ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-2170/20 от 03.06.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-2170/2020

10 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2020 года. Полный текст решения изготовлен 10 июня 2020 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гонтарь Н.М., изучив материалы дела по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления № 356-ГН/34 о назначении административного наказания от 11.11.2019,

в отсутствие представителей сторон,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ответчик, Управление, административный орган) об оспаривании постановления № 356-ГН/34 о назначении административного наказания от 11.11.2019.

Заявитель и ответчик о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, своего представителя для участия в судебное заседание не направил.

Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, учитывая отсутствие возражений сторон, принимая во внимание указание в определении о принятии к производству заявления на соответствующую возможность, суд признал дело подготовленным, вынес протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет разработку Апрельского лицензионного участка в Ханты-Мансийском районе ХМАО-Югры по лицензии на право пользования недрами ХМН16510 НЭ.

Лицензия ХМН 16510 НЭ от 25.01.2019, сроком действия до 31.12.2103. Целевое назначение лицензии - для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведав добычи полезных ископаемых в пределах Апрельского лицензионного участка.

Управлением установлено, что Общество в период 01.01.2019 по 17.01.2019, с 13.02.2019 по 01.08.2019 осуществляло и с 22.06.2018 по настоящее время осуществляет пользование недрами (добычу УВС) на Апрельском лицензионном участке Апрельского нефтяного месторождения в Ханты-Мансийском районе ХМАО-Югры с нарушением п.п. 9.1, 9.4 ст. 9, ст. 10 Условий пользование недрами (приложение № 1 к лицензиям ХМН 16510 НЭ), что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В связи с выявленным фактом совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, 23.09.2019 должностным лицом Управления, в отсутствие законного представителя Общества, но при его надлежащем извещении, составлен протокол №459-ГН/34 об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения материалов административного дела, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре было вынесено постановление № 356-ГН/34 о назначении административного наказания от 11.11.2019, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде наложения штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным Постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Не оспаривая по существу факт выявленных нарушений, Общество несогласно с размером назначенного ему административного штрафа.

Возражая против заявленных требований, административный орган указывает на то, что штраф Обществу назначен в пределах санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по нижеследующим основаниям.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - в виде наложения административного штрафа на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, образуют действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

На основании статьи 12 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах») лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Следовательно, получив право пользования недрами, Общество приняло на себя ряд условий пользования недрами с целью добычи нефти и газа, которые закреплены в соответствующих статьях Условий пользования недрами (приложения к лицензиям ХМН 16510 НЭ).

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензии ХМН 16510 НЭ) геологическая информация о недрах подлежит представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в порядке, предусмотренном законодательством Российской федерации о недрах.

Согласно пункту 9.4 статьи 9 Условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензии ХМН 16510 НЭ) интерпретированная геологическая информация о недрах о результатах работ по геологическому изучению недр, проведенных на участке недр, и соответствующая ей первичная геологическая информация, - не позднее 6 месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона РФ «О недрах», или с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.

В соответствии со статьей 10 Условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензии ХМН 16510 НЭ) пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и Окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

В пунктах 1, 2 и 10 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» сказано, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, выполнение условие установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Статьей 23.2 раздела III Рациональное использование и охрана недр Закона РФ «О недрах» установлено: разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи, которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Действующим техническим проектом на разработку Апрельскою лицензионного участка является Проект пробной эксплуатации Апрельского нефтяного месторождения, согласованный Протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС от 15.11.2017 №7015 (утв. 21.11.2017).

Решением ЦКР Роснедр по УВС 15.11.2017 (стр. 66 протокола) согласована «Программа исследовательских работ и доразведки Апрельского месторождения». Программой предусмотрено бурение в 2018 двух разведочных скважин 12Р и 16Р. Согласно акту от 17.01.2019 скважина 12Р окончена бурением 17.01.2019. Программа исследовательских работ и доразведки Апрельского месторождения на 2018 в установленный срок не выполнена. Таким образом, Общество в период с 01.00019 по 17.01.2019 осуществляло пользование недрами с нарушением условий пользования недрами.

Общество 12.02.2019 предоставило территориальному органу Роснедр недостоверную информацию о количестве разведочных скважин предусмотренных лицензией (раздел 4 столбец 4 формы 1-ЛС). Нарушение устранено в процессе проверки 01.08.2019. Поэтому в период с 13.02.2019 по 01.08.2019 Общество также осуществляло пользование недрами с нарушением условий пользования недрами.

Согласно письму Ханты-Мансийского филиала «ТФГИ по УрФО» от 02.07.2019 № 956 не сданы, не приняты на хранение в ТФГИ отчетные материалы по сейсморазведочным работам МОГТ-ЗД (уведомление об отказе от 20.07.2018 №2478).

Порядок предоставления геологическая информация о недрах пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонда утверждай приказом Минприроды России от 04.05.2017 № 216, согласно абз.3 п.9 Порядка интерпретированная геологическая информация о недрах о результатах работ по геологическому изучению недр, проведенных на участке недр, и соответствующая ей первичная геологическая информация», не позднее 6 месяцев с даты завершения указанных работ в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектной документацией на проведение указанных работ, прошедшей экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 36.1 Закона РФ «О недрах», или с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической» экономической ш экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр по результатам завершенных работ, проведенных на участке недр, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила раньше.

Согласно Протокола технического совещания специалистов Общества, ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» и «Шлюмберже Лоджелко, Инк.» от 21.12.2017 работы по комплексной интерпретации данных сейсморазведки МОГТ-ЗО и ГИС на Апрельском лицензионном участке завершены 21.12.2017. Таким образом, срок сдачи (предоставления) на хранение в ТФГИ отчетных материалов по сейсморазведочным работам МОГТ-ЗД до 21.06.2018.

Таким образом, Общество с 22.06.2018 осуществляет пользование недрами с нарушением условий пользования недрами.

В связи с чем, суд считает установленным факт наличия в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Вина Общества в том виде, как она определена частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, установлена административным органом и подтверждена материалами дела.

Процессуальных нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности судом не установлено. Штраф наложен в пределах санкции статьи.

В заявлении Общество ссылается на положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ

Однако положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в данном случае судом не могут быть применены, исходя из нижеследующего.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Суд полагает, что в рассматриваемом случае оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции не имеется, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено.

Доказательств несоразмерности назначенного штрафа имущественному и финансовому положению Общества не представлено. Заявитель не обосновал и не представил документы, подтверждающие его ненадлежащее финансовое состояние.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Поскольку материалами дела подтверждается факт совершения заявителем противоправных, виновных действий (бездействия), за которые частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность, суд считает, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Безиков О.А.