ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-210/2022 от 20.04.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25- 81- 13, ф.(3452) 45- 02- 07, http://tumen.arbitr.ru, E- mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-210/2022

25 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 25 апреля 2022 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Скачковой О.А., рассмотрев в судебном заседании заявление

закрытого акционерного общества «Нортгаз» (ОГРН 1048900318312, ИНН 8904045666, дата регистрации: 27.12.2004, адрес: 629309, Ямало- Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, Славянский мкр, д. 9 этаж 3, кабинет 305)

к Северо- Уральскому межрегиональному управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, дата регистрации: 17.09.2004, адрес: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403)о признании незаконным предписания от 22.10.2021 № 113,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» Сибирский филиал,

установил:

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Беляев Д.А., доверенность от 05.10.2020,

от заинтересованного лица – Бунькова Н.В., доверенность от 04.04.2022,

от третьего лица – не явились (извещено),

установил:

в Арбитражный суд Тюменской области поступило заявление закрытого акционерного общества «Нортгаз» (далее – заявитель, общество, АО «Нортгаз») к Северо- Уральскому межрегиональному управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным предписания от 22.10.2021 № 113.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» Сибирский филиал (далее – третье лицо,  ФАУ «Главгосэкспертиза»).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв.

Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Третье лицо о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда своих представителей не направило. 21.02.2022 в арбитражный суд от третьего лица поступило пояснение третьего лица, содержащее ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей третьего лица.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением
о выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора в соответствии с частью 5 статьи 54, пункта 9 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении объекта капитального строительства, относящегося в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам
I категории - Обустройство кустов № 208, 210 Восточного купола Северо- Уренгойского месторождения. 1 Этап, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район (далее – объект).

В соответствии с решением управления 08.10.2021 № 200-рш в рамках федерального государственного контроля управлением проведена внеплановой выездная проверка, в ходе которой выявлено, что ЗАО «Нортгаз» осуществляется реализация объекта в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, в нарушение пункта 7.5 статьи 11, статей 27, 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон
№ 174-ФЗ).

Результаты проверки отражены в акте проверки от 22.10.2021, обществу выдано предписание № 113 об устранении нарушений лицензионных требований со сроком исполнения до 22.01.2022.

Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статья 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395- 1 «О недрах» (Федеральный закон № 2395- 1) разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально - технологические, конструктивные и инженерно- технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (пункт 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются, в том числе оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно- эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в части 3 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.

Федеральный закон № 174-ФЗ регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В силу статьи 1 Федерального закона № 174-ФЗ экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 10 Федерального закона № 174-ФЗ).

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня установлен статьей 11, перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня - статьей 12 Федерального закона № 174-ФЗ.

В соответствии с пунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.

В силу переходных положений, установленных частью 10 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

Как следует из материалов дела, в соответствии с проектной документацией вид объекта капитального строительства - объект производственного назначения. Функциональное назначение - добыча, сбор и подготовка к транспорту продукции добывающих скважин куста; транспорт продукции скважин для дальнейшей подготовки.

Проектной документацией в соответствии с пунктом 11 изменения № 3 к заданию на проектирование предусмотрено выделение трех этапов строительства.

I этап. Обустройство куста № 210 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения (скважины № 2101- 2104): - площадка производственная; - автомобильная дорога к кусту 210;- сети внутриплощадочные технологические; - система сбора газа. Газопровод от куста 210 до УКПГ2; - сети внутриплощадочные электроснабжения; - сети внутриплощадочные автоматизации; - ВЛ- 6 кВ;  - БЛП с ПКУ; - ГФУ.

II этап. Обустройство куста № 210 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения (2105):- сети внутриплощадочные технологические скважины № 2105; - сети внутриплощадочные электроснабжения скважины № 2105; - сети внутриплощадочные автоматизации скважины № 2105

III этап. Обустройство куста № 208 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения: - площадка производственная;- автомобильная дорога к кусту 208; - сети внутриплощадочные технологические;- система сбора газа. Газопровод от куста 208
до УКПГ2; - сети внутриплощадочные электроснабжения; - сети внутриплощадочные автоматизации; - ВЛ- 6 кВ; - БЛП с ПКУ; - ГФУ.

