ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-22852/2023 от 31.01.2024 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-22852/2023

07 февраля 2024 года

Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2024г. Решение в полном объеме изготовлено 07 февраля 2024г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смоляк О.А., рассмотрев в судебном заседании заявление

ОСФР по Тюменской области

к ООО СЗ «РОДИНА» ИНН <***>

о взыскании финансовой санкции в размере 2500 руб.,

при участии:

представитель заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.01.2024 № 4,

установил:

ОСФР по Тюменской области (далее – заявитель, Фонд, Отделение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО СЗ «РОДИНА» (далее - ответчик, Общество) о взыскании финансовой санкции в размере 2500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018г., август 2019г., июль 2020г.

На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Согласно представленному отзыву на заявление ответчик против заявленных требований возражает, указывая на нарушение сроков на составление актов, вынесение решений и требований, установленные налоговым законодательством РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв.

Заслушав его объяснения, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

ООО СЗ «РОДИНА» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, как лицо, производящее выплаты физическим лицам.

Согласно п.2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Срок представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за:

- май 2018 года установлен не позднее 15.06.2018;

- август 2019 года установлен не позднее 16.09.2019;

- июль 2020 года установлен не позднее 17.08.2020.

Материалами дела подтверждается, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018г., август 2019г. и июль 2020г. первоначально представлены Обществом с нарушением установленного срока 19.06.2018, 19.09.2019, 18.08.2020.

Указанные нарушения зафиксированы актами от 27.08.2020 № 082S18200012380, от 19.12.2019 № 082S18190016265, от 27.08.2020 № 082S18200012381 о выявлении нарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В этой связи решениями заявителя от 07.10.2020 № 082S19200013102, от 05.02.2020 № 082S19200000918, от 07.10.2020 № 082S19200013103 Общество привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за представление в установленный срок сведений в виде финансовых санкций в общем размере 2 500 руб., в том числе за май 2018г. – 1500 руб., август 2019г. – 500 руб., июль 2020г. – 500 руб.

Так же Фондом в адрес ответчика направлены требования об уплате финансовых санкций от 11.11.2020 № 082S0120А12F326, от 11.03.2020 № 082S0120А03QVA4, от 11.11.2020 № 082S0120А12F32N со сроками исполнения до 06.12.2020, 07.04.2020, 06.12.2020.

Доказательства уплаты штрафа ответчиком в арбитражный суд не представлены.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда 15.09.2023 в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Арбитражным судом Тюменской области 20.09.2023 был выдан судебный приказ по делу № А70-19834/2023, в соответствии с которым с ООО СЗ «РОДИНА» в пользу ОСФР были взысканы финансовые санкции в размере 2500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018г., август 2019г., июль 2020г.

В связи с поступившим возражениями ответчика судебный приказ был отменен определением суда от 03.10.2023 по делу № А70-19834/2023.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда 22.10.2023 в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Факт совершения правонарушений подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Как указано выше, первоначально сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018г., август 2019г. и июль 2020г. представлены Обществом с нарушением установленного срока 19.06.2018, 19.09.2019 и 18.08.2020.

Таким образом, с Общества в пользу Фонда следует взыскать для зачисления в соответствующие бюджеты финансовые санкции в размере 2500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2018г., август 2019г. и июль 2020г.

Арбитражный суд отклоняет довод ответчика о пропуске срока обращения в арбитражный суд со ссылкой на несвоевременность составления актов, вынесения решений и требований.

При этом арбитражный суд считает необходимым отметить, что в любом случае решения о привлечении Общества к ответственности вынесены Фондом в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного ст.113 Налогового кодекса РФ.

Так же по данному вопросу следует учитывать нижеизложенное.

Сроки выявления правонарушения, сроки проведения контрольных мероприятий, связанных с проверкой (выявлением) несвоевременного представления страхователем сведений, Законом № 27-ФЗ не установлены.

С 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, а также с взысканием штрафов, начисленных органами ПФР по ст. 17 закона № 27-ФЗ регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательной пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно разъяснениям, данным в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

В рассматриваемом случае ответчик предоставил сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М по каналам бесконтактного приема информации (БПИ). Прием данной отчетности также осуществляется программным комплексом «Бесконтактный прием информации» (ПК БПИ) в автоматизированном режиме, в связи с чем исключается возможность выявления правонарушения и составления актов специалистами в день представления сведений.

Акты, решения и требования об уплате финансовых санкций составлены и предъявлены в сроки, установленные ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Согласно абз. 8 ст. 17 Закона № 27-ФЗ лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Фонда письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

На вышеуказанные акты возражения от страхователя не поступили, решения о привлечении к ответственности не оспорены, требования об уплате финансовых санкций не исполнены.

Согласно статье 17 Закона № 27-ФЗ взыскание финансовой санкции производится в судебном порядке. Территориальный орган Фонда обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей.

В соответствии с вышеуказанной статьей, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Трехлетний срок по самому раннему требованию от 11.03.2020 № 082S0120A03QVA4 истек 07.04.2023, а общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию по настоящему заявлению не превысила предусмотренную законом сумму 3000 рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 229.2 АПК РФ судебный приказ выдается по делам, в которых заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.

ОСФР по Тюменской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа 15.09.2023, то есть в установленный шестимесячный срок со дня истечения (07.04.2023) трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.

20.09.2023 Арбитражным судом Тюменской области по делу № А70-19834/2023 вынесен судебный приказ, впоследствии отменен в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.

Положениями Закона № 27-ФЗ не предусмотрены ни порядок, ни срок взыскания задолженности после отмены судебного приказа.

При этом с учетом определения Верховного Суда РФ от 23.01.2019 № 306-КГ18-17376, на основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и применительно к пункту 3 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.

Учитывая изложенное, ОСФР по Тюменской области не пропущен срок на обращение в суд с настоящим заявлением.

Доводы ответчика о пропуске срока подлежат отклонению.

Поскольку суд удовлетворяет заявление Фонда, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 руб.

Руководствуясь ст.ст.167, 171 и 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Взыскать с ООО СЗ «РОДИНА» ИНН <***> в пользу ОСФР по Тюменской области для зачисления в соответствующие бюджеты финансовые санкции в размере 2500 руб., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Коряковцева О.В.