ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-22953/2023 от 20.02.2024 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-22953/2023

06 марта 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 06 марта 2024 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Кузнецовой О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по иску

индивидуального предпринимателя ФИО2

к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени

об обязании заключить договор

при участии представителей:

от истца: ФИО3 по доверенности от 08.06.2023,

от ответчика: ФИО4 по доверенности № 096-20 от 27.03.2020,

установил:

в Арбитражный суд Тюменской области 30.10.2023 поступил иск индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – истец) к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени 9далее – ответчик) об обязании заключить договор для размещения нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0217003:11 площадь 64,5 кв.м по адресу: г.Тюмень, ул.НемцоваЕлецкая, сроком на 5 лет без проведения аукциона.

Ответчик в отзыве на исковое заявления требования не признал.

В судебном заседании истец требования поддержал, ответчик иск не признал.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований. Согласно, статье 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, всесторонне исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, суд считает, что рассматриваемые требования не подлежат удовлетворению по указанным ниже основаниям.

Как следует из искового заявления, на основании договора аренды земельного участка №319/11, 101/11, заключенного между ООО «Людмила и К» (Директор ФИО2) и Администрацией города Тюмени, был размещен торговый павильон по адресу: <...>.

14.10.2004 магазин по адресу: <...> площадью 59,2 кв.м был продан по договору купли-продажи ИП ФИО2

06.07.2006 между Администрацией города Тюмени и ИП ФИО2 был заключен договор аренды №759/11.

На основании распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 23.05.2006 №608/14-3 «О предварительном согласовании места размещения магазина в капитальном исполнении по адресу: <...>, распоряжения от 18.09.2007 №3987/14-3 ИП ФИО2 был представлен в аренду на 3 года земельный участок 72:23:0217003:196 площадью 218 кв.м для строительства магазина в капитальном исполнении в <...> и заключен договор аренды от 02.10.2007 №23-10/703.

01.10.2010 года между сторонами было заключено соглашение о продлении договора аренды земельного участка с 18.09.2010 по 17.09.2013 года.

В связи с заключением договора аренды 02.10.2007 №23-10/703 с Департаментом имущественных отношений ТО, договор аренды от 06.07.2006 №759/11 был расторгнут.

Постановлением Администрации города Тюмени от 28.09.2012 №148 ИП ФИО2 отказано в представлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства-магазина на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0217003:0196 площадью 218 кв.м по адресу: <...>, расположенном в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами ввиду несоответствия требованиям, ввиду несоответствия ст. 12 «ограничение точечного строительства» Правил землепользования и застройки города Тюмени.

Как указано истцом, отказ в отклонении от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства привел к невозможности получения разрешения на строительство магазина, т.к. участок не соответствовал предельным параметрам разрешенного использования земельного участка.

Департаментом имущественных отношений Тюменской области 13.08.2013 направлено уведомление № 130813013 об отказе в продлении срока действия договора аренды земельного участка связи с тем, что ИП ФИО2 не приступила к строительству капитального объекта, что также установлено решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.03.2014 по делу №А70 - 14056/2013.

Невозможность осуществления капитального строительства, по мнению истца, обусловлена отказом Администрации города Тюмени по причине запрета точечного строительства (отказ в отклонении от предельных параметров).

22.09.2023 в адрес ИП ФИО2 направлено письмо Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени о демонтаже нестационарного торгового объекта.

20.10.2023 в адрес ИП ФИО2 направлено уведомление Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени о выявлении самовольно установленного временного объекта и необходимости освобождения земельного участка от самовольно установленного объекта.

В связи с тем, что размещение капитального объекта на земельном участке невозможно по причине несоответствия предельным параметрам, истец считает обоснованным заключение с ним договора на размещение нестационарного торгового объекта, учитывая, что ранее с ним был заключен договор аренды от 06.07.2006 №759/11. Торговый объект введен в эксплуатацию 23.03.2001, что подтверждается актом о приемке в эксплуатацию временного торгового сооружения магазина «Людмила», расположенного по ул. Немцова-Елецкая. Ообъект соответствует санитарным нормам, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением от 11.02.2004 №497, выданного ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Тюмени».

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Из положений статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Закон N 381-ФЗ регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Также данные правоотношения регулируются Правилами включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения НТО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772).

Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что НТО является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии с частью 1 статьи 10 этого же закона размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).

Постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2012 № 160-пк утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Схема).

Формирование Схемы, а также внесение в нее изменений отнесено к компетенции департамента экономки и стратегического развития Администрации города Тюмени (далее - Уполномоченный орган).

