ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-25359/2021 от 11.03.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-25359/2021

16 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 16 марта 2021 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Скачковой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 17.02.2021, адрес: обл. Тюменская, Омутинский р-н, с. Ситниково)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области, к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области,

к Федеральной налоговой службе России,

о признании незаконными действий,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО2,

от заявителя – не явились (извещен),

от заинтересованных лиц:

от Межрайонной ИФНС России № 14 по ТО - ФИО3, доверенность от 29.12.2021,

от УФНС России по ТО – ФИО4, доверенность от 27.12.2021,

от ФНС России – не явились (извещен),

от ОПФР по ТО – не явились (извещен),

установил:

в Арбитражный суд Тюменской области поступило заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – заявитель), уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области (далее - инспекция, регистрирующий орган), к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области, к Федеральной налоговой службе России о признании незаконными действий инспекции, совершенных 21.10.2021 по отказу в регистрации заявки (заявления) от 18.10.2021, номер F421101816630575, индивидуального предпринимателя ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области (далее – третье лицо, фонд).

Представители заинтересованных лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительных письменных пояснениях.

Иные участвующие в деле лица, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда не явились, своих представителей не направили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие иных участвующих в деле лиц.

Как следует из материалов дела, 18.10.2021 в регистрирующий орган с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования поступило интерактивное заявление (без использования электронно-цифровой подписи) (вх. № 1493Э) по форме № Р26001 о прекращении физическим лицом ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

21.10.2021 по результатам предварительной проверки интерактивного заявления на предмет соблюдения его требованиям законодательства инспекцией установлено, что регистрация данной заявки невозможна, на адрес электронной почты заявителя, указанный при формировании интерактивной заявки (dk_rotary@mail.ru), направлено сообщение о невозможности осуществления государственной регистрации.

Полагая, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа в регистрации заявки об осуществлении государственной регистрации прекращения ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, заявитель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ определено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регулируется Главой VII.1 Федерального закона № 129-ФЗ.

При этом, предусмотрены различные способы подачи документов для государственной регистрации, среди которых подача в интерактивном режиме через сеть Интернет, в том числе при помощи мобильных устройств.

Порядок направления интерактивных заявлений предусмотрен регламентом по использованию программного обеспечения, позволяющего формировать и направлять в налоговый орган заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в интерактивном режиме через сеть интернет, в том числе при помощи мобильных устройств, который в свою очередь разработан в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 14.12.2012
№ ММВ-7-6/954@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения сервиса, позволяющего формировать заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в интерактивном режиме через сеть интернет, в том числе при помощи мобильных устройств», дополненным Приказом Федеральной налоговой службы от 28.12.2015 № ММВ-7-6/606@ «О вводе в промышленную эксплуатацию модернизированного программного обеспечения сервиса подачи заявлений о государственной регистрации в интерактивном режиме через сеть интернет, в том числе при помощи мобильных устройств».

В соответствии с пунктом 5.1 Приказа Федеральной налоговой службы
от 14.12.2012 № ММВ-7-6/954@ разработан регламент использования программного обеспечения, позволяющего формировать и направлять в налоговый орган заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в интерактивном режиме через сеть Интернет, в том числе при помощи мобильных устройств (далее – регламент).

Из пункта 4.4 регламента следует, что заявление по форме № Р21001 (далее – заявление), поступившее в налоговый орган в контейнере с интерактивным заявлением, в автоматическом режиме регистрируется в Книге учета государственной регистрации с присвоением интерактивному заявлению входящего номера. При этом расписка в получении заявления заявителю не направляется.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем присвоения заявлению входящего номера, данные с заявления вводятся в соответствующую базу данных, после чего в автоматическом режиме проводится их регламентная проверка (пункт 4.5 регламента).

