ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-20397/19 от 16.12.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-20397/2019

23 декабря 2019 года

резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2019 года

решение в полном объеме изготовлено 23 декабря 2019 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Унисон Капитал» (ОГРН: 1027200807424 ИНН: 7203097350, дата регистрации - 17.10.2002, адрес: 625002, г.Тюмень, ул.Свердлова, д.5, корпус 1, этаж 3)

к Центральному банку Российской Федерации (отделение по Тюменской области Уральского главного управления)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении №1921210/3110-1 от 31.10.2019,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – не явились,

от ответчика – Иванова Е.А. по доверенности от 31.08.2018,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Унисон Капитал» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральному банку Российской Федерации об оспаривании постановления №19-18166/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-71-ЮЛ-19-18166 от 26.09.2019.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела заявитель извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика требования заявителя не признал на основании изложенных в отзыве на заявление доводов.

03.10.2019 главным юрисконсультом сектора правового обеспечения банковской деятельности и деятельности финансовых организаций юридического отдела Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка РФ Езовым А.А. был составлен протокол № ТУ-71-ЮЛ-19-21210/1020-1 в отношении Общества с ограниченной Ответственностью «Унисон Капитал».

31.10.2019 вынесено постановление №19-21210/3110-1 о наложении штрафа по данному делу об административном правонарушении, которым в отношении заявителя было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Постановление получено обществом 13.11.2019, что подтверждается почтовым идентификатором.

С постановлением заявитель не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене, полагает что Банком исследование по делу проведено формально, с явным обвинительным уклоном, санкция, примененная Банком, чрезмерно сурова относительно обстоятельств дела, никаких неблагоприятных последствий не наступило.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав объяснения представителя ответчика, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения о привлечении лица к административной ответственности, если установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.

В соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее -Закон №86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Вышеуказанной статьей установлен перечень некредитных финансовых организаций, к числу которых относятся лица, осуществляющие, в том числе, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Статья 76.6 Закона №86-ФЗ предусматривает, что Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Общество имеет лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности от 16.07.2009 №172¬12380-000100, на осуществление брокерской деятельности от 14.05.2003 №172-06602-100000, на осуществление дилерской деятельности от 04.05.2006 №172-09088-010000.

В соответствии с п. 3 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон №39-Ф3) Банк России разрабатывает и утверждает требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе с учетом вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и характера совершаемых операций.

На основании п. 2 ст. 10.1-1 Закона №39-Ф3 профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан организовать и осуществлять внутренний контроль, а в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России, обязан организовать и осуществлять внутренний аудит в соответствии с требованиями Банка России.

Порядок осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита устанавливается документами профессионального участника рынка ценных бумаг в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России (п. 4 ст. 10.1-1 Закона №39-Ф3).

Положение о внутреннем контроле определяет порядок организации и осуществления профессиональным участником рынка ценных бумаг (далее -профессиональный участник) контроля за соответствием деятельности профессионального участника требованиям законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о рекламе, а также соблюдением внутренних документов профессионального участника, связанных с его деятельностью на рынке ценных бумаг (далее - внутренний контроль).

В соответствии с п. 2.5 Положения о внутреннем контроле профессиональные участники должны иметь инструкцию о внутреннем контроле, утвержденную уполномоченным органом профессионального участника, которая должна содержать, в том числе и порядок осуществления внутреннего контроля в филиалах профессионального участника (при наличии филиалов, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг).

Согласно Федеральному закону от 23.07.2013 №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» с 01.09.2013 Банку России переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.

Согласно приказу Банка России от 28.12.2018 №ОД-3400 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность центрального депозитария, деятельность по проведению организованных торгов, клиринговую деятельность и деятельность центрального контрагента, репозитарную деятельность, а также деятельность саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих профессиональных участников рынка ценных бумаг, и об отмене отдельных распорядительных актов Банка России» Уральское главное управление Центрального банка Российской Федерации осуществляет контроль и надзор за профессиональным участником рынка ценных бумаг ООО «Унисон Капитал».

