ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-2487/2018 от 03.05.2018 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-2487/2018

11 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 мая 2018 года. Полный текст решения изготовлен 11 мая 2018 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гонтарь Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

к Департаменту инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области 

об оспаривании отказа в предоставлении государственной поддержки, выраженного в Уведомлении от 15.12.2017 №3850/17, об обязании предоставить субсидию,

при участии

от заявителя – ФИО2 на основании доверенности от 14.10.2016,

от ответчика  - ФИО3 на основании доверенности от 09.01.2018 №11/18,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (далее – ответчик, Департамент) об оспаривании отказа в предоставлении государственной поддержки, выраженного в Уведомлении от 15.12.2017 №3850/17, об обязании предоставить субсидию.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в  заявлении.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.

Как следует из материалов дела, 14.11.2017  ИП ФИО1 обратилась в Департамент с заявкой о предоставлении государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 №99-п «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии» в виде:

- в форме возмещения части затрат по лизинговым платежам субъекта предпринимательства;

- в форме возмещения затрат субъектам предпринимательства по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.

Приложением к заявке ИП ФИО1 представлены соответствующие документы.

На основании проверки документов и сведений о соответствии заявителя установленным требованиям, специалистом Департамента было подготовлено рекомендательное заключение об отказе в предоставлении государственной поддержки ИП ФИО1

08.12.2017 на заседании Комиссии по результатам рассмотрения документов, представленных ИП ФИО1, с учётом рекомендательного заключения специалиста Департамента, Комиссией было рекомендовано отказать в предоставлении государственной поддержки ИП ФИО1, о чем в адрес заявителя направлено Уведомление от 15.12.2017 №3850/17 (л.д.83 том 1).

Основаниями отказа явились представление неполного комплекта документов, являющихся обязательным для получения государственной поддержки, а также отсутствие сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Результат рассмотрения заявочных документов оформлен Приказом Департамента от 15.12.2017 №294 (л.д.148 том 1).

Полагая, что отказ Департамента в предоставлении государственной поддержки, нарушает права и законные интересы ИП ФИО1, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

Позиция заявителя мотивирована тем, что к заявке были приложены все необходимые документы, согласно требованиям, установленным пунктом 1.6 Порядка отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии, утв. Постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 №99-п.

Департамент возражает против заявленных требований, в отзыве указывает на то, что заявителем не был представлен акт приема-передачи предмета лизинга по договору внутреннего лизинга №30В/17 от 27.10.2017, указанный документ в приложении к заявке не поименован.

Кроме того, Департаментом осуществлена проверка по включению сведений о заявителе в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, однако, запрашиваемые сведения в отношении ИП ФИО1 отсутствовали.

Доводы заявителя Департамент находит несостоятельными, а также полагает, что действия заявителя свидетельствуют о том, что ИП ФИО1 не проявила достаточную степень разумности добросовестности и предусмотрительности при подаче документов на получение государственной поддержки.

Подробно позиция ответчика изложена в отзыве и дополнении к отзыву.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования  удовлетворению  не подлежат по нижеследующим основаниям.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса РФ.

Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять  категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

Постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 №99-п утвержден Порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии (далее - Порядок).

Подпункт 2 пункта 1.3 Порядка к одному из видов государственной поддержки для субъектов предпринимательства относит субсидирование субъектов предпринимательства на развитие лизинга оборудования.

В силу пункта 1.3 Порядка государственная поддержка предоставляется субъектам предпринимательства, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа, отвечающего за ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Условия и порядок предоставления субсидий определены в разделе II Порядка.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Порядка для получения государственной поддержки субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган или в МФЦ следующие документы:

1) заявку на получение государственной поддержки на бланке субъекта предпринимательства, при его наличии, согласно приложению №1 к настоящему Порядку с датой заполнения;

2) справку о субъекте предпринимательства согласно приложению №2 к настоящему Порядку с датой заполнения;

3) справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций на дату не ранее 30 календарных дней до дня подачи заявки, заверенную Федеральной налоговой службой, подтверждающую отсутствие задолженности, или справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на дату не ранее 30 календарных дней до дня подачи заявки, заверенную Федеральной налоговой службой;

