ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-2347/08 от 23.07.2008 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд Тюменской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тюмень

30 июля 2008 года

Дело №А70-2347/25 -2008

Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2008  года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению

индивидуального предпринимателя Ревенко Любови Петровны

к Муниципальному учреждению «Комитет по рекламе»

о признании недействительным ненормативного правового акта муниципального учреждения «Комитет по рекламе» Администрации города Тюмени от 19.02.2008 №212;

о признании незаконным решения муниципального учреждения «Комитет по рекламе» Администрации города Тюмени от 19.02.2008 №212 о несоответствии внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа заявлений на установку рекламных конструкций;

о признании незаконным решения муниципального учреждения «Комитет по рекламе» Администрации города Тюмени от 19.02.2008 №212 о несоответствии заявлений на установку рекламных конструкций требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта;

об обязании муниципального учреждения  «Комитет по рекламе» Администрации города Тюмени  согласовать с уполномоченными органами  заявления на установку  рекламных конструкций согласно заявлений на установку средств наружной рекламы (рекламных конструкций) в количестве 85 штук;

об обязании  муниципального учреждения  «Комитет по рекламе» Администрации города Тюмени  выдать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций согласно заявлениям на установку средств наружной рекламы (рекламных конструкций).

с участием представителей:

от заявителя – не явились;

от ответчика – Макарова О.О. по доверенности от 21.07.2008;

установил:

Индивидуальный предприниматель Ревенко Любовь Петровна обратилась в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному учреждению «Комитет по рекламе» о признании недействительным ненормативного правового акта муниципального учреждения «Комитет по рекламе» Администрации города Тюмени от 19.02.2008 №212;  о признании незаконным решения муниципального учреждения «Комитет по рекламе» Администрации города Тюмени от 19.02.2008 №212 о несоответствии внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа заявлений на установку рекламных конструкций;  о признании незаконным решения муниципального учреждения «Комитет по рекламе» Администрации города Тюмени от 19.02.2008 №212 о несоответствии заявлений на установку рекламных конструкций требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта;  об обязании муниципального учреждения  «Комитет по рекламе» Администрации города Тюмени  согласовать с уполномоченными органами  заявления на установку  рекламных конструкций согласно заявлений на установку средств наружной рекламы (рекламных конструкций) в количестве 85 штук;  об обязании  муниципального учреждения  «Комитет по рекламе» Администрации города Тюмени  выдать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций согласно заявлениям на установку средств наружной рекламы (рекламных конструкций).

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. На основании статьи 200 АПК РФ суд рассматривает материалы дела в отсутствие заявителя.

В судебном заседании 22.07.2008 объявлялся перерыв. Судебное заседание продолжено 23.07.2008  при участии представителя ответчика.

Представитель ответчика  в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования  удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Индивидуальный предприниматель Ревенко Любовь Петровна обратилась письмом № 018 от 01.02.2008 в Муниципальное учреждение «Комитет по рекламе» с просьбой о заключении договора аренды земельных участков для установки рекламных конструкций или о даче согласия на установку рекламных конструкций, а также о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций согласно прилагаемых схем размещения рекламных конструкций на испрашиваемых земельных участках. К письму были приложены заявления в количестве 85 штук на установку средств наружной рекламы с ситуационными схемами размещения рекламных носителей.

Рассмотрев заявления предпринимателя Муниципальное учреждение «Комитет по рекламе» письмом от 19.02.2008 №212  сообщило ему об отказе в заключении договоров на установку и эксплуатацию статичных рекламных конструкций на улицах города Тюмени.

Согласно оспариваемому отказу, основанием для его вынесения послужило то обстоятельство, что  представленные предпринимателем  заявки на установку 85 статичных рекламных установок формата 3х6 не соответствуют внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа и требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта (п.15 ст.19 Федерального закона «О рекламе»).

