ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-2254/2018 от 05.04.2018 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-2254/2018

07 апреля 2018 года

резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2018 года

решение в полном объеме изготовлено 07 апреля 2018 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым»

к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным пункта 16 предписания от 16.11.2017 № 59/9185-П/1 в части указания на нарушения, совершенные обществом при производстве работ на скважинах №№5111, 5112, 5113, 5114, 5509, 5609, 5610, 6223, 6222, 6911,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Борисов С.Л. по доверенности, Кружевский С.В. по доверенности, Журавлев В.В. по доверенности,

от ответчика – Миляева Н.С. по доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик, Управлением) о признании незаконным пункта 16 предписания от 16.11.2017 № 59/9185-П/1 в части указания на нарушения, совершенные обществом при производстве работ на скважинах №№5111, 5112, 5113, 5114, 5509, 5609, 5610, 6223, 6222, 6911.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, указанным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, в отношении Общество в период с 05.10.2017 по 16.11.2017 проведена плановая проверка на основании распоряжения № 59/9185 от 28.08.2017 Управления. По результатам проверки составлен акт проверки № 59/9185-А от 16.11.2017 (далее - Акт), вынесено Предписание от 16.11.2017 № 59/9185-П/1 (далее - Предписание).

В пункте 16 Предписания указаны нарушения, допущенные Обществом:

«Не проведена консервация скважин Бованенковского НГКМ по окончании бурения №№ 5111, 5112, 5113, 5114, 5509, 5609, 5610, 6201, 6202, 6223, 6222, 6911, 6909», в нарушение часть 1 статья 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; статья 22 Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 №2395-1; пункт 1335 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 №101 (далее - Правила).

Общество считает данный пункт Предписания незаконными и необоснованными в части указания на нарушения при производстве работ на скважинах №№ 5111, 5112, 5113, 5114, 5509, 5609, 5610, 6223, 6222, 6911.

В отношении нарушений, выявленных на скважинах № 6201, 6202, 6909 Общество предписание не оспаривает.

Возражая против заявленных требований, Управление утверждает, что в ходе проверки Общества никаких пояснений по нарушениям не давало, документов, свидетельствующих об отсутствии нарушения не представляло.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ  "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.

В соответствии с п. 9 ст. 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Согласно ст.26 Закона о недрах предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

В соответствии с пунктом 1323 Правил безопасности № 101 консервация скважин возможна как в процессе бурения, так и после его окончания, и в процессе эксплуатации.

Согласно пункту 1335 Правил безопасности № 101 консервации подлежат все категории скважин по окончании бурения на срок до их передачи заказчику для дальнейшей организации добычи нефти, газа, эксплуатации подземных хранилищ, месторождений теплоэнергетических, промышленных минеральных и лечебных вод, закачки воды в соответствии с проектной документацией строительства системы сбора и подготовки нефти, газа, воды.

При этом, пунктом 1327 Правил установлено, что временная приостановка скважин в связи с экономическими причинами (до строительства системы сбора и подготовки добываемой жидкости, отсутствие спроса на сырье, нерентабельность эксплуатации) может осуществляться без консервации на срок до 6 месяцев с последующим продлением по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора, при условии выполнения мероприятий по безопасному пользованию недрами, безопасности жизни и здоровью населения, охране окружающей среды на срок приостановки скважин».

На устье законсервированных скважин и временно приостановленных должны быть укреплены таблички с указанием номера скважины, месторождения, времени начала и окончания консервации скважины (приостановки) и пользователя недр (п.1329 Правил).

В соответствии с условиями подраздела 7 «Технологические решения» Раздела 5 проектной документации на «Скважины газовые эксплуатационные пологие на пласты ХМ 1-2 УКПГ-1 Бованенковского НГКМ в составе стройки «Эксплуатационное бурение» (ПД № 0119-2013-361 -Э), после проведения работ по освоению скважина готова к передаче Заказчику, подключению к газосборному коллектору и считается законченной строительством. При невозможности подключения к газосборной сети, скважина может находится во временной приостановке на основании плана на приостановку на объекте (пункт 1327 Правил)» (Пункт 2.8.1 ПД № 0119-2013-361-Э); пунктом 2.9.2 ПД № 0119-2013-361-Э предусмотрена возможность временной приостановки скважины на период ожидания освоения после бурения.

