ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-21258/18 от 18.06.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-21258/2018

26 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 июня 2020 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Игошиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой А.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>)                       к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «УСБ»                     (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании    559 457 руб. 52 коп.                          и по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «УСБ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу                 с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (ОГРН <***>,                     ИНН <***>) о признании начислений незаконными, понуждении произвести перерасчет,

третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований, администрации города Тюмени,

при участии в судебном заседании представителей: от истца - ФИО1                  по доверенности от 11.01.2019, от ответчика - ФИО2 по доверенности от 31.01.2020, ФИО3 по доверенности от 19.02.2020, от третьих лиц – явки нет,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (далее - истец, водоканал) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением                к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «УСБ» (далее – ответчик, общество) о взыскании 520 511 руб. 14 коп. задолженности за услуги                  по водоснабжению на содержание общего имущества за период с апреля  по июнь 2018 года, 38 946 руб. 38 коп. пени, начисленной на основании части 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) за период с 16.05.2018 по 13.12.2018 с последующим начислением пени по день фактической оплаты долга, судебных издержек в размере                    70 руб. 50 коп.

Истец в исковом заявлении ссылался на ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств и просил иск удовлетворить, руководствуясь статьями 309, 310, 539, 544, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьей 13 Закона о водоснабжении, пунктами 28, 29 Правил содержания общего имущества                       в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правил № 491).

Определением суда от 01.07.2019 судом принято уточнение иска, а именно: сумма основного долга в размере 524 211 руб. 54 коп., 99 707 руб. 72 коп. пени с последующим начислением по день фактической оплаты.

Определением суда от 14.08.2019 принято увеличение иска в части пени                    до 109 247 руб. 48 коп. с последующим начислением пени по день фактической оплаты долга.

Этим же определением к производству Арбитражного суда Тюменской области принято встречное исковое заявление общества к водоканалу  о признании начислений незаконными, понуждении произвести перерасчет, а именно: признать начисления водоканала по услуге «холодное водоснабжение (далее – ХВС) в целях содержания общего имущества» по многоквартирным домам по адресам: <...> за период с апреля по июнь 2018 года, в общем размере 517 496 руб. 71 коп. незаконными; понудить водоканал произвести перерасчёт по услуге «ХВС в целях содержания общего имущества» по многоквартирным домам по адресам:              <...> за период с апреля по июнь 2018 года, в общем размере 517 496 руб. 71 коп. (т. 2 л.д. 65-67).

Определением суда от 24.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица,               не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация города Тюмени.

Определением суда от 04.12.2019 судом принято изменение иска, а именно: взыскать 524 211 руб. 54 коп. основного долга, 90 411 руб. 70 коп. пени с последующим начислением по день фактической оплаты долга, судебные издержки.

Определением от 19.02.2020 принято изменение иска, а именно: взыскать                          524 211 руб. 54 коп. основного долга, 90 411 руб. 70 коп. пени, с последующим начислением по день фактической оплаты долга, судебные издержки.

Определением от 18.03.2020 судом принято уточнение исковых требований,                       а именно: взыскать  484 212 руб. 62 коп. основного долга, 83 661 руб. 48 коп. пени              с последующим начислением по день фактической оплаты долга, судебные издержки.

В  судебном заседании представитель водоканала заявил ходатайство об уточнении размера иска, а именно: взыскать 479 618 руб. 62 коп. основного долга, 123 727 руб.                 98 коп. пени за период с 16.05.2018 по 05.04.2020. Судом принято уточнение иска                         в порядке стати 49 АПК РФ.

Представитель водоканала возражал против удовлетворения встречных исковых требований (возражения на отзыв – т. 3 л.д. 15-16), полагая, что отсутствуют оснований для расчета собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в спорных жилых домах, платы за коммунальную услугу по электроснабжению с применением положений пункта 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам                   и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354, поскольку обществом не представлено доказательств отнесения                           в установленном действующим законодательством порядке спорных жилых помещений             к жилым помещениям специализированного жилищного фонда в виде общежитий; согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорные дома имеют назначение здания как многоквартирные дома, а не общежития. Арифметическую правильность расчетов общества не оспаривает.