Заявитель с отказом не согласен, считает его противоречащим требованиям статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе»  распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

На основании  пункта  5 статьи 19 названного закона установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.

В соответствии с пунктом  9 статьи 19 названного закона установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

К заявлению о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должны быть приложены следующие документы:

данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (пункт 11 статьи 19).

Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции, не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий (пункты 9, 12 статьи 19).

Порядок получения разрешения на установку рекламных конструкций на территории  города Тюмени регулируется Временным регламентом работы Администрации города Тюмени по реализации Федерального закона «О рекламе», утвержденным распоряжением главы города Тюмени от 29.12.2006 №262-рг (далее – Временный регламент).

В соответствии с пунктом 2.1 Временного регламента прием  и подготовку документов для выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, а также совершение других действий, связанных с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории города Тюмени, определенных Федеральным законом "О рекламе", осуществляет муниципальное учреждение "Комитет по рекламе" (далее по тексту - уполномоченная организация) в соответствии с настоящим Регламентом.

На основании  пункта 2.2  Временного регламента для получения разрешения на установку рекламной конструкции физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (далее - заявитель), обращается в уполномоченную организацию с заявлением, в котором должно быть указано место под рекламную конструкцию, срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, тип рекламной конструкции.

К заявлению должны быть приложены документы: а) содержащие данные о заявителе (для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, - копия паспорта, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).

б) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в ч. 5 - 7 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" законного владельца соответствующего недвижимого имущества, на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

в) проект рекламной конструкции, содержащий сведения, указанные в пункте 2.2;

г) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы (квитанция установленной формы, выданная плательщику банком, подтверждающая факт уплаты пошлины; платежное поручение об уплате государственной пошлины с отметкой банка об его исполнении).

Из материалов дела следует, что заявитель направил в уполномоченный орган заявление на согласование средств наружной рекламы и места  размещения в городе Тюмени, однако не представил документы, указанные в пункте 2.2 Временного регламента.

В соответствии со вторым абзацем подпункта «б» пункта 2.2 Временного регламента если рекламная конструкция устанавливается на земельном участке, являющемся муниципальной собственностью или переданном в ведение органам местного самоуправления, муниципальным организациям, согласие собственника на установку рекламной конструкции оформляется договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключаемым в утвержденном Администрацией города Тюмени порядке.

Порядок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Тюмени регулируется Положением, утвержденным постановлением  Администрации города Тюмени от 28.12.2006 №34-пк (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1.4. Положения оформление договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и их заключение с владельцами рекламной конструкции осуществляет муниципальное учреждение "Комитет по рекламе" (далее - уполномоченная организация).

Таким образом, в соответствии с пунктом  9 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" разрешение на установку рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления. Муниципальное учреждение "Комитет по рекламе" согласно п.2.1 Временного регламента осуществляет только прием  и подготовку документов для выдачи разрешений.

Оспариваемым письмом от 19.02.2008 №212  Муниципальное учреждение «Комитет по рекламе» отказало заявителю в заключении договоров на установку и эксплуатацию статичных рекламных конструкций на улицах города Тюмени, а не в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Довод представителя ответчика о том, что заявителем подавались только заявления о согласовании установки средства наружной рекламы и документы, которые должны прилагаться к заявлению о выдаче разрешения не представлялись, судом не принимается.

В письме заявителя № 018 от 01.02.2008, к которому прилагались 85 заявлений, содержится просьба о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, согласно прилагаемых схем размещения рекламных конструкций на испрашиваемых земельных участках.

В настоящее время заявление о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций уполномоченным органом местного самоуправления не рассмотрено. Недостающие документы в соответствии с п.2.3 Временного регламента Муниципальным учреждением "Комитет по рекламе" у заявителя не запрошены.

Таким образом судом не могут быть удовлетворены требования заявителя об обязании  Муниципального учреждения  «Комитет по рекламе» выдать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, поскольку он не уполномочен на выдачу таких разрешений.

Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в нерассмотрении в установленном порядке заявления о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций заявителем не оспаривается.

Согласно п.1.4 Положения Муниципальное учреждение "Комитет по рекламе"  уполномочено на оформление договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и их заключение с владельцами рекламной конструкции.

Суд считает, что оспариваемый акт является отказом в заключении договоров на установку рекламных конструкций, то есть отказом в даче владельцу рекламной конструкции согласия собственника на установку рекламной конструкции на территории города Тюмени.

В соответствии с пунктом 1.5. Положения договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на основании: а) заявления владельца рекламной конструкции о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в порядке, предусмотренном разделом 2 настоящего Положения; б) решения конкурсной комиссии, вынесенного в соответствии с разделом 3 настоящего Положения, в случае, если договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается путем проведения конкурса.

На основании пункта 2.1 указанного выше Положения для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции владелец рекламной конструкции обращается в уполномоченную организацию с заявлением, в котором должно быть указано место размещения рекламной конструкции, предполагаемый срок заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, вид (тип) рекламной конструкции. Форма заявления утверждается уполномоченной организацией.

К заявлению о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должны быть приложены документы, указанные в пункте 2.2 названного Положения, содержащие данные о заявителе (для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, - копии паспорта, свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на налоговый учет, выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).

На основании пункта 2.6. Положения  по итогам рассмотрения заявления о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и прилагаемых к нему документов и в соответствии с принятым Координационным советом решением, предусмотренным пунктом 2.5 настоящего Положения, уполномоченная организация либо заключает договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, либо отказывает в его заключении по основаниям, определенным в пункте 2.7 настоящего Положения. В последнем случае уполномоченная организация письменно уведомляет владельца рекламной конструкции об отказе в заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с указанием причин отказа.

Заявитель указывает, что в нарушение пункта 15 статьи 19 закона ответчик вынес свое решение без мотивировки и представления заявителю доказательств об основаниях принятого решения.

Судом не принимаются доводы о том, что отказ ответчика не  мотивирован, поскольку согласно оспариваемому ненормативному правовому акту заявителю отказано в заключении  договоров на установку рекламных конструкций в связи с несоответствием представленных заявок архитектурному облику сложившейся застройки городского округа и требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

В соответствии с пунктом 2.7. Положения уполномоченная организация вправе отказать в заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по таким основаниям как ж) несоответствие рекламной установки внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Тюмени; д) несоответствие рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям действующих нормативных документов.

На территории  муниципального образования городской округ Тюмень в целях обеспечения формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, повышения безопасности при установке и эксплуатации средств наружной рекламы и информации и определения основных принципов единого архитектурного облика города Тюмени решением Тюменской городской Думы от 27.09.2007 N 645  разработана и утверждена Концепция рекламно-информационного и праздничного оформления города Тюмени (далее - Концепция). Названная Концепция содержит рекомендации к территориальной установке и эксплуатации средств наружной рекламы и информации и разработана на основании Федерального закона "О рекламе", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительного кодекса Российской Федерации, Устава города Тюмени, Концепции рекламно-информационного и праздничного оформления города Тюмени, разработанной ООО "Тюменский дизайн-центр Союза дизайнеров".

В соответствии с разделом 3 Концепции  рекламные конструкции заявителя размером 3х6м. относятся к отдельно стоящим щитовым статичным средствам наружной рекламы и информации  большого формата (в зависимости от площади информационного поля – от 12 до 18 кв.м. включительно).

С целью дифференциации подходов к размещению средств наружной рекламы и информации территория города в Концепции представлена следующими зонами: историко-культурная зона; зона особого городского значения; рекреационные зоны; зоны малоэтажной жилой застройки; зоны многоэтажной жилой застройки; въезды в город; промышленные зоны.

В соответствии с пунктом 4.9. Концепции для каждой из зон предусматривается перечень стационарных средств наружной рекламы и информации,  допускаемых к установке и эксплуатации.

