АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-2288/2021 |
16 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 16 августа 2021 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Скачковой О.А., рассмотрев в судебном заседании заявление
сельскохозяйственного производственного кооператива «Ембаевский»
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:219 в собственность за плату от 11.12.2020 № 1620-о,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2, доверенность от 21.06.2021,
от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 28.08.2020,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив «Ембаевский» (далее – заявитель, кооператив, СПК «Ембаевский») обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - административный орган, департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:219 в собственность за плату от 11.12.2020 № 1620-о.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы Тюменского района № 566 от 02.09.1992 коллективному сельскохозяйственному предприятию «Ембаевское» предоставлены земельные участки общей площадью 7327 гектаров, в том числе 1166 гектаров в бессрочное (постоянное) пользование, выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемое владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ТЮ-2-1700281 (далее – государственный акт № ТЮ-2-1700281).
На основании государственного акта № ТЮ-2-1700281 из земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:219.
В 2011 году проведены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, подготовлен межевой план, уточненные границы внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно приказу Администрации Тюменского района от 05.03.1999 № 120
СПК «Ембаевский» создан в результате преобразования сельскохозяйственного предприятия «Ембаевское», которое, в свою очередь, на основании постановления Администрации Тюменского района от 31.03.1993 № 288 являлось правопреемником коллективного сельскохозяйственного предприятия «Ембаевское».
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2018 по делу № А70-17967/2017 СПК «Ембаевский» признан банкротом, в отношении должника введено конкурсное производство.
17.12.2019 конкурсный управляющий СПК «Ембаевский» ФИО4 с целью формирования конкурсной массы должника обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:216 в собственность за плату без проведения торгов.
В письме от 10.01.2020 № 200110005/10-2 департамент отказал в предоставлении земельного участка, указав на то, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:219 расположен за границами земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование СПК «Ембаевский» на основании государственного акта № ТЮ-2-1700281.
Кооператив оспорил данный отказ департамента в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.08.2020 по делу
№ А70-5502/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.02.2021, изложенный в письме от 10.01.2020 № 200110005/10-2 отказ департамента признан недействительным, на департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СПК «Ембаевский».
Впоследствии на заявление кооператива от 17.12.2019 от заинтересованного лица поступил новый отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату
от 11.12.2020 № 1620-о.
Основанием для отказа послужило указание департамента на то, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:219 в соответствии с документацией по планировке территории частично расположен в границах территории, которая в соответствии с утвержденными документами территориального плана предназначен для размещения местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта.
Кроме того из оспариваемого отказа следует, что в соответствии с утвержденным постановлением Главы города Тюмени от 22.10.2018 № 2-пг, проектом межевания территории планировочного района № 2 «Тарманский», испрашиваемый земельный участок предполагается к изъятию для государственных или муниципальных нужд..
Не согласившись с указанным отказом, кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 ЗК РФ).
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ;
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:219 расположен в границах земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование СПК «Ембаевский» в соответствии с государственным актом
№ ТЮ2-I700281.
В соответствии с требованиями пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В силу положений части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно части 6 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Из материалов дела следует, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования городской округ город Тюмень, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 № 9 (далее – генеральный план города Тюмени), на земельном участке предусмотрено размещение объекта
дошкольно-образовательного назначения, объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно документам по планировке территории планировочного района
№ 2 «Тарманский», утвержденных постановлением Главы города Тюмени от 22.10.2018 № 2-пг, земельный участок расположен в зоне улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования и учебно-образовательного назначения, предполагается к изъятию для государственных или муниципальных нужд.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Тюмени земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1. В указанных зонах сельскохозяйственное производство не предусмотрено.
Данная информация подтверждается письмом Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 30.11.2020
№ 14-08-013214/20 «О размещении объектов регионального, федерального и местного значения», в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103002:219 частично расположен в зоне озелененных территорий специального назначения в зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, сады, скверы, бульвары, городские сады) в зоне транспортной инфраструктуры (магистральная улица районного значения, улицы и дороги местного значения), предназначен для размещения объектов местного значения, в том числе дошкольной образовательной организации.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103002:219 частично входит в состав территории, предназначенной для размещения объектов местного значения.
При этом в материалы дела заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие об оспаривании кооперативом проекта межевания в данной части, как и об оспаривании документации по планировке территории, не представлены сведения о признании указанного муниципального нормативного правового акта недействующим. Доказательств, опровергающих доводы департамента, материалы настоящего дела не содержат.
Суд соглашается с доводами департамента о том, что поскольку на момент обращения СПК «Ембаевский» с заявлением о выкупе земельного участка спорный земельный участок был отнесен к территориальной зоне Ж-1 и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство соответствующего объекта местного значения (автодороги местного значения), то земельный участок не может быть предоставлен кооперативу в собственность.
Довод заявителя о возможности безусловного переоформления земельного участка в собственность не принимается судом, поскольку статья 39.16 ЗК РФ не устанавливает исключений при принятии решений об отказе в предоставлении для обладателей права постоянного (бессрочного)пользования.
Указанная позиция соответствует пункту 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020, согласно которому земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства в составе земель населенных пунктов, не может быть выкуплен после изменения его вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки; при этом само по себе изменение правового режима земельного участка в результате утверждения (внесения изменений) правил землепользования и застройки не свидетельствует о том, что воля публично-правового обоснования направлена на лишение арендатора права на выкуп земельного участка; оснований для неприменения к спорным правоотношениям нормативных актов территориального планирования и градостроительного зонирования в данном случае не имеется.
Решением Арбитражного суда Тюменской области по делу № А70-5502/2020 на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, то есть рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:219 в собственность за плату без проведения торгов повторно, с учетом выводов, сделанных судом, что и было сделано департаментом.
При таких обстоятельствах, суд отклоняет доводы кооператива о невозможности повторного рассмотрения заявления и применении иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, при наличии таковых на момент его рассмотрения.
Оценивая иные доводы заявителя применительно к изложенным выше обстоятельствам суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого отказа и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов заявления обоснованными.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ). Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы заявления и отзыва на него по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что из материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого отказа департамента положениям действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для вывода о несоответствии оспариваемого отказа департамента требованиям действующего законодательных и иных нормативных правовых актов у суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по делу в сумме 3000 руб. относятся на заявителя.
Департаментом в ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы, на депозитный счет Арбитражного суда Тюменской области для оплаты стоимости проведения экспертизы перечислены денежные средства в размере 35000 руб. платежным поручением от 28.04.2021 № 245191.
Судом данное ходатайство отклонено.
В соответствии с частью 1 статьи 109 АПК РФ денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей. Денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда (часть 2 указанной статьи).
Таким образом, принимая во внимание результаты рассмотрения заявленного ходатайства департамента, находящиеся на депозитном счете арбитражного суда денежные средства в размере 35000 руб. подлежат возврату их подателю.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что в соответствии со статьей 177 АПК РФ настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 109, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива «Ембаевский» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:219 в собственность за плату от 11.12.2020 № 1620-о отказать.
Возвратить с депозитного счета Арбитражного суда Тюменской области денежные средства в размере 35000 руб. на счет Департамента имущественных отношений Тюменской области.
Перечисление денежных средств произвести по следующим платежным реквизитам: получатель – Департамент финансов Тюменской области (Департамент имущественных отношений Тюменской области) ИНН <***>, КПП 720301001, сч. 03221643710000006700, сч. 40102810945370000060, БИК 017102101, отделение Тюмень Банка России//УФК по Тюменской области, г Тюмень (возврат денежных средств для проведение судебной экспертизы по делу).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Скачкова О.А. |