Представитель общества с иском не согласен, указывая на то, что спорные многоквартирные дома не имеют конструктивных особенностей, предусматривающих возможность потребления такого вида коммунальных услуг как водоснабжение в целях содержания общего имущества (отзыв – т. 1 л.д. 100-101).

Кроме того, представитель общества заявил ходатайство об уточнении встречных исковых требований, а именно: признать начисления водоканала по услуге «ХВС в целях содержания общего имущества» по многоквартирным домам по адресам: <...> за период с апреля по июнь 2018 года, в общем размере 472 897 руб. 70 коп. незаконными; понудить водоканал произвести перерасчёт по услуге «ХВС в целях содержания общего имущества» по многоквартирным домам по адресам: <...> за период с апреля              по июнь 2018 года, в общем размере 472 897 руб. 70 коп.

Уточнение исковых требований принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

В обоснование встречного иска представитель общества пояснил, что спорные многоквартирные дома относятся к домам коридорного типа, оборудованных общедомовыми приборами учета (далее – ОДПУ); все общежитие (многоквартирный дом в целом) следует считать одной коммунальной квартирой, так как в доме имеются общие санузлы, душевые, кухни, которые используются гражданами независимо от проживания на этаже, а между этажами имеется внутреннее сообщение, проходы между этажами являются свободными для всех проживающих (т. 2 л.д. 65-67); факт регистрации жилых помещений не влияет на техническую характеристику дома; по арифметической правильности расчетов водоканала (основного и справочного) возражений не имеет.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (почтовые уведомления в деле).

От администрации представлен отзыв на иск (т. 2 л.д. 136-139), в котором со ссылкой на статью 7 Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Судом был объявлен перерыв до 16.06.2020 и до 18.06.2020, после перерыва судебное заседание продолжено 16.06.2020 и 18.06.2020.

Руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд рассматривает дело по существу спора в отсутствие представителя третьего лица.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства и заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...>

Договор холодного водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома между водоканалом и обществом не подписан.

В период с апреля по июнь 2018 года водоканалом осуществлен отпуск холодной (питьевой) воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, управление которых осуществляет общество.

Задолженность по оплате холодной воды, потребленной на содержание общего имущества спорных многоквартирных домов, за период с апреля по июнь 2018 года                  (с учетом принятого судом уточнения иска) составляет 479 618 руб. 62 коп.

Несогласие общества оплатить поставленный ресурс явилось основанием для обращения водоканала в суд с настоящим иском.

Вместе с тем, по мнению общества, первоначальные исковые требования водоканала являются необоснованными и основаны на несуществующих обстоятельствах,                           что послужило основанием для обращения в суд с встречным исковым требованием.

Между сторонами возник спор по определению размера задолженности за ХВС, поставленную на содержание общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...>

Общество, со ссылкой на то, что жилые помещения в указанных многоквартирных домах, относятся к коридорному типу, исчислило спорную плату с учетом положений пунктов 50, 51 Правил № 354 по формуле № 7 приложения Правил № 354. При этом,             по мнению общества, под коммунальной квартирой следует признавать здание многоквартирного жилого дома в целом, а общим (квартирным) прибором учета следует считать ОДПУ многоквартирного жилого дома, поэтому расчет следует производить                на основании формулы № 7 приложения Правил № 354 исходя из показаний ОДПУ,                то есть весь объем ресурса распределить между потребителями пропорционально численности, проживающих в этой коммунальной квартире (многоквартирном жилом доме). Собственный расчет представлен обществом (т. 6 л.д. 96-164). Указанные доводы являются обоснованием встречного иска.

В свою очередь, водоканал исходит из того, что спорные дома переведены из состава общежитий в жилой фонд постоянного проживания граждан, в связи с этим, жилые помещения в нем не относятся к специализированному жилищному фонду (общежитие), следовательно к оплате выставлен объем потребления ресурса, определенный                              в соответствии с положениями пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124).

