ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-24883/2021 от 24.03.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-24883/2021

31 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 31 марта 2022 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Болговой К.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ФИО1 (ИНН <***>)

к Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

об оспаривании действий Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области по внесению в ЕГРИП регистрационной записи от 01.07.2021421723200332169 о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и действий по его внесению, об обязании совершить действия; о признании всех действий ФИО1, совершенных им в процессе осуществления предпринимательской деятельности в период с 24.06.2021 по текущую дату, совершенными в качестве зарегистрированного индивидуального предпринимателя с ОГРН <***>; признать право заявителя применить к доходам от предпринимательской деятельности, полученным в период с 24.06.2021 по текущую дату, режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и патентной системы налогообложения

при участии представителей:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 10.12.2021;

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 10.12.2021;

установил:

ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области (далее – Инспекция) об оспаривании действий Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области по внесению в ЕГРИП регистрационной записи от 01.07.2021 № 421723200332169 о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и действий по его внесению, об обязании совершить действия; о признании всех действий ФИО1, совершенных им в процессе осуществления предпринимательской деятельности в период с 24.06.2021 по текущую дату, совершенными в качестве зарегистрированного индивидуального предпринимателя с ОГРН <***>; признании права заявителя применить к доходам от предпринимательской деятельности, полученным в период с 24.06.2021 по текущую дату, режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и патентной системы налогообложения.

В судебном заседании представитель заявителя представил письменное ходатайство об отказе требования о признании всех действий ФИО1, совершенных им в процессе осуществления предпринимательской деятельности в период с 24.06.2021 по текущую дату, совершенными в качестве зарегистрированного индивидуального предпринимателя с ОГРН <***>, а также в части требования о признании права заявителя применить к доходам от предпринимательской деятельности, полученным в период с 24.06.2021 по текущую дату, режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и патентной системы налогообложения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Исследовав материалы дела, суд установил, что отказ от иска в указанной части  не противоречит закону, иным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Полномочия на отказ от исковых требований предоставлены ФИО2 доверенностью от 10.12.2021

Учитывая изложенное, суд принимает отказ ФИО1 от заявленных требований в части требования о признании всех действий ФИО1, совершенных им в процессе осуществления предпринимательской деятельности в период с 24.06.2021 по текущую дату, совершенными в качестве зарегистрированного индивидуального предпринимателя с ОГРН <***>, а также в части требования о признании права заявителя применить к доходам от предпринимательской деятельности, полученным в период с 24.06.2021 по текущую дату, режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и патентной системы налогообложения.

В указанной части производство по делу № A70-24883/2021 подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 4 ч.1 ст. 150 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные  требования в остальной части.

Представитель Инспекции возражал против удовлетворения заявленных  требований.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

08.02.2019 на основании заявления гражданина Республики Узбекистан ФИО1 Инспекцией была осуществлена государственная регистрация указанного лица в качестве индивидуального предпринимателя, с присвоением ОГРНИП <***>.

Документом, подтверждающим право временно или постоянно проживать в Российской Федерации является вид на жительство серии 82 №1377789, выданный УФМС по Тюменской области 20.05.2016. Указанным документом  установлен срок его действия до 20.05.2021.

01.07.2021 Инспекция внесла в ЕГРИП  запись за номером № 421723200332169 о прекращении деятельности ФИО1 в качестве индивидуального  предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего  право проживать  в Российской Федерации.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в УФНС по Тюменской области. Жалобы  заявителя  были оставлены  без рассмотрения.

ФИО1 обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об оспаривании действий Инспекции по внесению в ЕГРИП регистрационной записи от 01.07.2021 № 421723200332169 о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Обращаясь в суд с заявлением по настоящему делу, заявитель указывает, что до момента внесения в ЕГРИП указанной записи о прекращении статуса индивидуального предпринимателя ФИО1 был получен новый вид на жительство от 05.02.2021 серии 82 №1912877 с бессрочным сроком действия.

Таким образом, срок действия документа, подтверждающего право заявителя  проживать в Российской Федерации не оканчивался, что свидетельствует о неправомерности внесения В ЕГРИП спорной записи.

Кроме того, по мнению  заявителя, органы миграционного учета предоставляют соответствующую государственную услугу по выдаче (продлению) иностранным гражданам вида на жительство в РФ, ведут соответствующие государственные реестры таких данных. При этом в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ указанные сведения органы миграционного учета обязаны предоставлять в налоговые органы в установленные сроки. Таким образом, Инспекция располагала  сведениями о выдаче нового вида на жительство, имеющего бессрочный характер.

По мнению заявителя, Инспекция должна  была принять самостоятельные меры  по получению информации о сроке действия вида на жительство, предоставленного заявителю.

Инспекция против удовлетворения заявленных требований возражает, считает правомерным внесение в ЕГРИП записи о прекращении деятельности заявителя в качестве индивидуального предпринимателя.

