ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-2724/2007 от 02.07.2007 АС Тюменской области

Арбитражный суд Тюменской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тюмень                                                                                         Дело № А-70-2724/14-2007

02 июля 2007  года

            Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Буравцовой М.А. при ведении судьей протокола судебного заседания,  рассмотрев  в  судебном  заседании  дело, возбужденное по заявлению

ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой»

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО

о признании незаконным бездействия, обязании вернуть излишне уплаченную госпошлину в сумме 7500 руб. и проценты,

при участии представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 10.05.2006);

от налогового органа: ФИО2 (доверенность от 01.01.2007);

установил:

ОАО «Тюменнефтекомлектгазстрой» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО о признании незаконным бездействия по возврату излишне уплаченной государственной пошлины согласно платежному поручению № 889 от 26.05.2006 в сумме 7500 руб.; обязании вернуть излишне уплаченную государственную пошлины согласно платежному поручению № 889 от 26.05.2006 в сумме 7500 руб.; обязать Управление ФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО начислить и уплатить заявителю в связи с задержкой возврата госпошлины в сумме 7500 руб. проценты, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ с 19.05.2007 по день ее возврата включительно.

В отзыве на заявление  Управление ФРС не согласно с заявленными требованиями.

В судебном заседании представитель уточнил заявленные требования в части пунктов 1 и 3, просит признать письмо Управления ФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНА от 03.05.2007 № 01-21-010806/7-1 об отказе в возврате ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой» согласно заявления № 140 от 18.04.2007 госпошлины в сумме 7500 руб. недействительным; обязать Управление ФРС РФ по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО возвратить ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой» излишне уплаченную государственную пошлину согласно платежного поручения № 889 от 26.05.2006 в сумме 7 200 руб.; обязать Управление ФРС РФ по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО в связи с задержкой возврата государственной пошлины в сумме 7200 руб. начислить проценты на эту сумму исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за период с 19.05.2007 по день возврата госпошлины, вынести соответствующее решение об их возврате (уплате) и представить в Управление Федерального казначейства по Тюменской области поручение на их перечисление на расчетный счет ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой». И пояснил, что требования о возврате государственной пошлины с начисленными процентами, заявлены в связи с устранением допущенных нарушений прав и законных интересов.

Суд определил на основании ст. 49 АПК РФ принять уточнения.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, представитель налогового органа с заявленными требованиями не согласен, по основаниям, изложенным в отзыве.

  Рассмотрев  материалы  дела,  выслушав представителей сторон,  суд  считает,  что  заявленные требования   подлежат  удовлетворению  по  следующим  основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой» заключило с администрацией города Тюмени договор аренды земельного участка по ул. Ямской, дом № 57/5 от 27.06.2001 № 1688/30 сроком на три года с 27.02.2001 по 26.02.2004. (л.д. 8).

Указанный договор зарегистрирован 28.08.2001 в Тюменской областной палате государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (оборот л. 15).

Соглашением о расторжении договора аренды земельного участка от 20.06.2001 № 1688/30 от 25.04.2006, администрация города Тюмени и ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой» расторгли договор аренды земельного участка с 01.03.2005 (л.д. 16).

При обращении в Управление ФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО с заявлением о погашении регистрационной записи в связи с истечением срока действия договора, ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой» оплатило платежным поручением № 889 от 26.05.2006 государственную пошлину в сумме 7500 руб.

ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой» 18.04.2007 обратилось в Управление ФРС РФ по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО с заявлением  о возврате излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению № 889 от 26.05.2006 в сумме 7 500 руб. (л.д. 22).

Управление ФРС РФ по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО отказало заявителю в возврате государственной пошлины, в связи с тем, что соглашение об изменении или о расторжении договора подлежит государственной регистрации как сделка. Уплата государственной пошлины производится в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию договоров, не связанных с отчуждением недвижимого имущества, как ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество (л.д. 23).