В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется ее оплачивать.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.

В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирном домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.

Исходя из изложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы                за содержание жилого помещения.

Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого                                  в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованного ОДПУ, изложен в пунктах 4, 21, 21(1) Правил № 124, пункте 44 Правил № 354.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно пункту 21 Правил № 124 (в редакции, действовавшей в спорный                        по настоящему делу период времени) объем коммунального ресурса, поставляемого                       в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета); объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, поставляемых за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предусматривающей сложение объемов ресурса, поставленных в жилые и нежилые помещения и объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды.

Аналогичный порядок определения размера платы за коммунальную услугу                        по холодному водоснабжению предусмотрен пунктом 1 раздела III приложения № 2                  к Правилам № 354.

Кроме того, порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого                 в многоквартирные дома в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета изложен в пункте 21(1) Правил № 124, в соответствии с подпунктом «а» которого объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами                  № 354.

Из представленных технических паспортов на многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <...> т. 2 л.д 84-108, т. 3 л.д. 36-103) следует, что указанные дома являются зданиями, построенными по типу общежитий коридорного, секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, санузлов, душевых.

В подтверждение обоснованности своих начислений водоканал ссылался на письмо Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени от 23.07.2018                    (т.  3 л.д. 19), в котором указано, что общежития переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Администрацией, привлеченной к участию в дела в качестве третьего лица, представлено  распоряжение администрации от 04.08.2006 № 1431-рк (т.2 л.д. 143)                     о передаче жилых зданий, в том числе, по адресу: <...>              в ведение органов местного самоуправления г. Тюмени и определении назначения зданий как жилые дома.

Обществом в подтверждение своей правовой позиции представлены односторонние акты осмотра спорных многоквартирных домов (т. 3 л.д.142-151), в которых перечислены места общего пользования.  

В связи с разногласиями сторон суд предложил провести совместные осмотры многоквартирных домов на предмет установления наличия или отсутствия коммунальных квартир, вспомогательных помещений в коммунальных квартирах (общие кухни, туалеты и блоки душевых) либо вспомогательных помещений на каждом этаже.

По результатам осмотра спорных многоквартирных домов по адресу: <...> сторонами составлены совместные акты и зафиксировано, что жилые помещения  (комнаты) объединены в блок-секции              на каждой лестничной площадке с 1 по 5 этажи; в каждом блоке по несколько комнат                  и в каждом блоке имеются общие туалеты, раковины, душевые (т. 3 л.д. 128-135).

Согласно пункту 51 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы              за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.

Данный порядок для коммунальных квартир установлен пунктом 50 названных Правил.

В силу пункта 52 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме.

Таким образом, законодатель установил различный порядок расчета размера платежей в зависимости от вида общежития: к общежитиям коридорного, гостиничного типа и секционного типа применяется порядок расчета, установленный для коммунальных квартир, а для общежитий квартирного типа действует порядок, установленный для обычных жилых помещений (квартир в многоквартирных домах).

Соответственно, определение типа жилого здания и вида жилого помещения                   в каждом конкретном случае имеет принципиальное значение для установления подлежащей применению методики расчета платежей.

Оценив представленные в материалы дела доказательства (технические паспорта, акты осмотра) в совокупности, суд приходит к выводу о том, что жилые здания по адресу: <...> относятся к категории общежитий коридорного, гостиничного и секционного типа, поскольку дома имеют на этажах общие туалеты, раковины и блоки душевых.

Ссылки водоканала на то, что указанные здания переведены из разряда общежитий             в разряд многоквартирных домов не означает, что здания претерпели какие-либо конструктивные изменения и изменился коэффициент благоустройства.

Тот факт, что спорные дома являются бывшими общежитиями лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Следовательно, в целях определения методики расчета платы за ХВС, должны были быть учтены конструктивные особенности спорных домов, которые согласно актам осмотра соответствуют данным техническим паспортов на дома. 