4) копии учредительных документов (устав, учредительный договор), заверенные руководителем (для юридических лиц);

5) копию выписки из ЕГРЮЛ (для юридических лиц) или ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей), заверенную руководителем субъекта предпринимательства, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии;

6) копию документа, заверенную руководителем, подтверждающего присоединение субъекта предпринимательства к Антикоррупционной хартии российского бизнеса от 21.09.2012 (акт присоединения к Антикоррупционной хартии российского бизнеса от 21.09.2012 или свидетельство о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса от 21.09.2012);

7) заявление о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» согласно приложению № 6 к настоящему Порядку. Под вновь созданными юридическими лицами понимаются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом. Под вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями понимаются индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом;

8) копию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за предшествующий год с отметкой налоговых органов, заверенные руководителем субъекта предпринимательства (для юридических лиц), или копию налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за два предшествующих года с отметкой налоговых органов, или копию налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за два предшествующих года с отметкой налоговых органов, заверенные руководителем субъекта предпринимательства (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), или копию налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу за два предшествующих года с отметкой налоговых органов, заверенную руководителем субъекта предпринимательства, или копию налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за два предшествующих года с отметкой налоговых органов, заверенную руководителем субъекта предпринимательства (для индивидуальных предпринимателей);

9) для акционерных обществ: информацию (выписку из реестра акционеров, справку, иной документ), заверенную лицензированным регистратором, на дату не ранее первого числа месяца, предшествующего месяцу подачи Заявки.

Согласно пункту 2.1.4. Порядка для получения государственной поддержки в виде возмещения затрат субъектам предпринимательства по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган или в МФЦ дополнительно к документам, указанным в пункте 2.1.1 настоящего Порядка, следующие документы:

1) копии договора лизинга и всех дополнительных соглашений к ним, заверенные лизингодателем;

2) копии платежных документов об уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, заверенные банком, с отметкой лизингодателя о поступлении средств;

3) заверенную руководителем субъекта предпринимательства копию договора купли-продажи оборудования, являющегося предметом лизинга;

4) письмо лизинговой компании, подтверждающее, что на день заключения договора лизинга оборудование, являющееся предметом лизинга, не было в эксплуатации;

5) заверенную руководителем субъекта предпринимательства копию акта приема-передачи предмета лизинга к договору лизинга, указанного в подпункте 1 настоящего пункта;

6) письмо лизинговой компании, содержащее информацию об амортизационной группе, к которой относится предмет лизинга, согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а также подтверждающее, что предмет лизинга не является физически изношенным оборудованием, морально устаревшим оборудованием и не предназначен для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности;

7) заверенные руководителем субъекта предпринимательства копии страниц технической документации (паспорт, свидетельство, иной документ), содержащих наименование предмета лизинга, дату изготовления, заводской (серийный) номер, наименование производителя. В случае наличия технической документации на иностранном языке дополнительно предоставляется нотариально заверенная копия перевода страниц, содержащих наименование предмета лизинга, дату изготовления, заводской (серийный) номер, наименование производителя.

В силу пункта 2.1.10. Порядка документы, указанные в подпунктах 1, 2, 4, 6 пункта 2.1.1 настоящего Порядка, а также в пунктах 2.1.2 - 2.1.7 настоящего Порядка, направляются на бумажных носителях и являются обязательными.

Субъекты предпринимательства составляют полный комплект документов, руководствуясь перечнем, установленным настоящим Порядком, и направляют его в уполномоченный орган или в МФЦ в сроки с 01 апреля по 15 апреля, 01 июля по 15 июля, с 01 ноября по 15 ноября текущего финансового года (пункт 2.2.2 Порядка).

Документы, поступившие в срок с 01 апреля по 15 апреля текущего финансового года, рассматриваются Комиссией не позднее 10 мая текущего финансового года; документы, поступившие в срок с 01 июля по 15 июля текущего финансового года, рассматриваются Комиссией не позднее 10 августа текущего финансового года; документы, поступившие в срок с 01 ноября по 15 ноября текущего финансового года, рассматриваются Комиссией не позднее 10 декабря текущего финансового года (пункт 2.2.6 Порядка).

