная Сибирь» необходимо было обратиться в Росприроднадзор за получением заключения органа федерального государственного экологического надзора.

Определение категории НВОС в соответствии со статей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» осуществляется на основании заявки юридического лица.

В связи с чем, Обществом, на момент получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1029, Полигон был отнесен к НВОС 2 категории, поскольку на объекте планировалось осуществление деятельности по сбору, обработке и утилизации отходов только в части, касающейся хранения нефтесодержащих отходов III класса опасности, что подтверждается приказом от 03.07.2018г. №ПХ-152У.

В последующем Общество изменило намерения и стало осуществлять деятельность по обезвреживание отходов.

Однако объект НВОС «Полигон промышленных отходов Мортымья-Тетеревского л.у.» (код объекта № 71-0186-002661-П) с момента постановки на учет до настоящего момента не менял категорию, то есть изначально относился к объектам НВОС  I категории.

Данное обстоятельство фактически не опровергается заявителем, который  письмом от 30.05.20119 № 43-21-356  направил в адрес Управления заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду «Полигон промышленных отходов Мортымья-Тетеревского л.у.», в пункте 2 которого Обществом указана декларируемая категория объекта как I категория.

На основании указанной заявки «Полигон промышленных отходов Мортымья-Тетеревского л.у.» поставлен на учет и выдано свидетельство № DF4JLTYK от 06.06.2019.

Таким образом, принимая во внимание проектную документацию,  положительное заключение государственной экологической экспертизы № 90 на проектную документацию, объект   -   Полигон   промышленных   отходов   Мортымья-Тетеревского л.у. на котором Общество осуществляет деятельность по хранению и обезвреживанию отходов, относится к НВОС I  категории.

Следовательно, предписание в части оспариваемого заявителем пункта 5, отвечает критериям законности и исполнимости, в связи с чем, является обоснованным, не нарушающим права и законные интересы Общества, следовательно, оснований для его отмены не установлено.

С учетом изложенного, заявленные ООО «Лукойл-Западная Сибирь» требования удовлетворению не подлежат, так как основаны на неверной оценке норм материального права в сфере градостроительного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, опровергаются установленными по делу фактическими обстоятельствами.

            Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                                                 Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

            Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.