Во исполнение требования Банка России о предоставлении документов от 05.08.2019 №Т5-45-8/36253 Обществом письмом от 07.08.2019 №85 была представлена копия Инструкции о внутреннем контроле в ООО «Унисон Капитал», утверждённой приказом генерального директора ООО «Унисон Капитал» №12 от 06.06.2018 (далее - Инструкция), и иные документы.

В нарушение требований п. 2.5 Положения о внутреннем контроле, Инструкция не содержит порядка осуществления внутреннего контроля в филиалах профессионального участника (при наличии филиалов, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг).

Наличие у Общества филиала подтверждается данными ЕГРЮЛ (запись от 10.06.2019 о филиале, почтовый адрес филиала: 121170, г. Москва, ул. Неверовского, дом 9, этаж 3, помещение 1, ком. 31).

Осуществление филиалом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг подтверждается отчётностью по форме 0420401 «Общие сведения об организации» (нерегулярная) по состоянию на 16.07.2019, представленной Обществом 18.07.2019 (№ peг. пакета отчётности — 17_001_001_00110297). В данной отчётности значение показателя «Указание на осуществление подразделением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» раздела 2 «Сведения об обособленных подразделениях отчитывающейся организации» содержит значение «да», при этом, при направлении отчетности по состоянию на 10.06.2019 значение показателя «Указание на осуществление подразделением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» раздела 2 «Сведения об обособленных подразделениях отчитывающейся организации» содержит значение «нет».

На основании вышеизложенного, с момента осуществления филиалом Общества профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в Инструкцию в соответствии с требованиями Положения о внутреннем контроле должны были быть внесены изменения.

Частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за иное нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, репозитарием, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Фактических свидетельств об отсутствии у Общества возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлено. Доказательства наличия объективной невозможности в соблюдении требований законодательства, неисполнение которых влечет ответственность, предусмотренную ч. 12 ст. 15.29 КоАП РФ, в материалы дела не представлено.

Таким образом, материалы рассматриваемого дела не содержат доказательств того, что несоблюдение п. 2.5 Положения о внутреннем контроле обусловлено объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля Общества, и, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований законодательства.

Учитывая изложенное, материалами дела подтверждается наличие в бездействии общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 15.29 КоАП РФ.

Довод общества о том, что Московский филиал не осуществлял деятельность 16.07.2019 материалами дела не подтверждается, напротив осуществление филиалом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг подтверждается отчётностью по форме 0420401 «Общие сведения об организации» (нерегулярная) по состоянию на 16.07.2019, представленной Обществом 18.07.2019 (№ peг. пакета отчётности - 17 001 001 00110297). В данной отчётности значение показателя «Указание на осуществление подразделением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» раздела 2 «Сведения об обособленных подразделениях отчитывающейся организации» содержит значение «да», при этом, при направлении отчетности по состоянию на 10.06.2019 значение показателя «Указание на осуществление подразделением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» раздела 2 «Сведения об обособленных подразделениях отчитывающейся организации» содержит значение «нет».

Кроме того, в материалах дела имеется приказ общества от 18.06.2019 №10/2019 «О внесении изменений в документы, регламентирующие деятельность профессионального участника на рынке ценных бумаг», что свидетельствует о том, что Общество знало о необходимости исполнения требований установленных п. 2.5 Положения о внутреннем контроле, в части внесения изменений в Инструкцию о порядке осуществления внутреннего контроля в филиале.

Вместе с тем, должностное лицо отделения Тюмень усмотрело возможность в силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа до 150 000 рублей.

Таким образом, дело об административном правонарушении №ТУ-71-ЮЛ-19-21210 рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в сроки, установленные нормами КоАП РФ, с соблюдением срока давности привлечения Общества к административной ответственности. Процессуальных нарушений при возбуждении указанного дела об административном правонарушении также как и при его рассмотрении, административным органом не допущено.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного Обществом административного правонарушения.

Вина общества в данном правонарушении административным органом установлена.

Доказательств того, что общество приняло все необходимые меры по недопущению правонарушения, или того, что у него отсутствовала объективная возможность для этого, заявитель в материалы дела не представил.

Процессуальных нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности судом не установлено.

Вышеизложенные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 168-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления об оспаривании постановления Центральному банку Российской Федерации по делу об административном правонарушении №1921210/3110-1 от 31.10.2019 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.