Исследовав материалы дела, суд отклоняет доводы заявителя по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Данные Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) вносятся в реестр и изменяются путем внесения в ЕГРИП соответствующих записей.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Как следует из материалов дела 05.02.2019 заявитель лично представил документы для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Среди документов  была представлена копия вида на жительство сроком действия до 20.05.2021.

08.02.2019 ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, присвоен ОГРНИП <***>, ИНН <***>.

01.07.2021 Инспекцией в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право ФИО1 временно или постоянно проживать в Российской Федерации в ЕГРИП была внесена запись  о прекращении деятельности ФИО1 в качестве индивидуального  предпринимателя.

В силу п. 6 ст. 22.3 Федерального закона №129-ФЗ, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что  государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется:

- в случае аннулирования документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации;

- в случае окончания срока действия указанного документа регистрация осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган информации об аннулировании указанного документа;

- в случае окончания срока действия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

В настоящем случае запись о прекращении деятельности лица в качестве  индивидуального предпринимателя была внесена в связи  с окончанием срока действия документа, подтверждающего право ФИО1 временно или постоянно проживать в Российской Федерации с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке (20.05.2021).

Судом отклоняются ссылки заявителя на факт получения 05.02.2021 бессрочного вида на жительство иностранного гражданина.

В силу ст. 22.2 Закона №129-ФЗ внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, осуществляется на основании заявления.

В силу п. 5 ст. 5 Закона №129-ФЗ при изменении сведений, в том числе о сроке действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации, индивидуальный предприниматель обязан сообщить об этом в регистрирующий орган, что не было сделано ФИО1

Согласно абз. 5 п. 4 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ установлено, что в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.

Поскольку заявитель не является гражданином Российской Федерации, следовательно, и информация о продлении срока документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации в рамках межведомственного взаимодействия федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в регистрирующий орган в рамках ст. 85 Налогового кодекса РФ не направляется.

Вместе с тем, в соответствии с п. 4.1 ст.8  Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляют обработку персональных данных лиц без гражданства, которые подали заявление о выдаче вида на жительство, или лиц без гражданства, в отношении которых такое заявление подано, в объеме, необходимом для оформления и выдачи вида на жительство, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ведет учет видов на жительство, выданных лицам без гражданства и содержащих электронный носитель информации, а также персональных данных их владельцев в государственной информационной системе миграционного учета.

Условия хранения и использования таких данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1092 «О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен порядок информационного взаимодействия регистрирующего органа с иными органами государственной власти, в том числе с органам пенсионного фонда РФ, органами исполнительной власти в сфере миграции, другими органами при государственной регистрации юридических ли крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также ведении Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 8 правил представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, иными государственными органами и организациями сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и иных сведений, установленных федеральными законами (утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 № 1092) федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в течение 5 рабочих дней предоставляется только информации об аннулировании документа, подтверждающего право физического лица, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

Судом также отклоняется ссылка на положения п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ).

Названный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

В силу положений ст. 2 Закон № 210-ФЗ государственные и муниципальные  услуги оказываются по запросам заявителей.

В настоящем случае оспариваемые действия Инспекции по внесению  записи о прекращении статуса индивидуального предпринимателя не являются действиями по оказанию государственных услуг в виду отсутствия соответствующего запроса со стороны  заявителя.

Таким образом, в силу указанного выше законодательного регулирования у Инспекции отсутствовала обязанность по самостоятельному получению сведений об изменении срока вида на жительства, выданного заявителю. Указанные сведения также не подлежали направлению в адрес Инспекции от иных уполномоченных органов государственной  власти.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, суд установил, что при совершении оспариваемых  действий Инспекцией не были допущены нарушения норм действующего законодательства.

В нарушение установленного  порядка заявитель не представил  в регистрирующей орган сведения по установленной  форме  о получении им  нового вида на жительство от 05.02.2021 серии 82 №1912877.

При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемые действия Инспекции  соответствуют требованиям законодательства, совершены в пределах компетенции органа государственной власти и не нарушают прав заявителя.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, подтвержденные соответствующими доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. относятся на заявителя.

Государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит возврату заявителю в связи с прекращением производства по делу.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ арбитражный  суд

Р Е Ш И Л :

Принять отказ ФИО1 от заявленных требований в части требования о признании всех действий ФИО1, совершенных им в процессе осуществления предпринимательской деятельности в период с 24.06.2021 по текущую дату, совершенными в качестве зарегистрированного индивидуального предпринимателя с ОГРН <***>, а также в части требования о признании права заявителя применить к доходам от предпринимательской деятельности, полученным в период с 24.06.2021 по текущую дату, режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и патентной системы налогообложения. Производство по делу № A70-24883/2021 в указанной части прекратить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. Выдать справку.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья                                                                                                                       Сидорова О.В.