Суд отмечает, что наличие зарегистрированных прав собственности на комнаты                 в многоквартирном доме с жилыми помещениями секционного, коридорного типа                      не исключает возможности отнесения жилых помещений к разряду коммунальных квартир, каждая квартира которого содержит несколько жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам.

Следовательно, многоквартирные дома по адресу: <...> состоят из коммунальных квартир, имеют места общего пользования - туалеты, душевые, поэтому расчет платы за коммунальную услугу надлежит производить в соответствии с требованиями пункта 50 Правил № 354.

Из положений пункта 50 Правил № 354 следует, что расчет размера платы                            за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется             в соответствии с формулами 7, 7(1), 8, 16, 19 и 21 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, определяется в соответствии с формулой 9 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы                          за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета                и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире                      о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной                        в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.

Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями                    и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы                      за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям                           в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная               с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.

При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу                   по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения № 2           к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.

Таким образом, применение формулы зависит от наличия или отсутствия тех или иных величин, включенных в формулы в виде наличия в коммунальной квартире общего (квартирного) прибора учета коммунальной услуги, наличие комнатных приборов учета, наличия соглашения между потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) ресурса, потребленного в помещениях, являющихся общим имуществом и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.

Судом установлено, что подобного соглашения между потребителями, проживающими в спорных многоквартирных домах по ул. Республики, <...> и <...> не было, как и отсутствовали индивидуальные приборы учета ресурса у основной массы потребителей, в связи с чем при определении размера платы применению подлежит формула 7 приложения № 2.

Согласно формуле 7 приложения № 2 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению согласно пункту 50 Правил № 354 определяется                   в следующем порядке:

,

где:

Vi - объем (количество) потребленного за расчетный период в i-й коммунальной квартире коммунального ресурса, определенный в соответствии с пунктом 42 Правил;

nj.i - количество граждан, постоянно и временно проживающих в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире;

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-й коммунальной квартире;

Tкр - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии                                     с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы                 за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2                       к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги                          по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению                  с применением повышающего коэффициента.

Из материалов дела следует, что спорные дома по ул. Республики, <...> и <...> оборудованы общедомовыми приборами учета, при этом не все квартиры (комнаты) оснащены общими (квартирными) приборами учета, что                            не оспаривается сторонами.

Исходя из позиции общества, им фактически предлагается в расчетах платы за ХВС по комнатам в вышеуказанных общежитиях использовать показания общедомового прибора учета, рассматривая спорный дом как единую коммунальную квартиру.

Между тем, частью 1 статьи 15 и частью 1 статьи 16 ЖК РФ установлено,                       что объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

Часть 2 статьи 16 ЖК РФ признает жилым домом индивидуально- определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В соответствии с частью 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования                        в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 ЖК РФ).

Таким образом, жилой дом, состоящий из отдельных квартир, не может являться коммунальной квартирой.

Жилищный кодекс не содержит понятия «коммунальная квартира». Вместе с тем анализ статей 57 и 59 ЖК РФ дает возможность сделать вывод, что под коммунальной понимается квартира, состоящая из двух и более изолированных комнат, предназначенная для одной семьи, но предоставленная по самостоятельным договорам социального найма разным нанимателям. Такая квартира становится коммунальной в силу особенностей                   ее заселения. Поэтому коммунальными можно назвать квартиры, в которых проживают несколько нанимателей по отдельным договорам социального найма.

Учитывая указанные выше нормативные требования Правил № 354, при отсутствии общеквартирного прибора учета расчет платы должен осуществляется в соответствии                  с формулой 7 приложения № 2 и положений пункта 42 указанных Правил.

Ссылка общества на представленное им заявление гражданина, проживающего                     в доме по ул. Котовского, д. 8А о том, что каждый житель вправе использовать душевые, находящиеся на любом этаже, в связи с чем, отсутствует техническая возможность установки индивидуальных приборов учета, отклоняется, поскольку указанные обстоятельства не изменяют конструктивные особенности дома.

