ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-22417/19 от 14.05.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-22417/2019

21 мая 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 21 мая 2020 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Я.В. Авдеевой, рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по иску

ПК «Монтажник»

к ООО «Пауэр Интернэшнл – шины»

о взыскании денежных средств,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болтуновой А.Г.

при участии в судебном заседании:

от истца: не явились, извещены;

от ответчика: ФИО1 по доверенности № 11-20/оп от 01.01.2020 года;

установил:

ПК «Монтажник» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к ООО «Пауэр Интернэшнл – шины» о взыскании 187 798 рублей убытков, причиненных утерей груза и 10 938,17 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

В судебное заседание представители истца не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

С учетом положений ст. 156 АПК РФ суд рассматривает спор по существу в отсутствие представителей истца.

Требования со ссылками на ст. 15, 393, 395, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 8, 12 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», пункт 4.1 договора № ТЭ10/79 на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 12.09.2018 года мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по договору, выразившемся в том, что принятый ответчиком к перевозке у истца груз, был выдан истцу в пункте назначения с недостачей, стоимость которой составила 187 798 рублей.

Ответчиком иск оспорен путем направления в материалы дела письменного отзыва, в котором он просит отказать в иске по основаниям пропуска истцом срока исковой давности.

Исследовав письменные доказательства, доводы искового заявления, отзыва на него, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Материалы дела содержат договор № ТЭ10/79 на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 12.09.2018 года (л.д.19-24 далее Договор), согласно условиям которого, ООО «Пауэр Интернэшнл – шины» (Экспедитор) и Производственный кооператив «Монтажник» (Клиент) договорились о том, что Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента (грузоотправителя или грузополучателя) либо лица, указанного Клиентом, организовать выполнение комплекса транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза. Перечень услуг Экспедитора устанавливается Поручением Экспедитору (Заявкой) далее ~по тексту «Поручением Экспедитору», а также экспедиторской распиской (накладной), далее по тексту «Экспедиторской распиской», которая является экспедиторским документом, подтверждающим принятие обязательства по организации услуг по перевозке груза и их исполнение (пункт 1.1 Договора).

Пунктом 1.2 Договора определено, что деятельность Экспедитора регулируется Федеральным Законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554 и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими перевозку грузов в РФ.

Согласно пункту 1.3 Договора, заполненная и подписанная Экспедитором и Клиентом или его уполномоченным лицом Экспедиторская расписка так же является документом, фиксирующим указания Экспедитору.

В силу положений пункта 1.4 Договора, груз к экспедированию принимается с указанием Клиентом его действительной стоимости, подтвержденной соответствующими документами (договор, счет, товарная накладная и проч.), что указывается в экспедиторской расписке Экспедитора.

В пункте 1.5 стороны также согласовали, что при отсутствии сопроводительных документов, Клиент, при передачи груза к перевозке, вправе объявить стоимость (ценность) груза в экспедиторской расписке Экспедитора. Объявленная стоимость (ценность) груза не должна превышать действительной стоимости груза.

Пунктом 1.6 Договора указано, что, отправляя груз без указания стоимости (Действительной или объявленной) в Поручении Экспедитору или Экспедиторской расписке, клиент/грузоотправитель подтверждает, что действительная стоимость одного места груза не превышает 1 000(Одну тысячу) рублей. Экспедитор по своей инициативе не проверяет достоверность представленных сведений о стоимости груза.

В соответствии с разделом 2 Договора Экспедитор обязан принять на складе Экспедитора у Клиента или Грузоотправителя, либо его законного представителя груз по общему весу, объему, количеству грузовых мест, без досмотра и проверки содержимого упаковки на предмет соответствия товаросопроводительным документам, работоспособности, внутренней комплектации, количества, наличия явных или скрытых дефектов, чувствительности к температурному воздействию. Если приемка груза происходит не на. складе Экспедитора, то груз принимается по количеству грузовых мест, без досмотра и проверки содержимого упаковки на предмет соответствия •товаросопроводительным документам, работоспособности, внутренней комплектации, количества, наличия явных или скрытых дефектов, чувствительности к температурному воздействию, дальнейший обмер (определение объема груза) и взвешивание производятся па складе Экспедитора. Определение объема груза производится Экспедитором следующим образом: - объем груза измеряется в кубических метрах; - объем груза равен произведению длины, ширины, высоты груза; - точность измерения - 0,01 м. (метр); - при измерении негабаритных грузов или грузов со сложной геометрической формой, измерение объема такого; груза производится исходя из максимальных длин сторон груза, таким образом, чтобы в случае упаковки груза, все углы такой упаковки составляли 90 градусов. На основании представленных Клиентом сведений и документов Экспедитор заполняет Накладную (Экспедиторскую расписку), в которой фиксирует необходимые для надлежащего исполнения обязательства сведения. Достоверность сведений в накладной удостоверяется подписью представителя Клиента (Грузоотправителя), либо лица, представляющего интересы Клиента/Грузоотправителя. Доверенным лицом в данном случае признается лицо, доставившее груз для отправки (пункт 2.1.1 Договора).