Проектной документацией предусматривается ввод в эксплуатацию кустов
№№ 208, 210 Восточного купола Северо- Уренгойского месторождения, в состав которых входят семь эксплуатационных скважин №№ 102, 2081, 2101, 2102, 2103, 2104, 2105.

Обустройство кустов предусматривает обвязку скважин внутриплощадочными трубопроводами, арматурой и необходимыми прискважинными сооружениями, позволяющих производить все необходимые работы по освоению, эксплуатации и ремонту скважин.

Право на выполнение работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства представлено следующими документами: - свидетельство от 20.01.2016 за № СРО-П-176-19102012
о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов, выданное ассоциацией «Саморегулируемая организация некоммерческое партнерство объединение проектировщиков».

Проектируемые сооружения размещены на землях промышленности и землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно проектной документацией 1 этап строительства «Обустройство кустов №№ 208, 210 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения, включает следующие объекты: Куст скважин № 210: 1. Площадка производственная; 2. Сети внутриплощадочные технологические; 3. Сети внутриплощадочные электроснабжения;
 4. Сети внутриплощадочные автоматизации; 5. БЛП с ПКУ; 6. Горизонтальная факельная установка; 7. Автомобильная дорога к кусту № 210; 8. ВЛ 6 кВ к кусту № 210;
9. Газопровод куст № 210 - т. вр. УКПГ - 210. Метанолопровод от т. вр. УКПГ - 2 - куст
№ 210.

В соответствии с разрешением на строительство № 89-RU89503000 995H-2019
от 27.12.2019, объекта капитального строительства «Обустройство кустов №№ 208, 210 Восточного купола Северо- Уренгойского месторождения, 1 этап, в состав имущественного комплекса, входит: Куст скважин № 210: 1. Площадка производственная; 2. Сети внутриплощадочные технологические; 3. Сети внутриплощадочные электроснабжения; 4. Сети внутриплощадочные автоматизации; 5. БЛП с ПКУ;
6. Горизонтальная факельная установка; 7. Автомобильная дорога к кусту № 210; 8. В Л 6 кВ к кусту № 210; 9. Газопровод куст № 210 - т. вр. УКПГ - 2 10. Метанолопровод
 от т. вр. УКПГ- 2- куст № 210.

12.10.2021 управлением произведено обследование территории объекта обустройство кустов № 208, 210 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения, в ходе которого представлена площадка куста газовых скважин № 210. Площадка состоит из грунтовой отсыпки, по словам представителя ЗАО «Нортгаз», грунтовая отсыпка, состоит из песчано-щебеночной смеси, в соотношении 60/40.
На данной площадке находятся следующие объекты: - сети технологические - включающая в себя площадку из металлоконструкций для обслуживания скважин, надземные трубопроводы, на свайных опорах и арматурные блоки, состоящие из металлоконструкций, на свайном основании; - сети внутриплощадочные электроснабжения и сети внутриплощадочные автоматизации - кабели, проложенные на кабельных эстакадах из металлоконструкций, находящиеся на свайных опорах; - БЛП с ПКУ - модульное здание на свайном основании, находящееся на железобетонных плитах; - Горизонтальная факельная установка - Металлическая установка, на свайном основании, подключенная к сетям сброса газа, и огражденная грунтовым валом по периметру; - Автомобильная дорога к кусту № 210 - выполненная из грунтовой отсыпки, по словам представителя ЗАО «Нортгаз», отсыпка состоит из песчано- щебёночной смеси, в соотношении 60/40; - ВЛ 6 кВ к кусту № 210 - металлические опоры высотой примерно 8 м., по которым проведены 3 изолированных провода; - Газопровод куста № 210 - т. вр. УКПГ- 2- газопровод, выполненный в надземном исполнении, на свайных опорах; - метанолопровод от т. вр. УКПГ - 2 - куст № 210 - проложен параллельно газопроводу куста № 210, и расположен на свайных опорах.