Их материалов следует, что строительство скважины № 5509 завершено 12.08.2017 (акт на монтаж угловых регулирующих клапанов от 12.08.2017), скважин №№ 5609, 5610 -15.10.2017 (акт на монтаж штуцеров угловых от 15.10.2017). Актами от 12.08.2017 и 15.10.2017 была оформлена временная приостановка скважин. Строительство системы сбора и подготовки добываемой жидкости (кусты газовых скважин № 55 и 56) завершено.

Ростехнадзором выданы «Заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов...» от 20.11.2017. Скважины №№ 5509, 5609, 5610 и Кусты газовых скважин № 55 и 56 введены в эксплуатацию 30.11.2017, что подтверждается Распоряжением ПАО «Газпром» от 30.11.2017 № 454 об утверждении актов приемочных комиссий по приемке законченных строительством объектов, входящих в состав стройки «Эксплуатационное бурение. Бованенковское НГКМ», Актами приёмки законченного строительством объекта (КС-14).

В период проведения проверки Ростехнадзором и на момент составления оспариваемого Предписания на скважине № 6911 фактически осуществлялись работы по спуску КПО и освоению скважины, что подтверждается актом приема-передачи скважины на спуск КПО от 23.10.2017. Строительство скважины № 6911 завершено 10.12.2017 (акт на монтаж угловых регулирующих клапанов от 10.12.2017). Актом от 10.12.2017 была оформлена временная приостановка скважины № 6911.

Соответственно, требования Ростехнадзора о консервации скважины в период её строительства не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Работы по строительству скважин №№ 5111, 5112, 5113 были завершены 10.07.2017 (акт на монтаж угловых регулирующих клапанов от 10.07.2017). Актами от 10.07.2017 была оформлена временная приостановка скважин (до строительства системы сбора и подготовки добываемой жидкости). На момент проведения проверки шестимесячный срок временной приостановки не истёк.

Работы по бурению скважины № 5114 были завершены 08.05.2017 (акт испытания на герметичность фонтанной арматуры от 08.05.2017). При этом работы по временной приостановке скважины в соответствии с пунктом 2.9.2 ПД № 0119-2013-361-Э были завершены 10.07.2017 (оформлен Акт о временной приостановке скважины от 10.07.2017 по окончанию бурения в ожидании освоения). На момент составления Акта проверки и Предписания шестимесячный срок временной приостановки не истёк.

Работы по строительству скважин №№ 6222, 6223 завершены 08.10.2017 в период проведения проверки (акт на монтаж угловых регулирующих клапанов от 08.10.2017). Работы по временной приостановке скважин были завершены 22.10.2017 (оформлены Акты о временной приостановке скважин от 22.10.2017 на период ожидания освоения). На момент составления Предписания шеститимесячный срок временной приостановки не истёк.

Учитывая вышеизложенное, выводы Ростехнадзора о допущенных Обществом нарушениях являются необоснованными, ввиду того, что в момент проверки необходимость в ликвидации или консервации буровых скважин не требовалась.

Суд отклоняет доводы ответчика на несоответствие данных указанных на табличках, закреплённых на устьях скважин, и непредставление обществом документов, поскольку соответствующими доказательствами содержание табличек не подтверждено. Кроме того, при наличии подтверждающих документов содержание табличек само по себе не опровергает факт временной приостановки скважин в проверяемый период.

При изложенных обстоятельствах, доводы ответчика о достаточности доказательств совершения обществом нарушений отклоняются судом как необоснованные.

Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным пункт 16 предписания Северо-Уральскому управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.11.2017 № 59/9185-П/1 в части указания на нарушения, совершенные обществом при производстве работ на скважинах №№5111, 5112, 5113, 5114, 5509, 5609, 5610, 6223, 6222, 691.

Взыскать с Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым» судебные расходы в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Минеев О.А.