Разделом 2.3 Договора в качестве обязанности Клиента установлена обязанность при сдаче груза предоставить необходимые сопроводительные документы (в том числе документы, подтверждающие стоимость груза), а также полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и другую информацию необходимую Экспедитору для выполнения обязанностей по настоящему договору. Не заявляя дополнительных мер по обеспечению сохранности груза, Клиент согласен с тем, что: - груз перевозится без дополнительной упаковки; - при перевозке груз Клиента (Грузоотправителя) размещается в кузове/прицепе автомашины, управляемой одним водителем, совместно с иным грузом других клиентов (Грузоотправителей); - при хранении груза на складах Экспедитора, а также при перевозке груза не предусмотрен специальный терморежим. Клиент (Грузоотправитель) самостоятельно несет ответственность за последствия неправильной внутренней/внутритарной укладки содержимого упаковки груза (бой, поломка, деформация, течь и.т.п). Если Клиент (Грузоотправитель) передал груз Экспедитору в поврежденной упаковке/таре, Экспедитор не несет ответственность за сохранность такого груза в процессе транспортировки (пункт 2.3.3 Договора).

Ответственность сторон установлена разделом 4 Договора, из которого следует, что Экспедитор несет ответственность перед Клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза после принятия его Экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в Поручении Экспедитору и/или Экспедиторской расписке, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от пего не зависело, в следующих размерах: - за утрату или недостачу груза, принятого к перевозке, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части, с учетом п.п. 1.4- 1.6. настоящего договора; - за повреждение (порчу) груза, принятого к перевозке, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза с учетом п.п. 1.4 – 1.6. настоящего договора, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза, с учетом п.п. 1.-1 - 1.6. настоящего договора. Невозможность восстановления груза доказывается Клиентом (пункт 4.1 Договора).

За содержимое упаковки перевозимого груза, если по внешним признакам отсутствуют следы вскрытия либо повреждения наружной упаковки, а так же по другим договорам Клиента с третьими лицами Экспедитор ответственности не несет (пункт 4.2 Договора).

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности Экспедитора, удостоверяются актом, составленным между Сторонами. Акт должен быть составлен непосредственно в момент выдачи груза Экспедитором грузополучателю и содержать: ассортимент недостающего груза (в случае недостачи), ассортимент поврежденного груза с указанием характера повреждений (в случае повреждения груза) (пункт 4.6 договора).

Пунктом 6.2 Договора определено, что в случае не достижения согласия стороны вправе обратиться в Арбитражный суд Тюменской области.

Данный Договор содержит подписи сторон и заверен печатями организаций.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Материалы дела сдержат накладную (экспедиторскую расписку) с маркировкой РГ000101138 груз принят к отправке 02.10.2018 г.; грузоотправитель ООО «ВТС»; количество мест 8; объем 33,8 куб.м.; вес 2489 кг.; грузополучатель ПК «Монтажник»; груз принят представителем ООО «ПАУЭР ИНТЕРНЭШНЛ-ШИНЫ» ФИО2.(л.д.49).

Суд отмечает, что содержание данной накладной свидетельствует, что графы «Объявленная стоимость», «сопроводительные документы» не заполнены, внутритарный пересчет не произведен, дополнительным условием является только автоэкспедирование в пункте отправления.

Накладная содержит указание на дату получения груза 14.11.2018 года и отметку в графе «при получении груза заявлено» - заказ отгружен полностью.

Кроме того, экспедиторскую расписку № 000002277 от 12 октября 2018 г. (л.д.50), согласно которой груз получен 14.11.2018 г.; количество мест 114; вес 2489 кг.; объем 20,60 куб. м. В графе «отметка о получении груза» имеется дата принятия 14.11.2018 год, подпись и ее расшифровка представителя грузополучателя ФИО3 указано также, что груз принят без претензий к внешнему виду, с весом и объемом согласен.

