ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-2710/20 от 22.05.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-2710/2020

29 мая 2020 года

резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2020 года

решение в полном объеме изготовлено 29 мая 2020 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Родионовой Оксаны Александровны, Афанасьева Ивана Сергеевича и Ефимова Сергея Сергеевича

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области

о признании недействительной государственной регистрации Родионовой О.А. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей как главы крестьянского (фермерского) хозяйства с присвоением ИНН 450146065582 и ОГРНИП 317723200082830 от 14.12.2017, запись о государственной регистрации на учете в налоговом органе №417723200516291 от 14.12.2017

об обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области произвести регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта с присвоением отдельных идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и основного государственного регистрационного номера (ОГРН) (с ходатайством о восстановлении срока подачи заявления),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии представителей сторон:

от заявителя Родионовой О.А. – Казаринов А.А., по доверенности от 26.03.2019;

от заявителя  Афанасьева И.С. – Казаринов А.А., по доверенности от 06.03.2019;

от заявителя Ефимова С.С. – Казаринов А.А., по доверенности от 06.03.2019;

от ответчика – Рогова Е.В., по доверенности от 04.02.2020,

            установил: 

Родионова О.А., Афанасьев И.С. и Ефимов С.С. (далее – заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области (далее – ответчик, регистрирующий орган) с заявлением о признании недействительной государственной регистрации Родионовой О.А. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей как главы крестьянского (фермерского) хозяйства с присвоением ИНН 450146065582 и ОГРНИП 317723200082830 от 14.12.2017, запись о государственной регистрации на учете в налоговом органе №417723200516291 от 14.12.2017 и обязании произвести регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта с присвоением отдельных идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и основного государственного регистрационного номера (ОГРН).

Одновременно с заявлением заявители обратились с ходатайством о восстановлении срока его подачи.

В судебном заседании представитель заявителей заявленные требования поддержал в полном объеме с учетом уточненных требований.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление и дополнений к нему, в котором заявил о пропуске заявителями срока для обращения в арбитражный суд с данным заявлением. 

Как следует из материалов дела, Афанасьев Иван Сергеевич, Ефимов Сергей Сергеевич и Родионова Оксана Александровна в 2017 году в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Федеральный закон №74-ФЗ) заключили между собой соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ).

13.11.2017 в целях государственной регистрации КФХ Родионова О.А. посредством своего представителя – Родионова Олега Александровича обратилась в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области с заявлением о регистрации ее в налоговых органах в качестве главы КФХ, но не как индивидуального предпринимателя, поскольку в этом случае были бы нарушены права других членов КФХ (по своему содержанию поданное заявление содержит в себе просьбу в оказании помощи в предоставлении необходимых документов).

21.11. 2017 на общем собрании членов КФХ в лице Афанасьева И.С., Ефимова С.О. и Родионовой О.А. главой КФХ была избрана Родионова О.А. согласно протоколу №1 от 21.11.2017.

28.11.2017  Родионов О.А. (в интересах Родионовой О.А.) вновь обратился в регистрирующий орган с заявлением о принятии документов на регистрацию КФХ. По замыслу и намерениям членов КФХ подразумевалась регистрации КФХ как индивидуально  обособленного хозяйствующего субъекта, состоящего на тот момент их трех участников: Афанасьев И.О., Ефимов С.С. и Родионова О.А.

07.12.2017 Родионова О.А. лично обратилась к ответчику №14 в целях регистрации КФХ с соответствующим заявлением. Как указывают заявители, вопреки действующему законодательству и своим намерениям Родионова О.А. под давлением обстоятельств была вынуждена подать в регистрирующий орган заявление о регистрации ее как главы КФХ. При этом в качестве «иного документа в соответствии с законодательством РФ» от нее был принят протокол №1 от 21.11.2017, в соответствии с которым она была избрана главой КФХ.

14.12.2017 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей были внесены сведения о регистрации Родионовой О.А. как главы КФХ.

Согласно уведомлению от 14.12.2018 г. за №416616656 Родионова О.А. поставлена на учет как физическое лицо в налоговом органе на основании государственной регистрации КФХ с присвоением ИНН 450146065582 и ОГРНИ 317723200082830.

По мнению заявителей, регистрация Родионовой О.А. в качестве главы КФХ является незаконной, в связи с чем, обратились в суд с настоящим заявлением.