В предмет доказывания по настоящему делу входит установление обстоятельств, связанных с объемом документов, необходимость представления которых обусловлена требованиями указанного Порядка, а также установление обстоятельств, связанных с их достоверностью.

Материалами настоящего дела подтверждено и заявителем не оспорено, что по результатам проверки документов на соответствие перечню документов, являющихся обязательными, Департаментом установлено, что заявителем не представлен акт приема-передачи предмета лизинга по договору внутреннего лизинга №30В/17 от 27.10.2017.

Кроме того, в период с 16 по 30 ноября 2017 года осуществлялась проверка по включению сведений о заявителе в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, однако, запрашиваемые сведения в отношении ИП ФИО1 в данном реестре отсутствовали.

Суд отклоняет доводы заявителя о том, что в Департамент  представлен полный комплект документов.

В данном случае суд исходит из того, что соответствующие доказательства в обоснование позиции заявителя, отсутствуют. Так, заявитель документально не подтвердил, что акт приема-передачи предмета лизинга по договору внутреннего лизинга №30В/17 от 27.10.2017 прилагался к заявке. При этом, как верно отмечает ответчик, заявитель ссылается на представление актов приема - передачи к договору поставки №ПТП/271ЦЛИ/17 от 27.10.2017.

Выражая несогласие с отсутствием сведений в отношении ИП ФИО1 в  Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, заявитель ссылается на сведения, полученные в налоговом органе.

Так, согласно ответам ИФНС России по г. Тюмени №1 (от 15.02.2018 №08-17/007491, от 09.01.2018 №08-17/000238) следует, что в период с 01.07.2017 по 31.12.2017 ИП ФИО1  состояла на учёте в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и относилась к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, данное обстоятельство Департаментом сомнению не подвергается и по существу не оспаривается. Позиция Департамента и оспариваемого отказа заключается в фактическом отсутствии, на момент рассмотрения заявки, сведений в отношении ИП                      ФИО1 в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ответчик в отзыве указал, что 12.03.2018 Департаментом направлен запрос в налоговый орган с просьбой сообщить дату размещения сведений в Едином реестре в отношении ИП ФИО1 и причину отсутствия сведений по состоянию на 30.11.2017.

Согласно полученному ответу налогового органа следует, что ИП ФИО1 включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 30.11.2017.

Таким образом, суд разделяет вывод ответчика о том, что при рассмотрении Департаментом документов, сведения в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ИП ФИО1 отсутствовали.

В силу подпунктов 2.3.1, 2.3.12 пункта 2.3 Порядка основаниями для отказа в предоставлении государственной поддержки являются:

- непредставление (представление не в полном объеме) субъектом предпринимательства документов, указанных в пункте 2.1.10 настоящего Порядка и (или) оформленных не в соответствии с требованиями указанных пунктов;

- отсутствие сведений о субъекте предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа, отвечающего за ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявителем не представлено доказательств соответствия представленных документов и сведений  требованиям Порядка.

Доводы заявителя судом проверены, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, а также не опровергают позиции и выводов Департамента.

Отказывая в удовлетворении требований ИП ФИО1, судом также учтены пояснения ответчика о том, что в декабре 2017 года состоялось последнее заседание Комиссии, на котором распределены бюджетные ассигнования на 2017 финансовый год в полном объеме.

При этом ИП ФИО1 не лишена права на повторное предоставление заявки и полного пакета необходимых документов в целях получения государственной поддержки в текущем году.

Учитывая изложенное, принимая во внимание указанные выше нормы и фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ, выраженный в Уведомлении от 15.12.2017 №3850/17, является законным и обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания судом оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными необходимо наличие двух условий: не соответствие оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При вышеизложенных обстоятельствах, требование заявителя о признании  незаконным отказа в предоставлении государственной поддержки, выраженного в Уведомлении от 15.12.2017 №3850/17, удовлетворению не подлежит.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями  102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Безиков О.А.