ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-21061/20 от 14.01.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-21061/2020

21 января 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2021 года. Решение в полном объёме изготовлено 21 января 2021 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарём Бахмач И.М., рассмотрев в судебном заседании заявление

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице Жилищно-коммунальной службы № 11 (г.Тюмень)

к Государственной жилищной инспекции Тюменской области

о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2020 №200/20 о привлечении к административной ответственности,

при участии:

представитель заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 11 января 2021 №867,

представитель ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 1 декабря 2020г.,

установил:

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице Жилищно-коммунальной службы № 11 (г.Тюмень) (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее – ответчик, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2020 №200/20 о привлечении к административной ответственности.

Поскольку копия оспариваемого постановления получена заявителем 01 декабря 2020г., с заявлением в суд заявитель обратился 08 декабря 2020г., в данном случае соблюден 10-дневный срок подачи заявления в арбитражный суд, установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.

Представитель заявителя, не оспаривает событие и состав административного правонарушения, но считает, что проверка была проведена с грубыми нарушениями Закона №294-ФЗ, так как проверка лицензионных требований не входит в предмет муниципального контроля, отсутствует приказ о проведении проверки, акт проверки.

Представитель ответчика против заявленных требований возражает.

Заслушав объяснения участников судебного процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, учитывая требования части 7 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса РФ о проверке судом оспариваемого постановления в полном объеме, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице Жилищно-коммунальной службы № 11 (г.Тюмень) на основании лицензии от 28.08.2017 №072 000290 и договоров управления от 13.09.2017, 13.05.2019 и 29.03.2019 осуществляет управление многоквартирными домами. Соответственно, Общество является лицом, ответственным за содержание общего имущества собственников помещений в указанных многоквартирных домах, в том числе сетей теплоснабжения.

В Инспекцию поступило письмо департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени от 01.10.2020 №32-08-003347/20 о перечне потребителей тепловой энергии, не получивших паспорт готовности к отопительному периоду 2020-2021г.г., из которого следует, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не получило паспорт готовности к отопительному периоду 2020-2021г.г. на многоквартирные дома №4 и №20 по ул. Ратной г.Тюмени, получило акт неготовности к отопительному периоду 2020-2021 г.г. на многоквартирные дома №16 мкр. Лесной, №2В, №2Г, №2Д по ул. Чернышевского г.Тюмени.

Выявленное является нарушением подпункта «д» пункта 10, подпункта «в(1)» пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, далее – Правила №491), п.2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, далее – ПИН №170), п.9, 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103, далее – Правила №103).

Изложенные обстоятельства не оспариваются заявителем и образуют в его действиях событие административного правонарушения по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

В связи с изложенным уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России составлен протокол об административном правонарушении от 27.10.2020 №305/20 по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола и иных материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Инспекции вынесено оспариваемое постановление от 10.11.2020 №200/20, в соответствии с которым Учреждение привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125 000 руб.

Привлечение заявителя к административной ответственности осуществлено при наличии у ответчика полномочий по составлению протокола и рассмотрению дела об административном правонарушении, предоставленных ч.1 ст.28.3 и ст.23.55 КоАП РФ.

Материалы дела свидетельствуют, что протокол составлен и постановление вынесено в отсутствие законного представителя Учреждения, но при надлежащем его извещении о времени и месте совершения данных процессуальных действий.

Согласно ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Ч.3.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно подп. «д» п.10 Правил №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Подпунктом в(1) пункта 24 Правил №491 предусмотрено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду.

В соответствии с пунктом 2.6.10 ПИН №170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях.

Согласно п.10 Приказа №103 сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии.

П.4 распоряжения Администрации города Тюмени от 04.05.2018 N 271 установлено, что комиссия с учетом сроков, предусмотренных пунктами 9, 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103, пунктом 8 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период СО 153-34.08.105-2004, утвержденного Минпромэнерго Российской Федерации 25.08.2004, должна ежегодно осуществлять проверку готовности к отопительному периоду в отношении потребителей тепловой энергии - до 15 сентября.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице Жилищно-коммунальной службы № 11 (г.Тюмень) не исполнена к установленному сроку обязанность по получению паспорта готовности к отопительному периоду.

В материалах дела имеются представленные Учреждением копии паспортов готовности объектов жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях, утвержденных начальником ЖКС №11 и согласованных ВрИО начальника ТВВИКУ от 07.10.2020, актов проверки выполнения мероприятий к отопительному периоду 2020-2021 г.г., паспортов тепловых пунктов в отношении многоквартирных домов №2В, №2Г, №2Д по ул. Чернышевского г.Тюмени.

Выявленное образует в действиях заявителя событие административного правонарушения по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, что не оспаривается заявителем.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения Учреждения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности и осмотрительности, которая требовалась от него в целях выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством.

Исследовав материалы дела, суд считает, что у заявителя имелась возможность для соблюдения установленных требований, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств невозможности соблюдения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России указанных требований, из материалов дела не усматривается, в связи с чем суд считает, что административным органом доказана вина Учреждения.

Процессуальных нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности судом не установлено.

Подлежит отклонению довод заявителя о том, что контроль за соблюдением лицензионнных требований не входит в предмет муниципального контроля, а осуществляется в рамках государственного контроля, поэтому дело об административном правонарушении может быть возбуждено только после оформления акта о проведении проверки.

Как установлено судом, правонарушение было выявлено не в рамках проведения проверки в отношении конкретного юридического лица, а в процессе непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

Проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в отношении Учреждения в рассматриваемом случае не проводилось и положения названного закона не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.

Право административного органа на проведение проверки по результатам мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами не исключает полномочия его должностного лица возбудить дело об административном правонарушении в случае непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Проведение проверки по правилам Закона N 294-ФЗ не является обязательным условием для возбуждения дела об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.

Указанное согласуется со сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.12.2020 N Ф04-5458/2020 по делу N А27-6687/2020).

Более того, при выявлении правонарушений уполномоченные органы обязаны их фиксировать во всех случаях своей служебной деятельности и независимо от оснований проведения проверки, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда РФ от 29.07.2016 N 310-АД16-2724 по делу N А23-4959/2014).

При этом заявителю назначен штраф ниже низшего предела, установленного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в размере 125 000 руб.

Изложенные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.167 и 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Коряковцева О.В.