Суд признает верным представленный водоканалом справочный расчет по домам               ул. Республики, <...> и <...> являющихся общежитиями, согласно которому объем потребленного  коммунального ресурса произведен по каждой квартире (комнате) по формуле 7 приложения № 2 к Правилам № 354 в соответствии                     с пунктом 42 Правил № 354, предусматривающим, что размер платы в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета электрической энергии определяется по формуле 4 с учетом количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении и установленного норматива потребления коммунальной услуги (справочный расчет – т. 4 л.д. 88-89, 94-96, 106-111, 124-127, 136-141, 159-162, т. 6 л.д.73-74).

При этом изначально справочный расчет составлен без учета исключения объема, приходящегося на нежилые помещения, но водоканалом учтены замечания общества, проведены корректировки расчетов и в окончательном расчете (т. 6 л.д. 73-74) суммы скорректированы.

Судом предложено проверить сторонам арифметическую правильность расчетов друг друга. Длительное время стороны проверяли расчеты и проводили корректировки.

Представитель общества пояснил, что расчеты водоканала являются арифметически правильными, но методика расчета является неверной исходя из того, что дом в целом необходимо принимать за одну коммунальную квартиру.

Контррасчет общества отклоняется судом, так как не соответствует требованиям положений Правил № 354.

Приведенная обществом ссылка на судебную практику (решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-25237/2014) соответствует вышеприведенным выводам суда.

В спорный период собственниками помещений не принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема предоставленной                             на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру площади каждого жилого и нежилого помещения. По общему правилу объем коммунальной услуги                          в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.

Довод общества о том, что при расчете объема ресурса, потребленного                              на общедомовые нужды, необходимо учитывать повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунального ресурса в помещениях, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета, отклоняется судом как необоснованный.

Исходя из содержания пунктов 42, 50, 51 Правил № 354 повышающий коэффициент применяется исключительно для расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, а не при определении объемов потребленного ресурса. Повышающие коэффициенты не увеличивают ни объем предоставленных коммунальных услуг, ни объем поставленной в многоквартирные дома воды.

Кроме того, обществом не представлено доказательств того, что имеется техническая возможность установления индивидуальных приборов учета в жилых помещениях многоквартирных домов с секционной и коридорной системой (статья 65 АПК РФ), о чем свидетельствует и представленное заявление гражданина от 18.03.2020 об отсутствии такой возможности.

Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование именно потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах коммунальной услуги.

Доводы общества о том, что в спорных многоквартирных домах отсутствуют конструктивные возможности для принятия ресурса в целях содержания общего имущества, в связи с чем, плата за ХВС на общедомовое потребление не может быть начислена, отклоняются судом как необоснованные.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества                                    в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Как следует из подпункта «л» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости                                 от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Из содержания перечисленных норм следует, что возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества обусловлена наличием соответствующей внутридомовой инженерной системой.

Иными словами, если в многоквартирном доме потребителям предоставляется услуга по водоснабжению и водоотведению (как в рассматриваемом случае, что не оспаривается ответчиком), то имеется и водоснабжение, водоотведение на общедомовые нужды.

Согласно представленным техническим паспортам на многоквартирные дома данные дома имеет в своем составе систему водоснабжения и центральную канализацию.

Из представленных технических паспортов домов, находящимся под управлением ответчика, невозможность водоснабжения и водоотведения для общедомовых нужд                   не усматривается.

Между тем, как следует из содержания вышеприведенных норм законодательства, для предъявления к оплате расходов на ресурс на содержание общедомового имущества достаточно, чтобы услуга водоснабжения и водоотведения потребителям оказывалась                в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, и они оснащены централизованной системой водоснабжения, водоотведения (канализации)                                     с подключением к ней жилых и нежилых помещений.