Представитель ответчика, возражая против заявленных требований, отмечает, что заявителем пропущен срок подачи заявления в арбитражный суд, поскольку заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

По данному поводу  представитель заявителя считает, что данное заявление ответчика не подлежит удовлетворению, поскольку ранее заявители неоднократно обращались с исковым заявлением с аналогичными  требованиями в Калининский районный суд города Тюмени, который в своих судебных актах указывал, что данное исковое заявление является административным и подлежит рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и только определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 23.09.2019 было разъяснено, что указанное исковое заявления подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Заслушав мнения сторон по данному вопросу, суд пришел к выводу о пропуске заявителем срока для подачи настоящего заявления в арбитражный суд в связи со следующим.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ), заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Сведения о регистрации Родионовой О.А. как главы КФР и запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей были внесены ответчиком 14.12.2017, соответственно право на обжалование возникло у заявителей с данной даты.

Как установлено, с первоначальным исковым заявлением в Калининский районный суд заявители обратились 10.04.2019 и только после подачи жалобы на имя председателя Калининского районного суда г.Тюмени копия определения судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 23.09.2019 была вручена заявителям в январе 2020 года и заявители смогли ознакомиться с текстом определения и выводами суда о подсудности данного дела арбитражному суду.

Между тем, иных причин, имевших место в период с 14.12.2017 по 10.04.2019,  обосновывающих пропуск срока на обращение в арбитражный суд  заявители не указали и суду доказательств их уважительности не представили.

В связи с чем, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для восстановления срока подачи настоящего заявления в арбитражный суд.   

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не только не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, но и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 199 АПК РФ предусмотрено, что в заявлении, в частности, должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а также законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).

Данный вывод сформулирован в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 17.03.2011 № 14044/10 и №14223/10.

Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства, для признания незаконными действий регистрирующего органа при осуществлении функций по государственной регистрации необходимо доказать в совокупности, что действия регистрирующего органа нарушили права и законные интересы заявителя и нормы действующего законодательства.

Вместе с тем, заявители, не привели соответствующего и обоснованного подтверждения незаконности действий регистрирующего органа, а также нарушения норм действующего законодательства осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, приведшие к нарушению их прав и законных интересов.

Согласно статье 4 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

 Данные Единого государственного реестра индивидуальных предпринимав (далее – ЕГРИП) вносятся в реестр и изменяются путем внесения в ЕГРИП соответствующих записей.

Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.   Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

Правовые,   экономические   и   социальные   основы   создания   и   деятельности  крестьянских (фермерских) хозяйств определены Федеральным законом от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее –Федеральный закон № 74-ФЗ).

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (пункт 1 статья 1  Федерального закона № 74-ФЗ).

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений (пункт 3 указанной статьи).

В силу пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ) граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.           

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 74-ФЗ к соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

При этом Федеральным законом №129-ФЗ на регистрирующие  налоговые органы не возложены обязанности по осуществлению контроля за соблюдением членами КФХ положений, установленных пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 74-ФЗ, вследствие чего, при государственной регистрации КФХ не требуются документ подтверждающие родство граждан.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается одни из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.       |

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 ГК РФ главой крестьянского фермерского хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуально предпринимателя.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что индивидуальными предпринимателями в целях налогообложения признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

07.12.2017 в регистрирующий орган заявителем Родионовой О.А лично представлены документы в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ.

14.12.2017 ответчиком на основании представленных документов принято решение 14736А о государственной регистрации Родионовой О.А в качестве главы КФХ присвоен ОГРНИП 317723200082830.

Таким образом, ответчик при внесении в ЕГРИП сведений о государственной регистрации Родионовой О.А в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства действовал в рамках действующего законодательства о государственной регистрации и во исполнение возложенных па регистрирующий орган функций по государственной регистрации, не нарушая права и законные интересы третьих лиц.

При  этом, довод заявителя о том, что вышеуказанная регистрация была осуществлена Родионовой О.А. под давлением обстоятельств не могут быть приняты судом во внимание, так как подтверждающих данные обстоятельства доказательств, заявителями не представлено.

При этом,  порядок государственной регистрации прекращения деятельности Родионовой О.А. в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства может быть осуществлен в порядке  реализации статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ.

Замена главы КФХ возможна в порядке и форме, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования заявителей об обязании ответчика  произвести регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта с присвоением отдельных идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и основного государственного регистрационного номера (ОГРН) не основаны на законе, так как указанный вид регистрации действующим законодательством не предусмотрен.

Принимая во внимание вышеизложенное, заявленные Родионовой Оксаной Александровной, Афанасьевым Иваном Сергеевичем и Ефимовым Сергеем Сергеевичем требования подлежат отклонению в полном  объеме.

Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                                                 Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.