АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. | Тюмень | Дело № | А70-2401/2016 |
17 июня 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 17 июня 2016 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
государственного казенного учреждения Тюменской области «Управление капитального строительства»
к обществу с ограниченной ответственностью «Промстройинвест»
о расторжении государственного контракта от 19.05.2011 №1-НПД/11,
при ведении протокола заседания секретарем Климовой Е.И.,
при участии в заседании представителей:
от истца – ФИО1, на основании доверенности;
от ответчика – ФИО2, на основании доверенности,
установил:
Государственное казенное учреждение Тюменской области «Управление капитального строительства» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Промстройинвест» о расторжении государственного контракта от 19.05.2011 №1-НПД/11.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика требования не признал на основании изложенных в отзыве на исковое заявление доводов.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 14.03.2011 на портале государственных закупок был опубликован заказ № КО-032/11 на разработку научно-проектной документации для выполнения ремонтно-реставрационных работ.
Государственным заказчиком выступило ГКУ ТО «УКС». По результатам проведения торгов 19.05.2011 между ГКУ ТО «УКС» и ООО «Промстройинвест» был заключен государственный контракт № 1-НПД/11 на выполнение работ по разработке научно-проектной документации (государственный контракт).
В соответствии с п.1.1 государственного контракта ООО «Промстройинвест» обязалось выполнить работу по разработке научно-проектной документации для выполнения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Дом генерал-губернатора, в котором в 1835-1851г.г. бывали многие декабристы по делам, связанным с пребыванием их на поселении в <...>».
Согласно п.1.3 государственного контракта работа, составляющая предмет государственного контракта, выполняется в соответствии с техническим заданием на разработку научно-проектной документации для реставрации объекта историко- культурного наследия, являющимся неотъемлемой частью государственного контракта (техническое задание).
В соответствии с п.2.2 государственного контракта оплата в размере 80% от стоимости работ по контракту должна быть произведена в течение календарного года с момента подписания государственным заказчиком акта приёмки выполненных работ. Окончательный расчёт за выполненные работы производится государственным заказчиком после получения положительных заключений государственной историко-культурной экспертизы, государственной экспертизы научно-проектной документации (проекта реставрации) и согласования научно-проектной документации с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в течение 30 дней.
05.12.2011 между истцом и ответчиком был подписан акт сдачи-приёмки выполненных работ по государственному контракту № 1-НПД/11 от 19.05.2011.
Письмом Екатеринбургского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 05.09.2012 №1413-12/ЕГЭ-2271/06 ГКУ ТО «УКС» было отказано в приемке представленной на государственную экспертизу проектной документации, о чем подрядчику было сообщено письмом от 17.09.2012, с указанием на необходимость предоставления в орган государственной экспертизы свидетельства СРО о допуске ООО «Промстройинвест» к организации подготовки проектной документации.
В адрес подрядчика направлялись письма о необходимости предоставления государственному заказчику свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации.
22.12.2015 письмом за №6647/15 в адрес подрядной организации был направлен проект соглашения о расторжении государственного контракта от 19.05.2011 №1-НПД/11, который был оставлен ответчиком без рассмотрения, что свидетельствует □ фактическом отказе от добровольного расторжения контракта.
В связи с не достижением сторонами согласия по вопросу расторжения контракта ГКУ ТО «УКС» обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями о расторжении государственного контракта от 19.05.2011 №1-НПД/11.
Судом установлено, что 1403.2011 на портале государственных закупок был опубликован заказ № КО-032/11 на разработку научно-проектной документации для выполнения ремонтно-реставрационных работ.
На момент публикации заказа № КО-032/11 отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ (Закон № 94-ФЗ).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путём проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В соответствии с подп. 1 п.1 ст.11 Закона № 94-ФЗ при размещении заказа путём проведения торгов устанавливаются, в том числе, следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно разделу 3 конкурсной документации № КО-032/11 на разработку научно- проектной документации для выполнения ремонтно-реставрационных работ (конкурсная документация) предметом контракта является «Разработка научно- проектной документации для выполнения ремонтно-реставрационных работ на объекте «Дом генерал-губернатора, в котором в 1836-1851г.г. бывали многие декабристы по делам, связанным с пребыванием их на поселении, <...>».
В соответствии с Разделом 4 конкурсной документации «объем выполняемых работ: согласно технического задания (приложение № 1 к конкурсной документации)».
Из приведенных положений разделов 3 и 4 конкурсной документации следует, что предмет контракта определяется техническим заданием.
