ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-22172/19 от 07.07.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-22172/2019

14 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 июля 2020 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовым Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «ТСЗ» (ИНН: 7202215668, ОГРН: 1117232002975)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ИНН 7202081799 , ОГРН 1027200812308)

об оспаривании постановления от 05.12.2019 №072/04/14.3-438/2019 о назначении административного наказания за нарушение законодательства о рекламе,

при участии представителей:

от заявителя – Хабаров А.В. по доверенности от 23.12.2019;

от ответчика – Огнева Е.Н. по доверенность 03.06.2020;

установил:

ООО «ТСЗ» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – ответчик, Управление) об оспаривании постановления от 05.12.2019 №072/04/14.3-438/2019 о назначении административного наказания за нарушение законодательства о рекламе.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В рамках реализации полномочий Управления по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе 08.02.2019 был произведен осмотр рекламы Общества, размещенной на рекламной конструкции (видеоэкран) по адресу: г. Тюмень, пересечение ул. Пермякова и ул. Широтной, выявлены нарушения требования Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон №38-ФЗ).

Управлением признана ненадлежащей реклама следующего содержания: «РЕСПУБЛИКА ЗАХВАТИТ ВЛАСТЬ над твоим сердцем»; «СТАНЬ ЕЕ ЧАСТЬЮ РЕСПУБЛИКА72.РФ», что, по мнению Управления, повлекло нарушение требований ч. 7 ст.5, ч.7, 8 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которым не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

01.07.2019 комиссией Управления было вынесено решение № 072/05/28-15/2019 о признании рекламы Общества ненадлежащей и передаче материалов дела для возбуждения дела об административном правонарушении.

21.11.2019 в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении №072/04/14.3-438/2019 по признакам правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

05.12.2019 Управлением в отношении Общества вынесено постановление №072/04/14.3-438/2019 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Общество считает незаконным и необоснованным привлечение к административной ответственности, в связи с чем обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.

Оспаривая законность привлечения к административной ответственности, Общество указывает, что размещенная Обществом реклама не может быть квалифицирована как реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Общество считает, что если информацию, размещенную на рекламной конструкции рассматривать обособленно, то с учетом тизерного характера данной рекламы невозможно будет понять, что является объектом рекламирования, следовательно, потенциальные потребители рекламы не могут быть введены в заблуждение. С учетом информации, которая была размещена Обществом на сайте, потенциальным потребителям понятно, что является объектом рекламирования и условия его приобретения.

Управление считает оспариваемое постановление законным и обоснованным по основаниям, изложенным в оспариваемом постановлении и отзыве.

Частью 1 ст. 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.

Согласно статье 3 Закона № 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно акту осмотра от 08.02.2019 Управлением выявлен факт размещения рекламы на рекламной конструкции по адресу: г. Тюмень, пересечение ул. Пермякова и ул. Широтной следующего содержания: «РЕСПУБЛИКА ЗАХВАТИТ ВЛАСТЬ над твоим сердцем»; «СТАНЬ ЕЕ ЧАСТЬЮ РЕСПУБЛИКА72.РФ».

Управлением установлено, что информация, размещенная Обществом на рекламной конструкции по адресу: г. Тюмень, пересечение ул. Пермякова и ул. Широтной, является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц (потенциальным потребителям рекламы), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (к предоставляемым Обществом предложениям по приобретению), а также формирует и поддерживает интерес к рекламируемому объекту и продвигает его на рынке аналогичных предложений.

Согласно ч. 7 ст. 28 Закона № 38-ФЗ реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Согласно ч. 8 ст. 28 Закона № 38-ФЗ реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, государственной регистрации права собственности или права аренды, субаренды на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, получения заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», если получение такого заключения предусмотрено указанным Федеральным законом.

Согласно ч .7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Решением Управления от 01.07.2019 № 072/05/28-15/2019 указанная выше реклама была признана ненадлежащей в связи с нарушением требований частей 7-8 ст. 28 и ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

В соответствии с оспариваемым постановлением Обществу вменяется как нарушение требований частей 7-8 ст. 28 Закона № 38-ФЗ, так и нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

Вменяемые нарушения квалифицированы по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решение Управления от 01.07.2019 №072/05/28-15/2019 было обжаловано Обществом в Арбитражный суд Тюменской области в части признания рекламы нарушающей требования частей 7-8 ст. 28 Закона № 38-ФЗ.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2019 по делу № А70-17275/2019 заявленные требования удовлетворены, суд признал недействительным решение Управления от 01.07.2019 №072/05/28-15/2019 в части признания рекламы нарушающей требования частей 7-8 ст. 28 Закона № 38-ФЗ.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.11.2019 по делу № А70- 17275/2019 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.06.2020. указанные выше судебные акты оставлены без изменения.