При изложенных обстоятельствах, оценивая представленные доказательства                     и объяснения представителей сторон в совокупности (статья 71 АПК РФ), суд приходит                    к выводу о том, что требования водоканала о взыскании с общества задолженности                   за ХВС в целях содержания общего имущества за период с апреля по июнь 2018 года подлежат удовлетворению частично в размере 475 036 руб. 69 коп. исходя из справочного расчета водоканала. 

Водоканалом также заявлено требование о взыскании с общества 123 727 руб.              98 коп. пени за период с 16.05.2018 по 05.04.2020, начисленной на основании части 6.4 статьи 13 Закона о водоснабжении.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

В соответствии с частью 6.4 статьи 13 Закона о водоснабжении управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения,                      в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются                        в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

В соответствии с Указаниями Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России.

Права участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями, поэтому в случае нереализации участником процесса предоставленных ему законом прав последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несовершением определенных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

Факт несвоевременной оплаты ответчиком потребленного ресурса в спорный период подтвержден материалами дела.

Уточненный расчет неустойки (т. 6 л.д. 3) судом проверен, признан арифметически ошибочным в части в связи с тем, что судом принята во внимание задолженность, определенная на основании положений 42, 50 Правил № 354, а также учтены положения статьи 193 ГК РФ.

 Скорректировав расчет иска, суд приходит к выводу о том, что размер пени составит 123 034 руб. 74 коп. (с 16.05.2018 по 14.07.2018: 185 738,13 х 60 х 1/300 х 5.5%= 2 043,12 руб.; с 15.07.2018 по13.08.2018: 185 738,13 х 30 х 1/170x5.5%=1 802,75 руб.;          с 14.08.2018 по 05.04.2020: 185 738,13 х 601 х 1/130 х 5.5%=47 227,49 руб.; итого:                     51 073,36 руб.; с 17.07.2018 по 14.09.2018: 161 418,35 х 60 х 1/300 х 5.5%=1 775,60 руб.;            с 15.09.2018 по14.10.2018: 161 418,35 х 30 х 1/170 х 5.5%=1 566,71 руб.; с 15.10.2018             по 05.04.2020: 161 418,35 х 539 х 1/130 х 5.5%= 36 809,59 руб.; итого: 40 151,90 руб.;              с 17.07.2018 по 14.09.2018: 127 880,21 х 60 х 1/300 х 5.5%=1 406,68 руб.; с 15.09.2018                 по 14.10.2018: 127 880,21 х 30 х 1/170 х 5.5%=1 241,19 руб.; с 15.10.2018 по 05.04.2020: 127 880,21 х 539 х 1/130 х 5.5%=29 161,61 руб.; итого: 31 809,48 руб.).

Ответчик расчет пени не оспорил, контррасчет не представил (статья 65 АПК РФ), ходатайство о применении статьи 333 ГК РФ не заявил. Судом не установлено обстоятельств явной несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения обязательства.

При изложенных обстоятельствах, заслушав объяснения представителей сторон, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ  в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование              о взыскании пени за период с 16.05.2018 по 05.04.2020 подлежит удовлетворению частично в размере 123 034 руб. 74 коп.

Обществом заявлены встречные исковые требования признании начисления водоканала по услуге «ХВС в целях содержания общего имущества» по многоквартирным домам по адресам: <...> за период с апреля            по июнь 2018 года, в общем размере 472 897 руб. 70 коп. незаконными; понуждении водоканал произвести перерасчёт по услуге «ХВС в целях содержания общего имущества» по многоквартирным домам по адресам: <...> за период с апреля по июнь 2018 года, в общем размере 472 897 руб. 70 коп.

Отказывая в удовлетворении встречных требований суд руководствуется следующим.

В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права                            и обязанности.

В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу статьи 11 ГК РФ вправе обратиться в суд за защитой права                 с использованием способов защиты, установленных статьей 12 ГК РФ, либо иными нормами закона.