В соответствии с Порядком и условиями размещения НТО на землях или земельных участках, расположенных на территории города Тюмени, утвержденными постановлением Администрации города Тюмени от 28.03.2016 № 79-пк (далее - Порядок), заключение договора на размещение НТО осуществляется в соответствии со Схемой по результатам аукциона, за исключением случаев, установленных частями 5, 6 статьи 12 Закона Тюменской области от 05.07.2001 № 354 «О регулировании торговой деятельности в Тюменской области».

Как следует из пояснений ответчика, утвержденной Схемой размещение НТО по адресу: <...> не предусмотрено. Договор на размещение НТО по адресу: <...> с департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, в рамках имеющихся полномочий, не заключался.

Извещения о проведении аукционов на право заключения договоров на размещение НТО размещаются на общедоступном ресурсе - официальном сайте Администрации города Тюмени в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://www.tyumen-city.ru/) на странице Департамента, в разделе к Информация об аукционах / «НТО» и на электронной площадке акционерного общества «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее - АО «Сбербанк - АСТ») (www.utp.sberbank-ast.ru/AP).

Открытые по составу участников аукционы проводятся в электронной форме на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ».

Включение в Схему места, занятого существующим НТО, расположенного по адресу: <...>, не предоставляется возможным, в связи с тем, что место для размещения НТО занято самовольно размещенным временным нежилым строением и которое частично расположено в полосе отвода автомобильной дороги, установленной проектом планировки территории планировочного района № 6 - Тюменский, утвержденным постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 № 10, кроме того, площадь существующего НТО составляет 64,5 кв.м, что не соответствуют площади новых типовых эскизных проектов НТО, утвержденных Приказом Департамента от 31.03.2016 № 36 «Об утверждении типовых эскизных проектов некапитальных нестационарных строений и сооружений, размещаемых на землях или земельных участках, расположенных на территории города Тюмени» (далее - Приказ №36).

Для рассмотрения вопроса о возможности включения в Схему иных мест для размещения НТО в районе многоквартирного дома по ул. Немцова, 69, в том числе в границах земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217003:11, 72:23:0217003:196 любое лицо вправе обратиться в Уполномоченный орган.

В случае включения Уполномоченным органом нового места для размещения НТО в Схему, в рамках имеющихся полномочий, Департаментом будут проведены мероприятия по подготовке аукционной документации.

Ответчиком указано, что на аукцион выставляются места, включенные в Схему, свободные от построек, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, строительных норм и правил, требованиям технических регламентов, требованиям нормативных правовых актов о безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, Правил благоустройства территории города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 27.06.2019 № 136, иных нормативных правовых и правовых актов Российской Федерации, Тюменской области, а также Порядка, Требований к размещению и внешнему виду некапитальных нестационарных строений и сооружений на территории города Тюмени, утвержденных постановлением Администрации города Тюмени от 17.07.2017 № 392-пк.

Относительно размещения указанного НТО ответчиком указано следующее:

НТО по адресу: <...>, расположен в границах двух земельных участков:

1) с кадастровым номером 72:23:0217003:196, с описанием местоположения:
Тюмень, ул. Немцова, дом 69в, площадью 218 кв.м, с разрешенным использованием: для строительства магазина в капитальном исполнении, форма собственности на землю - государственная (не разграничена);

2) с кадастровым номером 72:23:0217003:11, с описанием местоположения:
Тюмень, ул. Немцова — Елецкая, площадью 64,5 кв.м, с разрешенным использованием: для проведения работ по реконструкции торгового павильона, форма собственности на землю - государственная (не разграничена).

В отношении указанных земельных участков действующие договоры аренды зземельных участков отсутствуют.

Разрешения на строительство объекта капитального строительства в Границах вышеуказанных земельных участков не выдавались.

Ранее на основании Протокола совместной (расширенной) комиссии по выработке решений о предоставлении и передачи земельных участков юридическим лицам и гражданам города Тюмени от 18.10.2005 № 38/Р между департаментом земельных ресурсов Администрации города Тюмени и ИП ФИО2 заключен договор аренды земельного участка от 06.07.2006 № 759/11 под временный объект - торговый павильон, площадью 64,6 кв.м, сроком с 03.11.2005 по 02.10.2006.