Как следует из позиции истца, поскольку из указанных экспедиторских расписок количество мест и объем груза при его отправке и при его получении разнятся, а именно количество мест изменилось с 8 до 11, так как груз отправлялся из Москвы в Новосибирск в палетах, из Новосибирска же в Якутск он пришел в отдельных коробках, габариты груза при этом изменились с 33,8 до 20,6 куб. метров - на 13,2 куб. метра меньше, в связи с такой разницей в количестве отправленных и полученных мест было невозможно на месте проверить груз по количеству. Также, невозможно было его проверить и по содержанию, поскольку для этого было бы необходимо распаковывать и проверять каждую коробку. В связи с этим, груз был распакован и проверен специалистами ПК «Монтажник» на производственном складе после получения. В результате вскрытия упаковок и проверки груза обнаружилось, что недостает следующих 4 позиций: - настенный регулятор DX в количестве 7 шт. на сумму 14705, 05 рублей; - блок контроля и управления HMI WING ЕС 1 в количестве 5 шт. на сумму 71024,99 рублей; - клапан с сервоприводом мод NVMZ 2020В в количестве 6 шт. на сумму 20413,69 рублей; - клапан с сервоприводом мод. NVMZ 2020В в количестве 24 шт. на сумму 81654,78 рублей. Общая сумма недостачи груза составила 187798 рублей 51 копейка.

26.11.2018 г. ответчику было направлено официальное письмо исх. № 2-01-732 с просьбой разобраться в сложившейся ситуации (л.д.52).

На данное письмо ООО «Пауэр Интернэшнл-шины» ответили в переписке по электронной почте 7 декабря 2018 г., указав, что поскольку при приемке грузополучателем не было обнаружено следов механического воздействия на груз и упаковку груза, а также иных повреждений упаковки груза отсутствуют основания полагать, что груз был утрачен в процессе транспортировки (л.д.55-58).

Не согласившись с доводами перевозчика ПК «Монтажник» обратилось к нему с претензией 12.12.2018 исх. № 2-01-746, в которой изложило требование о возмещении стоимости недостачи (л.д.30)..

Письмом от 15.01.2019 г. исх. № 15/1 ООО «Пауэр Интернэшнл-шины» отказало в удовлетворении этих требований со ссылкой на то, что согласно экспедиторской расписки № РГ000101 138 от 02.10.2018 г. груз был принят получателем в полном объеме и без замечаний, отметки о недостачи части груза, и составлении актов в транспортных документах отсутствуют.

Обстоятельства, связанные с оставлением претензий истца без удовлетворения, послужили основанием для обращения с настоящим иском.

Оценив представленный сторонами в материалы дела Договор, суд исходит из того, что к возникшему спору подлежат применению нормы гл. 40 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специального законодательства в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом.

В силу ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных и других документов, необходимых для перевозки грузов, за исключением перевозок в области почтовой связи.

Согласно п. 2 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации правила гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

Как следует из ч. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Частями 1, 2, 3 ст. 796 ГК РФ определено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Как следует из положений пункта 14 статьи 15 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза.

Согласно пунктам 5, 7, 8, 9 статьи 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа. Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.

Согласно положениям ст. 38 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.

Пунктами 79, 80, 82, 86 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 определено, что акт составляется в случае утраты или недостача груза, повреждения (порчи) груза (подпункт в) пункта 79).

Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования (пункт80).

Акт содержит: а) дату и место составления акта; б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта; в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта; г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер; д) подписи участвующих в составлении акта сторон (пункт 82).

В случае, указанном в подпункте "г" пункта 82 настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя (пункт 83).

В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа (пункт 86).

Статьей 803 ГК РФ также установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

В силу положений ст. 8 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

Согласно положениям пункта 4.6 Договора обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности Экспедитора, удостоверяются актом, составленным между Сторонами. Акт должен быть составлен непосредственно в момент выдачи груза Экспедитором грузополучателю и содержать: ассортимент недостающего груза (в случае недостачи), ассортимент поврежденного груза с указанием характера повреждений (в случае повреждения груза).

Материалы дела свидетельствуют, что истцом экспедиторская расписка № 000002277 от 12 октября 2018 г. (л.д.50), согласно которой груз получен 14.11.2018 г.; количество мест 114; вес 2489 кг.; объем 20,60 куб. м. подписана. В графе «отметка о получении груза» имеется дата принятия 14.11.2018 год, подпись и ее расшифровка представителя грузополучателя ФИО3 указано также, что груз принят без претензий к внешнему виду, с весом и объемом согласен. Согласно данному документу груз был принят истцом в полном объеме и без замечаний, отметки о повреждении упаковки, недостаче и составлении актов в данном документе отсутствуют.

Доказательств того, что истец уведомлял ответчика о необходимости принять участие в составлении акта, обязательность составления которого установлена пунктом 4.6 Договора и пунктами 79, 80, 82, 86 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, материалы дела не содержат.

Более того, позиция истца, изложенная в иске, свидетельствует о том, что такие уведомления не направлялись, акты не составлялись.

При этом, суд отмечает, что как при сдаче груза 02.10.2018 года, так и при доставке груза 14.11.2018 года, вес груза 2 489 кг. не изменился, при этом, количество мест с 8 увеличилось до 114.

