ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-20846/18 от 27.03.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-20846/2018

03 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2019 года.

Решение в полно объеме изготовлено  03 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Тарманское-Центральное»

к Управлению Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты- Мансийскому автономным округам

об оспаривании предписания от 19.09.2018 № 000405,

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 08.11.2017,

от ответчика – не явились, извещены,

установил:

Открытое акционерное общество «Тарманское-Центральное» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Тарманское-Центральное») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты- Мансийскому автономным округам (далее – ответчик, Управление, уполномоченный орган) о признании недействительным предписания от 19.09.2018 № 000405.

Представитель заявителя в судебном заседании  поддержал  требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к заявлению.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Отзыв ответчиком не представлен.

Как следует из материалов дела, на праве собственности заявителю принадлежит земельный участок по адресу: Нижнетавдинский район, 4,2 км на юг от границы с. Тюнево, кадастровый № 72:12:0000000:3051.

19 сентября 2018 г. по адресу: <...>, объект землепользования - земельный участок, расположенный по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, 4,2 км на юг от границы с. Тюнёво, на основании распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам от 03.09.2018 № 311, изданного заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам ФИО2, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении открытого акционерного общества «Тарманское-Центральное».

По результатам проведения проверки Управлением были выявлены нарушения, зафиксированные в Акте проверки от 19.09.2018 № 311.

В целях устранения выявленных нарушений Обществу выдано оспариваемое предписание с установленными сроками исполнения.

Полагая, что вышеуказанное предписание Управления не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования  подлежат удовлетворению  по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу абзаца ст.42 ЗК РФ Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В статье 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для постоянного пользования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ЗК РФ  землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем, Постановлением Администрации Нижнетавдинского района Тюменской области №435 от 22.09.1993 правопредшественнику заявителя был  предоставлен горный отвод на разработку торфяного месторождения «Тарманское – Центральное» на площади 390 га.

Согласно Горноотводным актам от 1993 года на разработку общераспространенного полезного ископаемого Администрацией Нижнетавдинского района Тюменской области земельные участки, расположенные в Нижне-Тавдинском районе Тюменской области в 36 км юго-западнее села Нижняя Тавда, переданы для промышленной разработки торфа.

16.06.2003 заявителю выдана лицензия на право пользования недрами  №ТЮМ00859ПЭ в целях добычи торфа для нужд сельского хозяйства на участке, расположенном в Нижнетавдинском районе Тюменской области. Срок лицензии до 01.03.2014.

27.07.2006 Нижне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов обществу выдана лицензия на водопользование (поверхностные водные объекты) №ТЮМ00295ББДБВ в целях использования акватории площадью 0,2274 км2 для добычи торфа на болоте Тарманское в границах Нижнетавдинского района Тюменской области.

Правительством Тюменской области заключен с заявителем договор №73 от 16.11.2006 на пользование водным объектом от 24.08.2006, согласно которому заявителю предоставлено право пользования водным объектом – болотом Тарманское в границах Нижне-Тавдинского района Тюменской области.

В п.1.2.2 договора указано, что водный объект – Тарманский болотный массив относится к низинному типу болот террасного залегания.

Водный объект – болото Тарманское используется для добычи торфа механизированным способом тракторами с прицепным оборудованием на акватории площадью 0,2274 км2.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков.

Заявитель в поданном в суд заявлении указал, что проводить работы на участке невозможно вследствие его затопления водой.

Согласно протоколу осмотра земельного участка от 28.09.2017 проверяющими при участии законного представителя общества установлено, что часть участка находится под водой, часть участка заросла сорной растительностью: тростник обыкновенный, часть участка заросла древесно-кустарниковой растительностью.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что части участка не покрытые полностью водой также подтоплены и не проходимы ни для людей, ни для производственной техники. При проведении осмотра земельный участок комиссией полностью не осматривался в связи с невозможностью прохода людей по болоту.

Судом установлено, что осмотр всего участка производился с воздуха с использованием квадрокоптера.

Таким образом, из материалов дела следует, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для постоянного пользования.

Земельный участок предоставлен в целях добычи торфа, располагается на болоте, в связи с чем, заявителем заключен договор водопользования.

В настоящее время земельный участок фактически не используется в связи с обводнением территории, на которой он расположен.

Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В оспариваемом предписании  Обществу указано на необходимость проведения агротехнических мероприятий по уничтожению сорной и древесно-кустарниковой растительностью на площади 279475 кв. м. на вышеуказанном земельном участке.

Между тем, ответчиком не представлены доказательства того, что земельный участок заявителя относится в настоящее время или относился на момент его предоставления заявителю к какому-либо виду сельскохозяйственных угодий (подлежащих государственному учету) и использовался для производства сельскохозяйственной продукции.

При этом следует учесть, что подпункт 3 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ предусматривает обязанность собственников земельных участков проводить мероприятия по защите от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, именно сельскохозяйственных угодий, а не любых земель сельскохозяйственного назначения.

Тот факт, что спорный земельный участок расположен на болоте, зарос сорной растительностью (тростником) и частично покрыт древесно-кустарниковой растительностью подтвержден материалами дела, однако, доказательств ухудшения качества земли ответчиком  не представлено.

Управлением не конкретизировано, какие именно мероприятия должно произвести Общество.

В силу части  5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушение указанной нормы административный орган не доказал правомерность вынесенного предписания, поскольку соответствующее документальное и мотивированное обоснование выявленных нарушений суду не представлено.

Вместе с тем, сама по себе констатация в процессуальном документе фактов обнаруженных нарушений, без установления вины в их совершении, является недостаточной. Формальные условия неприменения соответствующих норм, в отсутствие подтверждающих доказательств, не могут свидетельствовать о правомерности оспариваемого предписания.

Таким образом, оценив оспариваемое предписание, суд пришел к выводу о том, что материалы проверки не содержат изложение документально подтвержденных фактов нарушений действующих норм и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, данные документы содержат субъективные предположения проверяющих, не основанные на достаточных доказательствах.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что оспариваемое предписание является незаконным, необоснованным и неисполнимым, в связи с чем, требования заявителя подлежат  удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы, понесенные им по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела.

Руководствуясь статьями  102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным предписание Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты- Мансийскому автономным округам от 19.09.2018 № 000405.

Взыскать с Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты- Мансийскому автономным округам в пользу ОАО «Тарманское-Центральное» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Бадрызлова М.М.