При рассмотрении дела № А70-17275/2019 судами было установлено, что на момент размещения спорной информации микрорайон «Республика» существовал в виде запроектированного и начатого возведением комплекса многоквартирных жилых домов (строительство которых осуществлялось на законном основании в установленном порядке).

При этом размещенная заявителем реклама является рекламой строительной деятельности заявителя без цели рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов, поскольку в рекламе отсутствуют перечисление объектов долевого строительства; в видеоролике и на сайте не указаны потребительские характеристики объектов долевого строительства -квартир, машиномест, мест хранения, нежилых помещений (этажность, месторасположение, квадратура, цена), сроки строительства, способы оформления документов; в ролике и на интернет-сайте отсутствуют утверждения - «продаются квартиры», «заключаются договоры долевого участия в строительстве», наоборот, на сайте прямо подчеркивается, что договоры долевого участия в строительстве не заключаются в виду отсутствия соответствующей документации и будут заключаться только после получения соответствующих разрешений.

На Интернет-сайте, ссылка которого размещена в рекламном ролике, рекламодатель прямо указал, что «настоящее сообщение содержит информацию о готовящемся к реализации проекте и не является рекламой, связанной с привлечением денежных средств для строительства жилья». Имеется также указание, что о начале заключения договоров долевого участия в строительстве будет сообщено дополнительно на этом же сайге, только после размещения проектной декларации и получения заключения Главного управления строительства Тюменской области.

Рекламный ролик не содержит сведений об отчуждении объектов долевого строительства, в том числе посредством заключения договоров участия в долевом строительстве, не побуждает потребителей заключить платные договоры по приобретению жилья, отсутствует информация о продаже конкретных жилых и нежилых помещений.

На момент проката рекламного ролика договоры долевого участия в строительстве не заключались, денежные средства дольщиков не привлекались.

Судами по делу № А70-17275/2019 установлено, что доказательств подтверждающих, что Общество привлекает денежные средства граждан для участия в долевом строительстве, Управлением не представлено.

Таким образом, при рассмотрении дела № А70-17275/2019 было установлено, что что информация, размещаемая на рекламной конструкции и интернет сайте, не является рекламой, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов.

При рассмотрении дела № А70-17275/2019 судами было установлено отсутствие нарушений требований частей 7-8 статьи 28 Закона № 38-ФЗ.

Исследовав материалы дела, суд считает, что судебные акты по делу № А70-17275/2019 имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Часть 2 ст. 69 АПК РФ устанавливает запрет на опровержение ранее доказанных фактов, вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу.

С учетом изложенного суд считает обоснованными доводы заявителя об отсутствии нарушений требований частей 7-8 статьи 28 Закона № 38-ФЗ.

В соотвесвтии с оспариваемым постановлением Обществу также вменяется нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

Согласно ч.7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, не допускается умолчание в рекламе информации, которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод о свойствах рекламируемого товара. Введение в заблуждение представляет собой умышленное создание впечатления о рекламируемом объекте, которое на самом деле не соответствует его реальным характеристикам.

Из оспариваемого постановления следует, что в спорной рекламе отсутствует информация об объекте рекламирования, способе его приобретения, что может исказить смысл рекламы и способно ввести потребителей в заблуждение.

Доводы Управления суд считает несостоятельными.

Рекламирование путем демонстрации ролика построено как загадка, направлено на побуждение потребителя обратиться к дополнительным источникам информации (имеются ссылка на сайт Общества).

Суд поддерживает доводы Общества о том, что с учетом информации, которая была размещена Обществом на сайте, у потребителей не могло возникнуть заблуждения относительно объекта рекламирования и существенной информации об объекте рекламирования, условиях приобретения объектов недвижимости.

Управлением не доказано, что содержание рекламного ролика, учитывая описанный выше характер рекламы (тизерная реклама), искажает смысл какой-либо значимой информации или вводит потребителей рекламы в заблуждение.

В действиях Общества не усматривается признаков умышленного создания впечатления о рекламируемом объекте, которое на самом деле не соответствует его реальным характеристикам, искажения смысла рекламы.

Исследовав материалы дела, суд считает, что Управлением не доказано событие вменяемого правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, в связи с чем суд признает незаконным и отменяет постановление Управления от 05.12.2019 №072/04/14.3-438/2019 о назначении административного наказания за нарушение законодательства о рекламе, вынесенное в отношении Общества

Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 05.12.2019 №072/04/14.3-438/2019 о назначении административного наказания за нарушение законодательства о рекламе, вынесенное в отношении ООО «ТСЗ».

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья Сидорова О.В.