Техническое задание предусматривает, в том числе, следующие работы:
1) натурные исследования;
2) исследования по объемным параметрам и специальные инженерно- технологические исследования, оценка несущей способности конструкций в натуре и степень их аварийности, состояния скрытых конструкций, отдельных частей здания и конструктивных элементов, результаты исследований и расчетов по определению физико- технических параметров объекта и его оптимального температурно- влажностного режима, результаты исследования по разработке методов защиты от неблагоприятных воздействий и строительных отделочных материалов и т.д.;
3) инженерно-геологические изыскания, в том числе определение степени влияния динамических нагрузок (вибрации) от проходящего транспорта;
4) архитектурные решения;
5) конструктивные и объемно планировочные решения;
6) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно- технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, (наружные и внутренние инженерные сети: отопление, вентиляция, кондиционирование и обеспечение микроклимата согласно нормам инструкции по учету и хранению музейных ценностей, газоснабжение (при наличии), водоснабжение, канализация, решения по диспетчеризации, автоматизации и управлению инженерными системами; основные решения по электроснабжению, электрооборудованию, молниезащите, заземлению; системы связи, сигнализации, радиофикации, видеонаблюдения, телевидения);
7) наружные и внутренние инженерные сети. Сооружения и коммуникации обеспечения комфортного хранения и физической сохранности экспонатов;
8) схема планировочной организации земельного участка;
9) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
10) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
11) перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Часть 5 названной нормы устанавливает, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несёт ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
В соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (пункты 1-5, 7, 10, 12 раздела II), утвержденного Приказом Министерства экономического развития от 30.12.2009 № 624, приведенные выше работы относятся к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно ч.1 ст.55.8 ГрК РФ (в существующей редакции и в редакции, действовавшей на момент опубликования заказа) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Таким образом, применительно к предмету заказа, федеральным законодательством (ч.1 ст. 55.8 ГрК РФ) установлены требования к лицу в виде наличия у него свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией.
Вместе с тем, раздел «требования к исполнителю» (п. 14.4 конкурсной документации) содержит только одно требование соответствия участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов: наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия. Аналогичное требование продублировано в разделе «Требования к исполнителю» технического задания.
Ответчик был допущен до участия в конкурсе на право заключения государственного контракта.
Ввиду того, что государственный контракт № 1-НПД/11 и техническое задание к нему идентичны проекту государственного контракта и технического задания, содержащихся в конкурсной документации заказа № КО-032/11, государственный контракт также не предусматривает требований к исполнителю, установленных ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ.
Таким образом, государственный контракт от 19.05.2011 № 1-НПД/11 заключен с нарушением ч.1 ст.55.8 ГрК РФ и подп.1 ч.1 ст.11 Закона № 94-ФЗ.
В силу п.1 ст.166 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно п.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения государственного контракта) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу указанных положений ГК РФ, ГрК РФ, Закона № 94-ФЗ государственный контракт № 1-НПД/11 является недействительной (ничтожной) сделкой (ст.168 ГК РФ), совершенной в нарушение требований ч. 4 ст. 48, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ.
Указанное подтверждается и сложившейся практикой арбитражных судов -Постановление Федерального Арбитражного Суд Восточно-Сибирского округа от 15.02.2011 по делу № А74-1614/2010.
Учитывая, что государственный контракт является ничтожной сделкой, он не может быть расторгнут на основании ст. 450 ГК РФ.
Кроме того, согласно п.8 ст.9 Закона № 94-ФЗ в редакции, действовавшей на момент заключения Государственного контракта, расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Норма, содержащаяся в п. 2 ст. 450 ГК РФ, устанавливает следующие обязательные элементы, одновременное присутствие которых дает суду возможность расторгнуть договор:
1) сторона должна нарушить условия договора;
2) последствием такого нарушения должен являться такой ущерб, что потерпевшая сторона лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В качестве нарушения условий государственного контракта истец ссылается на непредставление ответчиком заказчику проектно-сметной документации в полном объеме.
Между тем, согласно акту сдачи-приемки выполненных работ по государственному контракту № 1-НПД/11, «объем выполненных работ удовлетворяет условиям контракта и в надлежащем виде оформлен».
Более того, факт передачи ответчиком результатов работ установлен вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.08.2013 по делу №А70-6196/2013.
Непредставление ответчиком истцу свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, не может расцениваться как нарушение условий договора, так как условий о представлении такого свидетельства государственный контракт не содержит.
Претензий к качеству самой проектно-сметной документации, подготовленной ответчиком, истец не предъявлял.
Учитывая изложенное, в действиях ответчика отсутствует обязательный элемент, предусмотренный п.2 ст.450 ГК РФ - нарушение условий договора, в связи с чем основания для расторжения такого договора отсутствуют, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Минеев О.А. - 25 |