Как следует из пояснений истца, количество мест изменилось с 8 до 114, так как груз отправлялся из Москвы в Новосибирск в палетах, а из Новосибирска же в Якутск он пришел в отдельных коробках.

С учетом изложенного, принимая во внимание тот факт, что вес груза остался прежним, груз из палет был сложен иным способом в отдельных коробках, с учетом правил определения объема груза, согласованных сторонами в пункте 2.1.1 Договора (при измерении негабаритных грузов или грузов со сложной геометрической формой, измерение объема такого груза производится исходя из максимальных длин сторон груза, таким образом, чтобы в случае упаковки груза, все углы такой упаковки составляли 90 градусов), суд полагает возможной ситуацию, при которой габариты груза изменились с 33,8 до 20,6 куб. метров - на 13,2 куб. метра меньше, в связи с произведенной разгрузкой отдельных коробок из палет, которые, при нахождении их в палетах, могли занимать больший объем.

Доказательств, исключающих указанные обстоятельства, истцом в материалы дела не представлено.

Согласно положениям пункта 2.1.1 Договора Экспедитор производит приемку груза без досмотра и проверки содержимого упаковки на предмет соответствия товаросопроводительным документам, работоспособности, внутренней комплектации, количества, наличия явных или скрытых дефектов, чувствительности к температурному воздействию. Если приемка груза происходит не на складе Экспедитора, то груз принимается по количеству грузовых мест, без досмотра и проверки содержимого упаковки на предмет соответствия товаросопроводительным документам, работоспособности, внутренней комплектации, количества, наличия явных или скрытых дефектов, чувствительности к температурному воздействию.

В этой связи суд также принимает во внимание, что экспедиторские расписки не содержат ссылок на товаросопроводительные документы, в связи с чем, представленные истцом в материалы дела договор поставки, счет на оплату и товарные накладные (л.д.32-48), по мнению суда, не могут быть признаны надлежащими доказательствами по признаку относимости.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в материалы дела не представлено достаточных доказательственных обоснований того, что груз, о недостаче которого заявлено истцом в качестве основания требований, был принят ответчиком к перевозке от грузополучателя, что исключает возможность отнесения на ответчика ответственности за утрату указанного груза.

Согласно же положениям ст. 796 ГК РФ установлено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, только в случае, если она произошла после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа.

Доказательств каких-либо иных нарушений условий Договора ответчиком, истцом в материалы дела также не представлено.

С учетом изложенного, поскольку материалы дела не содержат допустимых доказательств наличия факта нарушения со стороны ответчика, учитывая, что доказывание данных обстоятельств является неотъемлемым условием для наступления ответственности ответчика по искам о возмещении ущерба по основаниям ст. 15, 393, 803 ГК РФ, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца.

Отказ в удовлетворении требований о взыскании денежных сумм убытков, является основанием для отказа в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами. Кроме того, основанием для отказа в данном требовании, является и тот факт, что обязанность причинителя вреда по уплате процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ, возникает со дня вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворено требование потерпевшего о возмещении причиненных убытков, если иной момент не указан в законе, при просрочке их уплаты должником.

Данный правовой подход продемонстрирован в пункте 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".

В отношении доводов ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд полагает необходимым отметить, что они опровергаются состоятельными возражениями истца.

В соответствии с п.1 ст. 197 Гражданского кодекса РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Статьей 13 ФЗ от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее Закон) установлено, что для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

На основании п. 1 ст. 12 Закона до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Согласно п. 4 указанной статьи претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

Как видно из экспедиторской расписки № 000002277 от 12 октября 2018 г. груз получен 14.11.2018г. ПК «Монтажник» обратилось в установленный законом срок с первым письмом к ООО «Пауэр Интернэшнл - шины» от 26.11.2018 исх. № 2-01-732. Письмом от 15.01.2019 г. исх. № 15/1 ООО «Пауэр Интернэшнл-шины» отказало в удовлетворении этих и последующих ( претензии от 12.12.2018 года) требований истца.

Таким образом, течение срока исковой давности приостановилось с 26.11.2018 года по 15.01.2019 года (дата получения отказа в удовлетворении претензии), следовательно, с учетом приостановленных дней, годичный срок исковой давности, начавшись 14.11.2018 года, истек только 09.01.2020 года (с учетом положений ст. 193 ГК РФ), однако, как видно из материалов дела, 17.12.2019 г. исковое заявление почтовым отправлением направлено в Арбитражный суд Тюменской области.

Аналогичный правовой подход продемонстрирован также в разъяснениях, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", согласно которым, течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры. А также в пункте 17 «Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017).

Материалы дела свидетельствуют, что истцом была оплачена государственная пошлина в надлежащем размере.

Принимая во внимание отказ в удовлетворении иска, расходы на оплату государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 112, 106, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья

Авдеева Я.В.