ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-22499/19 от 29.01.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-22499/2019

05 февраля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2020 года. Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ким Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Администрации Уватского муниципального района

к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору   

об оспаривании определения от 06.12.2019 об отказе в предоставлении рассрочки исполнения постановления по делу об административном правонарушении,

при участии

от заявителя – Кожевникова Н.В. на основании доверенности от 12.08.2019,

от ответчика – Мирошников А.С. на основании доверенности от 19.11.2019,

установил:

Администрация Уватского муниципального района (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик, Управление, административный орган) об оспаривании определения от 06.12.2019 об отказе в предоставлении рассрочки исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимая во внимание определение суда от 30.12.2019 по настоящему делу, учитывая отсутствие возражения сторон, суд признал дело подготовленным, вынес протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении заявителя проверки Управлением установлен факт неисполнения в установленный срок предписания.

В связи с выявленным фактом совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), 28.12.2018 специалистом Управления составлен протокол об административном правонарушении №56-57-12-2018.

По результатам рассмотрения материалов административного дела, должностным лицом Управления вынесено постановление от 10.01.2019 №55-57-12-2018 по делу об административном правонарушении, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде наложения штрафа в размере 450 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным Постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.01.2019 по делу №А70-1007/2019, оставленным в силе Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 и Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

02.12.2019 Администрация обратилась в Управление с заявлением о предоставлении рассрочки (отсрочки) исполнения постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

Определением от 06.12.2019 Управление отказало Администрации в предоставлении рассрочки уплаты административного штрафа.

Управление в определении от 06.12.2019 указало, что заявление Администрации поступило после вступления его в законную силу и по истечении 60-дневного срока, установленного для уплаты административного штрафа. Для исполнительных действий постановление направлено в службу судебных приставов.

Кроме того, в определении также отражено, что документы, подтверждающие затруднительное материальное положение Администрации, не представлены.

Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, Администрация считает незаконным отказ в предоставлении рассрочки исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Администрацией полностью поддержана позиция представленного в Управление заявления относительно отсутствия возможности уплатить административный штраф ввиду затруднительного материального положения и отсутствия в бюджете Уватского муниципального района Тюменской области денежных средств на данные цели.

Управление возражает против заявленных требований, считает оспариваемое определение  законным и обоснованным.

В отзыве ответчик указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения  заявления о рассрочке, поскольку оно подано по истечении срока, установленного для добровольной оплаты штрафа.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат  по нижеследующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 31.3 КоАП РФ постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.

Частью 1 статьи 31.5 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев (часть 2 статьи 31.5 КоАП РФ).

Анализ изложенных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, лицо имеет право обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, которое может принять решение об отсрочке исполнения постановления.

Как установлено судом и отмечено выше, Администрация привлечена к административной ответственности за свершение административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме                 450 000 рублей на основании постановления, вынесенного Управлением.

Таким образом, вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения постановления о назначении административного взыскания подлежит рассмотрению органом или должностным лицом, вынесшим указанное постановление.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4  статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

С учетом принятого Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 и положений части 1 статьи 32.2  КоАП РФ, суд приходит к выводу о том, что административный штраф Администрации следовало уплатить в срок не позднее 28.10.2019.

Вместе с тем, заявление о предоставление рассрочки уплаты административного штрафа поступило в Управление только 02.12.2019, т.е. после 60-дневного срока, предусмотренного для уплаты штрафа.

При изложенных обстоятельствах, суд находит обоснованными основания отказа Управления в предоставлении рассрочки уплаты административного штрафа, изложенные в оспариваемом определении.

По смыслу статьи 32.5 КоАП РФ заявление об отсрочке или рассрочке исполнения штрафа может быть рассмотрено только по постановлению, вступившему в законную силу, то есть заявление о рассрочке либо отсрочке может быть подано по истечении срока на обжалование постановления.

По верному утверждению ответчика, обращение привлекаемого лица с заявлением об отсрочке, о рассрочке после истечения 60-дневного срока уплаты штрафа теряет всякий смысл, поскольку возникнут основания для привлечения данного лица к ответственности за несвоевременную уплату штрафа, а также обязанность по направлению постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

С учетом, установленных по делу обстоятельств, а также того, что в соответствии с действующим законодательством предоставление отсрочки исполнения постановления по делу об административном правонарушении является правом, а не обязанностью административного органа, суд полагает, что нарушение прав или законных интересов Администрации при вынесении оспариваемого определения не допущено.

Заявление Администрации было рассмотрено Управлением в установленный срок без нарушений действующего законодательства относительно порядка рассмотрения и оценки обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения вопроса о предоставлении рассрочки (отсрочки).

Заявитель, обращаясь в суд рассматриваемым заявлением, фактически приводит доводы об отсутствии вины и денежных средств на уплату штрафа, которые, по убеждению суда, подлежат выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности по статье 20.25 КоАП РФ, а не в настоящем деле.

Кроме того, суд учитывает, что административный штраф в настоящее время оплачен в полном объеме, о чем пояснил представитель заявителя в ходе судебного разбирательства.

В связи с чем, вопрос о предоставлении рассрочки является для Администрации неактуальным.

Оценив доводы заявителя, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что Администрацией не доказано, каким правовым нормам противоречит оспариваемый ненормативный акт и в чем конкретно выразилось нарушение ее прав и законных интересов.

При таких обстоятельствах, требование Учреждения об уменьшении суммы штрафа подлежит  удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Безиков О.А.