В обоснование доводов общество указало, что размер задолженности за ХВС, поставленной на содержание общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...>, определен водоканалом неверно, поскольку жилые помещения в указанных многоквартирных домах, относятся               к коридорному типу, расчет следует производить по формуле № 7 приложения Правил           № 354,  а под коммунальной квартирой следует признавать здание многоквартирного жилого дома в целом, а общим (квартирным) прибором учета следует считать ОДПУ многоквартирного жилого дома, поэтому расчет следует производить на основании формулы № 7 приложения Правил № 354 исходя из показаний ОДПУ, то есть весь объем ресурса распределить между потребителями пропорционально численности, проживающих в этой коммунальной квартире. При расчете  задолженности по спорным жилым домам, как указывает общество, получится сумма за период с апреля по июнь 2018 года в общем размере 472 897 руб. 70 коп.

Указанные доводы общества ранее признаны судом необоснованные, контррасчет ответчика признан ошибочным. Поэтому решение о понуждении водоканала произвести перерасчет задолженности именно по расчету по спорным домам, который произвело общество, не отвечает принципу исполнимости судебных актов. Суд предлагал обществу рассмотреть встречные исковые требований в качестве возражений на иск, но представитель общества настаивал на рассмотрении своих доводов в качестве встречного иска.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом                       (статья 101 АПК РФ).

Истцом при подаче первоначального иска уплачена государственная пошлина                  в размере 14 189 руб. (платежное поручение от 17.12.2019, т1. л.д. 10), тогда как размер госпошлины по первоначальному иску (с учетом принятых судом уточнений иска) составляет 15 067 руб.; не доплачено в бюджет 878 руб. (статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом                      со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

С учетом данного положения судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу искового заявления, распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

С учетом принципа пропорционального распределения судебных расходов,                         с общества в пользу водоканала подлежит возмещению государственная пошлина                       в размере 14 057 руб. (без учета 878 руб. недоплаченной в бюджет госпошлины).

Истцом при подаче встречного иска была уплачена государственная пошлина                  в размере 13 349 руб. 94 коп. (платежное поручение от 06.08.2019 № 210, т. 2 л.д. 69).

Поскольку в удовлетворении встречного иска отказано, расходы по оплате госпошлины по настоящему иску относятся на истца по встречному иску. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета (с учетом недоплаченной госпошлины по первоначальному иску) в размере 6 471 руб. 94 коп.

Кроме того, суд считает необходимым указать, что в тексте резолютивной части решения, изготовленной в совещательной комнате в письменном виде, допущена техническая описка в сумме госпошлины, подлежащей возврату  обществу из бюджета,               а именно указано: «Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «УСБ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета               12 471 руб. 94 коп. государственной пошлины», тогда как следовало указать: «Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «УСБ»                         (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 6 471 руб. 94 коп. государственной пошлины».

В соответствии с пунктом 3 статьи 179 АПК РФ, арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.

Определением от 18.06.2020 судом исправлены описка в резолютивной части решения от 18.06.2020, в связи с чем, суд считает необходимым изложить настоящее решение с учетом исправлений.

Первоначальным истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика судебных издержек в размере 70 руб. 50 коп.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным                        с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные                       с проведением осмотра доказательств на месте, расходы  на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В подтверждение судебных издержек истцом в материалы дела представлены почтовые квитанции, свидетельствующие о направлении в адрес ответчика копии искового заявления и приложенных к нему документов, а также претензии.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование истца              о взыскании судебных издержек подлежит удовлетворению пропорционально в размере 69 руб. 88 коп.

Руководствуясь статьями 167-171 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

первоначальные исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «УСБ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>)  475 036 руб. 69 коп. основного долга, 123 034 руб. 74 коп. пени, 14 057 руб. возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины, 69 руб. 88 коп. судебных издержек, всего 612 198 руб. 31 коп.

В удовлетворении остальной части первоначального иска отказать.

В удовлетворении встречного искового заявления отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «УСБ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 6 471 руб.            94 коп. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Игошина Е.В.