На проектную документацию объектов 30.10.2019 получено положительное заключение государственной экспертизы № 89- 1- 1- 3- 029946- 2019 от 30.10.2019 (далее – заключение).

После проведения экспертизы (положительное заключение Омского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 15.04.2019 № 00124-19/ОГЭ-16196/02, № в Реестре
89-1-1-3-008214-2019) в проектную документацию внесены следующие изменения и дополнения: - в части технологических и конструктивных решений по мостам и трубам - внесены изменения в конструкцию укрепления откосов и русел водоотводных труб; - в части конструктивных решений и обследования строительных конструкций, зданий и сооружений - исключено ограждение факельногоамбара; - в части технологических и конструктивных решений по объектам обустройства нефтяных и газовых месторождений обеспечения - откорректированы этапы строительства; исключено ограждение ГФУ согласно требованию пункта 18.5 изменения № 3 к заданию на выполнение проектно- изыскательских работ, утверждённого генеральным директором ЗАО «Нортгаз» 20.05.2019; - в части технологических и конструктивных решений по строительству магистральных и промысловых трубопроводов - откорректированы этапы строительства; - в части организации строительства - откорректированы этапы строительства; - в раздел «Перечень мероприятии по охране окружающей среды» внесены изменения на основании изменение № 3 к заданию на проектирование, утвержденного генеральным директором
ЗАО «Нортгаз» от 20.05.2019.

В процессе проведения государственной экспертизы заявителю письмами Омского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.09.2019 № 03284- 19/ОГЭ- 16196/02,
от 10.10.2019 № 03503-19/ОГЭ-16196/02 направлялись замечания по результатам экспертной оценки в отношении представленной проектной документации с предложением об оперативном внесении изменений в проектную документацию.

Проектная документация с внесенными изменениями представлены заявителем ООО «Технологии проектирования» письмами от 04.10.2019 № П-244, от 15.10.2019
№ П-253, от 17.10.2019№ П-256/2.

В процессе проведения государственной экспертизы заявителем внесены следующие изменения в проектную документацию: - в части технологических и конструктивных решений помостам и трубам; - откорректированы: на продольных профилях дорог диаметры водопропускных труб; в текстовой части наименование постоянного водотока в соответствии с инженерно-гидрометеорологическими изысканиями; - схема планировочной организации земельного участка, автомобильные дороги.

Изменение укрепления труб принято на основании инженерно- гидрометеорологических изысканий; описание изменений дополнено в пояснительную записку. В части конструктивных решений и обследования: строительных конструкций, зданий и сооружений; разработаны конструктивные решения по УЗА. В части охраны окружающей среды: приведены сведения о категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

В составе исходно-разрешительных документов представлены: технологический проект разработки нижнемеловых залежей Северо- Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, утвержденный протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 27.02.2013 № 14-13; протокол заседания Западно-Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по
УВС от 27.08.2013 № 14-13, утверждённый председателем ЦКР Роснедр по УВС
от 18.09.2013; технологический проект разработки нижнемеловых залежей Северо- Уренгойского месторождения (письмо ОАО «Газпром» от 06.06.2013 № 03/07/05/2- 171)
и протокол заседания № 19- 5/2013, утверждённый председателем секции по разработке Комиссии газовой промышленности по разработке месторождений и использования недр от 04.06.2013; дополнение к техническому проекту разработки нижнемеловых залежей Северо-Уренгойского нефтегазового месторождения (ЯНАО), согласованное
и утверждённое ЗАО «Нортгаз» в 2018 г., и протокол Западно- Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 26.12.2018 № 124 - 18, утверждённый председателем ЦКР Роснедр по УВС от 29.12.2018.

Представлены соглашение о совместном земле - и недропользовании на территории Северо-Уренгойского месторождения между ЗАО «Нортгаз» и ООО «Газпром добыча Уренгой» от 12.08.2013; письмо о согласовании границ земельного участка под проектируемый объект ЗАО «ГеоОликумин» от 13.03.2018 № 10.

Выполнен перерасчет приземных концентраций загрязняющих веществ на периоды строительных работ и эксплуатации, с указанием расстояния, на котором достигается значение 1,0 ПДК м.р.