Согласно пункту 4.6 регламента в случае успешного прохождения упомянутой в пункте 4.5 регламента проверки, формируется сообщение о возможности личного обращения заявителя в налоговый орган для получения документов о государственной регистрации. В сообщении указываются: наименование, адрес и режим работы налогового органа, период, в который следует обратиться в налоговый орган (в течение трех рабочих дней с даты направления сообщения заявителю), перечень необходимых для представления документов.

При наличии оснований для отказа в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя формируется - сообщение о невозможности осуществления государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Пунктом 4. Регламента установлено, что общий срок выполнения действий, описанных в пунктах 4.1 – 4.6 регламента, не должен превышать трех рабочих дней со дня размещения МИФНС России по ЦОД контейнера с интерактивным заявлением для получения налоговым органом (пункт 3.5 регламента).

Из анализа приведенных норм следует, что при успешном прохождении проверки интерактивная заявка предусматривает последующее личное обращение заявителя в регистрирующий орган для получения документов в течение 3-х рабочих дней с даты направления сообщения заявителю.

Подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона
№ 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее – Федеральный закон № 56-ФЗ). В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «з» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ.

Как следует из представленных третьим лицом документов, ФИО1 не выполнила требования, предусмотренные подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ, а именно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации предпринимателем не представлены сведения в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона № 56-ФЗ.

Согласно отзыву третьего лица на исковое заявление отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, СЗВ-М за октябрь 2021 и СЗВ-ТД за октябрь 2021 года предпринимателем представлены только после обращения в суд 08.01.2022.

Из отзывов заинтересованных лиц также следует, что указанная процедура подачи интерактивного заявления сама по себе направлена на уменьшение временных и финансовых затрат заявителей, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, в связи с чем на проверку направляется только форма заявления, не подписанная заявителем. Интерактивная заявка не является актом государственной регистрации, соответственно, не может нарушать права и законные интересы заявителя.

Кроме того в письме № 06-31/20174@ от 11.11.2021 до заявителя доведена информация о том, «предоставление документов для государственной регистрации посредством интерактивной заявки имеет своей особенностью обязательность посещения регистрирующего органа для подписания заявления и осуществления регистрационных действий. При поступлении заявки проводится предварительная проверка сведений, и только в случае положительного результата проверки в адрес заявителя направляется приглашение для посещения налогового (регистрирующего) органа. При отрицательном результате проверки, в том числе и при наличии оснований для отказа в государственной регистрации, в адрес заявителя направляется сообщение о невозможности регистрации по заявке».

Также заявителю сообщалось, что «Решение о государственной регистрации, либо об отказе в государственной регистрации принимается только по заявлениям, подписанным заявителем. В Вашем случае, результат проверки по заявке был отрицательным в связи с тем, что территориальным органом ПФР не подтвержден факт исполнения Вами обязанности по сдаче отчетности по персонифицированному учету. Указанное сообщение является результатам предварительной проверки интерактивного заявления от 18.10.2021 на соответствие требованиям действующего законодательства. Таким образом, нарушений в действиях Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области не установлено. Обращаем внимание, в силу действующего законодательства, после устранения причин, послуживших основанием для невозможности регистрации по заявке, Вы имеете право на повторное представление пакета документов, любым удобным для Нас способом».

При таких обстоятельствах, учитывая, что в любом случае интерактивная заявка предусматривает последующее личное обращение заявителя в регистрирующий орган для получения документов, у налогового органа отсутствовали основания для регистрации заявки об осуществлении государственной регистрации прекращения ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ). Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.

С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы заявления и отзывов на него по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что из материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемых действий инспекции положениям действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении доводы, в арбитражный суд не представлено.

Самостоятельных оснований по заявленным требованиям к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области, как и  к Федеральной налоговой службе России о признании незаконными каких-либо действий предпринимателем в заявлении не приведено, в ходе рассмотрения дела не обозначено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оснований для вывода о несоответствии оспариваемых действий требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда не имеется.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении требования судебные расходы по делу в сумме 300 руб. относятся на заявителя.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что в соответствии со статьей 177 АПК РФ настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконными действий отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Скачкова О.А.