Согласно Сводной таблице "Требования к размещению средств наружной рекламы и информации на территории города в целях формирования архитектурного облика города Тюмени" (Приложении 2 к Концепции) размещение  щитовых статических средств наружной рекламы и информации большого формата  допускается только в промышленных зонах города и въездах в город и не допускается в историко – культурной зоне, зоне особого  городского значения, рекреационной зоне, зоне малоэтажной жилой и многоэтажной жилой застройки города.

Как следует из заявлений №1-№85, заявитель претендует на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в историко-культурной зоне и зоне особого назначения, что не допускается Концепцией. Таким образом, суд считает правомерным вывод ответчика о несоответствии размещения  рекламных конструкций заявителя архитектурному облику города.

Заявитель также считает необоснованным вывод ответчика о несоответствии рекламных конструкций нормативным документам в области безопасности дорожного движения и указывает на  соответствие места установки рекламных конструкций  требованиям  ГОСТ  Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования  к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

В соответствии с пунктом 2.2. Временного регламента для получения разрешения на установку рекламной конструкции к заявлению на установку рекламной конструкции также  должен быть приложен проект рекламной конструкции, который должен содержать: дизайн-проект конструкции в масштабе и цвете с привязкой к месту размещения; чертеж несущей конструкции рекламы и ее фундамента, а также информацию с узлами крепления; расчеты ветровой нагрузки, на устойчивость и прочность конструкции; расчет несущей конструкции, узлов крепления и фундамента рекламного щита с узлами крепления; схему расположения осветительных устройств с указанием параметров источников освещения, а также схему подводки электроэнергии; световой режим работы рекламной конструкции, параметры световых и осветительных устройств.

Если рекламная конструкция присоединяется к земельному участку, то в качестве приложения к проекту рекламной конструкции должен быть оформлен проект благоустройства и содержания рекламной установки в осенне-зимний и весенне-летний периоды.

Проект рекламной конструкции должен быть выполнен в соответствии с действующими государственными стандартами, нормами и правилами.

В соответствии с  разделом 6 Концепции  проектирование, изготовление, монтаж, эксплуатация, демонтаж и утилизация средств наружной рекламы и информации и их частей должны соответствовать установленным в Российской Федерации требованиям качества и безопасности, предъявляемым к продукции, производственным процессам, эксплуатации и услугам согласно техническим регламентам, строительным нормам и правилам (СНиП), Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) и другим нормативным правовым актам.

Проектная документация на СНРИ готовится в соответствии с требованиями действующего законодательства, техническими регламентами, строительными нормами и правилами (СНиП), иными нормативными документами, соответствующими специализированными организациями, имеющими лицензии.

С целью проверки соответствия СНРИ требованиям безопасности специализированными организациями проводится техническая экспертиза в порядке, установленном действующим законодательством. Техническую экспертизу рекомендуется проводить для всех средств наружной рекламы и информации, за исключением указанных в пункте 6.4 Концепции.

Согласно подпункту 3 пункта 15 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» основанием для отказа является также несоответствие рекламной конструкции нормативным документам в области безопасности дорожного движения.

Судом установлено, что заявителем не представлены проекты рекламных конструкций (представлены только схемы размещения рекламной конструкции), подтверждающие, в том числе ее соответствие нормативным документам в области безопасности дорожного движения. Соответственно, у Муниципального учреждения  «Комитет по рекламе» отсутствовала возможность оценки соответствия рекламных конструкций требованиям безопасности движения, в связи с чем включение этого основания в оспариваемый отказ является необоснованным.

Тем не менее, отказ заявителю в заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в связи с несоответствием представленных заявок архитектурному облику сложившейся застройки городского округа является обоснованным, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя о признании его недействительным следует отказать.

В связи с отказом в признании незаконным ненормативного правового акта  муниципального учреждения «Комитет по рекламе» оснований для обязания ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения определенных действий, не имеется.

Таким образом, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может  быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.