Государственная экспертиза в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий проведена на основании заявления ООО «Технологии проектирования» от 09.08.2019 № 2019/07/02-005 о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и договора
от 23.08.2019 № 0257Д-19/ОГЭ-16196 на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Проектная документация объекта направлена на государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и договор о проведении государственной экспертизы подписан после 01.01.2019.

Объекты в составе имущественного комплекса, объекта капитального строительства Обустройство кустов № 208, 210 Восточного купола Северо- Уренгойского месторождения. 1 Этап, определенные разрешением на строительство
№ 89- RU89503000- 995H- 2019 от 27.12.2019 построены.

Заинтересованным лицом сделан вывод, что на проектную документацию объектов капитального строительства Обустройство кустов № 208, 210 Восточного купола Северо- Уренгойского месторождения. 1 Этап относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствует, поскольку проектная документация Обустройство кустов № 208, 210 Восточного купола Северо- Уренгойского месторождения. 1 Этап, направлена на государственную экспертизу
в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и договор о проведении государственной экспертизы подписан после 01.01.2019, т.е. после вступления в силу подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ.

Между тем в данном случае заявитель при направлении материалов для проведения экспертизы проектной документации объекта I категории, в целях подтверждения отнесения объекта капитального строительства к переходным положениям Федерального закона № 496-ФЗ, представил соответствующий обосновывающий документ, а именно: протокол заседания Центральной Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию (далее - ЦКР Роснедр по УВС), утвержденный Председателем ЦКР Роснедр по УВС до 01.01.2019, содержащий решение о согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа, и утвержденная до 01.01.2019 пользователем недр на основании вышеуказанного протокола заседания ЦКР Роснедр по УВС проектная документация на выполнение работ, связанных с использованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

Кроме того обществом при проведении проверки уполномоченному органу предоставлены: копия Протокола заседания Западно-Сибирской секции ЦКР Роснедр по УВС № 124- 18 от 26.12.2018 «Дополнение к техническому проекту разработки Северо- Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО» (Приложение С1 , раздел 1 «Пояснительная записка» Часть 2 «Приложения», Книга 2 «Окончание», шифр НУ- 17/0513- П332.2) в составе проектной документации объекта «Обустройство куста № 208, № 210 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения», шифр НУ-17/0513;
- копия положительного заключения.

Согласно пункту 1.4 заключения проведение государственной экологической экспертизы в отношении представленной проектной документации по объекту: «Обустройство кустов № 208, № 210 Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения» законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Таким образом, при проведении государственной экспертизы
ФАУ «Главгосэкспертиза» самостоятельно проведена оценка соответствия проектной документации требованиям в области окружающей среды, что исключает проведение государственной экологической экспертизы.

При таких обстоятельства, исходя из требований Федерального закона № 219-ФЗ, положения подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, в случаях, если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа, и условия, исключающие необходимость проведения государственной экологической экспертизы, заявителем в настоящем случае соблюдены.

Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2021 по делу № А70-19305/2020, принятого по аналогичным обстоятельствам.

При таких обстоятельствах, суд отклоняет доводы заинтересованного лица о том, что обществом неправомерно осуществляется реализация объекта в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Оценивая иные доводы и доказательства инспекции, применительно к изложенным выше обстоятельствам суд с учетом перечисленных положений норм права и оснований для внесения оспариваемого предписания приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов заинтересованного лица обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы заявления и отзыва по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что наличие оснований для внесения предписания от 22.10.2021 № 113 заинтересованным лицом в рассматриваемой ситуации не доказано.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает требования заявителя обоснованными, в связи с чем предписание от 22.10.2021 № 113 подлежит признанию незаконным, при этом заинтересованное лицо обязывается устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ)

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

Таким образом, расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. в связи с удовлетворением заявления подлежат взысканию с заинтересованного лица как со стороны по делу в полном объеме.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что в соответствии со статьей 177 АПК РФ настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

предписание от 22.10.2021 № 113 признать незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу закрытого акционерного общества «Нортгаз» судебные расходы в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 3000 (Три тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Скачкова О.А.