Договор аренды расторгнут соглашением о расторжении договора аренды земельного участка от 06.07.2006 № 758/11 с 18.09.2007, начисления сняты с 01.10.2007, оплата ИП ФИО2 производится по собственной инициативе.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.03.2014 № А70-14056/2013 установлено, что между Департаментом имущественных отношений Тюменской области (арендодатель) и ИП ФИО2 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 02.10.2007 № 23-10/703, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 218 кв.м., расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером 72:23:0217003:196, для строительства магазина в капитальном исполнении. Договор аренды земельного участка продлевался до 17.09.2013.

Согласно пункту 1.4 Договора участок предоставлялся для строительства магазина в капитальном исполнении.

В результате обследования земельного участка 14 августа 2013 года комиссией в составе представителей департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени установлено, что на земельном участке по адресу <...> расположено временное нежилое строение - торговый павильон, строительство на участке не ведется, территория не огорожена. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств, а именно арендатор не приступил к строительству объекта капитального строительства в срок более 6 лет, Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение о расторжении договора аренды земельного участка.

В результате, решением Арбитражного суда Тюменской области по делу исковые требования ИП ФИО2 к ДИО ТО о признании незаконным решения совместной комиссии о прекращении договора аренды земельного участка площадью 218 кв.м., расположенного по адресу: <...> и обязании Департамент имущественных отношений предоставить земельный участок в аренду не были удовлетворены.

Постановка торгового павильона по адресу: ул. Немцова, 69в площадью 59,2 кв.м, 1998 года постройки, на государственный кадастровый учет за номером 72:23:0217003:574, по мнению ответчика, не является основанием для признания такой постройки Объектом капитального строительства.

Доказательств размещения объекта по адресу: <...> на законных основаниях ИП ФИО2 не представлено.

Ответчиком указано, что, вышеуказанный объект является самовольной постройкой. В связи с этим, в отношении нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ФИО2, проведены мероприятия в соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 02.09.2014 №169-пк «Об утверждении Порядка выявления, демонтажа нестационарных торговых объектов на территории города Тюмени» (в части выявления).

По состоянию на 24.10.2023 материалы были переданы в работу в МКУ «Управление градостроительного планирования», уполномоченного на демонтаж нестационарных торговых объектов, для реализации Порядка в части проведения работ по демонтажу.

С учетом определения Арбитражного суда Тюменской области от 10.11.2023 по делу № А70-22953/2023 о принятии обеспечительных мер, мероприятия по демонтажу объекта приостановлены.

Также ответчиком указано, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217003:11 частично расположен в полосе отвода автомобильной дороги, установленной проектом планировки территории планировочного района № 6 -Тюменский, утвержденным постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 № 10.

Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений е отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен запрет не размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги зданий, строений сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.

Таким образом, поскольку испрашиваемое место размещения НТО занято самовольно размещенным временным нежилым строением -торговый павильон и частично расположено в полосе отвода автомобильной дороги, в нарушении требований действующего законодательства, а также испрашиваемое место по адресу: <...> площадью 64,5 кв.м, не соответствуют площади новых типовых эскизных проектов НТО, рассмотрение вопроса о включении в Схему места размещения и заключение Департаментом в установленном порядке договора на размещение НТО не представляется возможным.

По информации, полученной от Управы Центрального Административного округа города Тюмени в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Тюмени на 2019-2025 годы», утвержденной распоряжением Администрации города Тюмени запланировано комплексное благоустройство дворовой территории многоквартирного дома по ул. Немцова, 69,71.

Суд не вправе подменять собой орган муниципальной власти и обязать заключить с предпринимателем договор в обход установленного законом порядка.

По смыслу статьи 2 АПК РФ судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения государственных органов по вопросам, отнесённым к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 № 08АП-14056/2019 по делу № А46-12615/2019).

Нормативного обоснования требования о понуждении к заключению договора предпринимателем не приведено, обязанность по заключению договора (статья 421 ГК РФ) на ответчика не возложена.

Принимая во внимание вышеизложенное, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд считает требования по заявленному иску не подлежащими удовлетворению.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего иска в соответствии с требованиями статей 102, 110 АПК РФ относятся на истца.

В соответствии с определением от 10.11.2023 судом были приняты обеспечительные меры в виде запрета Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени осуществлять снос, демонтаж нестационарного (временного) торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0217003:11 площадь 64,5 кв.м по адресу: <...> до вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.

В соответствии с частью 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований судом отказано, суд считает необходимым указать в резолютивной части настоящего определения об отмене ранее принятых обеспечительных мер.

Руководствуясь статьями 167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Отменить обеспечительные меры, принятые на основании определения суда от 10.11.2023 по настоящему делу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Кузнецова О.В.