ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-24902/2023 от 29.01.2024 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-24902/2023

05 февраля 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2024 года. Решение в полном объеме изготовлено 05 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смоляк О.А., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению

Администрации Надымского района

к МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе

о признании незаконными распоряжения от 13.09.2023 № 72-402-р
«О безвозмездной передаче имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, в собственность муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа», акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 14.09.2023 № ООФЫ-003181, передаточного акта от 13.09.2023 № 72-402-р;

о восстановлении в ЕГРН записи о праве собственности Российской Федерации на объект недвижимости: здание: Общежитие № 3 с кадастровым номером 89:10:030101:650, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, район аэропорта;

третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО,

при участии:

представитель заявителя – ФИО1 по доверенности от 23.10.2023,

представитель ответчика – ФИО2 по доверенности от 21.02.2023 № 72-01/2226,

установил:

Администрации Надымского района(далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявлением к МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ответчик, Управление, МТУ Росимущества) о признании незаконными распоряжения от 13.09.2023 № 72-402-р«О безвозмездной передаче имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, в собственность муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа», акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 14.09.2023 № ООФЫ-003181, передаточного акта от 13.09.2023 № 72-402-р; о восстановлении в ЕГРН записи о праве собственности Российской Федерации на объект недвижимости: здание: Общежитие № 3 с кадастровым номером 89:10:030101:650, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, район аэропорта.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, которое своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.

На основании ст.156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя указанного третьего лица.

Поскольку заявитель обратился в суд 24.11.2023, то в данном случае соблюден трёхмесячный срок подачи заявления в арбитражный суд, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении к нему.

Представитель ответчика против заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав объяснения участников процесса и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В реестре федерального имущества значилось здание: общежитие №3, назначение: нежилое, площадью 1331,1 кв.м., количество этажей– 3, кадастровый номер 89:10:030101:650, расположенное по адресу: Ямало– Ненецкий автономный округ, г. Надым, район аэропорта, право собственности РФ было зарегистрировано 27.10.2015, номер государственной регистрации 89-89/002-89/002/200/2015-1088/1.

Спорный объект недвижимого имущества был закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Надымское авиапредприятие», которое было включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, решения об условиях приватизации которых принимают территориальные органы (территориальные управления и межрегиональные территориальные управления) Федерального агентства по управлению государственным имуществом. При этом объект не был включен в состав приватизируемого имущественного комплекса Предприятия, в связи с чем 27.10.2015 было прекращено право хозяйственного ведения на него.

Во исполнение поручений Президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ Росимуществом в адрес его территориальных органов направлены информационные письма по порядку передачи федерального имущества на иной уровень собственности.

Вышеуказанный объект передан в муниципальную собственность на основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21.08.2023 №РШ07/36799, в связи с чем ответчиком принято оспариваемое распоряжение от 13.09.2023 № 72-402-р «О безвозмездной передаче имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, в собственность муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа», составлен акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 14.09.2023 № ООФЫ-003181, передаточный акт от 13.09.2023 № 72-402-р.

Не согласившись с указанным распоряжением, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заявленные требования основаны на том, что общежитие находится в границах приаэродромной зоны, где не допускается размещение жилой застройки, для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать два условия: волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

Арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

В соответствии с приказом Росимущества от 23.06.2023 № 131 МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность в отношении защитных сооружений гражданской обороны, объектов жилищного фонда, за исключением объектов специализированного жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения эксплуатации объектов жилищного фонда, а также движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества.

Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), в силу которого находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Таким образом, при наличии предусмотренных указанной нормой оснований имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Федеральным законом от 26.01.1996 № 15-ФЗ ГК РФ был дополнен статьей 9.1, в соответствии с которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и не были переданы в ведение органов местного самоуправления в результате изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, применяются нормы главы 35 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре найма с учетом особенностей, установленных частью 2 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», если эти жилые помещения предоставлены гражданам на законных основаниях до даты изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений.

На основании ч.2 ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и не были переданы в ведение органов местного самоуправления в результате изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, если эти жилые помещения предоставлены гражданам на законных основаниях до даты изменения формы собственности или ликвидации указанных предприятий или учреждений, применяются нормы главы 35 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре найма, за исключением статьи 672, пункта 2 статьи 674, статей 683 и 684, пункта 1 статьи 687 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правила о расторжении краткосрочного договора найма абзаца второго пункта 2 статьи 687 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отношениям по пользованию жилыми помещениями, указанными в настоящей части, также применяются нормы части 2 статьи 60, частей 2 и 3 статьи 83, части 1 статьи 154, частей 1 - 5, 9.1 - 13 статьи 156, статей 157 и 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статус помещения - «общежитие» не может является основанием для отказа в принятии объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность.

В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

На основании ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Как указано в п.6 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (абз.19 ч.11 ст.154 Закона № 122-ФЗ).

Согласно абз.28 ч.11 ст.154 Закона № 122-ФЗ в случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Указанное согласуется с положениями пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – постановление № 3020-1), согласно которому объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Исходя из пункта 1 приложения № 3 к постановлению № 3020-1, объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 07.02.2012 № 234-О-Р, арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.

Вместе с тем, решение органа местного самоуправления об отказе от согласования передачи имущества не должно быть произвольным и препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.

Таким образом, объекты недвижимости, являющиеся жилыми помещениями, подлежат передаче в муниципальную собственность в силу прямого регулирования специальными нормами. При этом законодательство в указанной области не ставит возможность передачи недвижимого имущества в муниципальную собственность в зависимость от соответствия таких объектов действующим на момент передачи градостроительным нормам и правилам и его техническому состоянию и не содержит оснований, по которым орган местного самоуправления может отказаться от принятия имущества.

Письмом от 24.05.2023 Администрацией Надымского района отказно в принятии жилого помещения в муниципальную собственность.

Таким образом, МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе правомерно передано в муниципальную собственность вышеуказанное жилое помещение.

Кроме того, границы подзон приаэродромной территории аэродрома Надым установлены лишь с 28.07.2023 (приказ Росавиации от 19.06.2023 №412-П) и носят временный характер – до 01.09.2029, спорное здание ведено в эксплуатацию в 1979 году.

Изложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что оспариваемые распоряжение от 13.09.2023 № 72-402-р«О безвозмездной передаче имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, в собственность муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа», акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 14.09.2023 № ООФЫ-003181, передаточный акт от 13.09.2023 № 72-402-р соответствуют действующему законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушают, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.167 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Коряковцева О.В.