Оспаривая указанное письмо, заявитель указывает, что Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не предусматривает, что при  регистрации прекращения договора аренды недвижимого имущества должен предоставляться документ об уплате государственной пошлины; гл. 25.3 НК РФ так же не содержит указания на то, что при погашении регистрационной записи о прекращении договора аренды должна уплачиваться госпошлина.

В силу ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним  - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодеком РФ.

Ст. 11 указанного Закона предусмотрено, что за государственную регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина.

Ст. 333.16 НК РФ установлено, что государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями

Согласно подп.20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, за государственную регистрацию прав, ограничений (обремений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением  юридически значимых действий, предусмотренных подп. 19, 20.1, 22-24 и 52 настоящего пункта, предусмотрена уплата государственной пошлины в размере 75 00 руб.

В соответствии с подп. 21 п.1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подп.25 настоящего пункта, уплачивается организациями в размере 300 руб.

Исходя из системного толкования положений ст. 333.33 НК РФ, суд считает, что за регистрацию соглашения о расторжении договора аренды подлежит уплате государственная пошлина в сумме 300 руб., поскольку подп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ не содержит условия об уплате государственной пошлины в размере 7500 руб. за регистрацию указанного соглашения, запись о расторжении договора аренды фактически является внесением изменений в записи Единого государственного реестра и не связана с возникновением прав на недвижимое имущество.

Данный вывод суда подтверждается судебно-арбитражной практикой (Постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2007 № Ф09-1720/07-С6).

В силу вышеизложенного, суд не принимает довод заявителя о том, что  прекращение ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество не облагается государственной пошлиной.

Так же суд не принимает довод регистрирующего органа о том, что соглашение сторон об изменении или расторжении договора подлежит государственной регистрации как сделка и уплата государственной пошлины производится  в размере 7 500 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 16, ст. 26 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122_ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»  договор аренды является сделкой по обременению прав на недвижимое имущество.

Соглашение о расторжении договора аренды нельзя считать самостоятельной сделкой, поскольку оно является неотъемлемой частью указанного договора, в соответствии с которым прекращается обременение права на объект, но сам объект не изменяется, и права на него не прекращаются и не передаются.

Таким образом, поскольку Управление ФРС по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, письмом от 03.05.2007 № 01-21/010806/07-01 отказало заявителю в возврате госпошлины в сумме 7500 руб., в связи с тем, что соглашение о расторжении договора подлежит государственной регистрации как сделка и уплата государственной пошлины производится в соответствии с подп. 20 п.1 ст. 333.33 НК РФ, требования заявителя о признании указанного письма недействительным подлежат удовлетворению.

В силу п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения должно быть указано на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Заявитель в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов, просит обязать регистрирующий орган возвратить государственную пошлину в размере 7 500 руб. с начисленными процентами.

Согласно п.п. 3, 7  ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина; возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п. 6, 10 ст. 78 НК РФ  сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Таким образом, поскольку за государственную регистрацию соглашения о расторжении договора аренды подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 руб., 7200 руб. являются излишне уплаченными и подлежат возврату заявителю.

Как было указано, ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой» обратился в регистрирующий орган с заявлением о возврате госпошлины 18.04.2007. Поскольку заявителю излишне уплаченная государственная пошлина в размере 7200 руб. не возвращена до настоящего времени, на указанную сумму подлежат начислению проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за период с 19.05.2007 по день возврата госпошлины в сумме 7200 руб. включительно.

На основании изложенного, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным  судом со стороны. В силу ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Поскольку заявленные требования удовлетворены, государственная пошлина  подлежит взысканию с Управления ФРС РФ по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 АПК РФ,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

            Письмо Управления ФРС РФ по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО от  03 мая 2007 года № 01-21-010806/7-0-1 об отказе в возврате ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой» согласно заявления № 140 от 18.04.2007 госпошлины в сумме 7500 руб. признать незаконным и несоответствующим Налоговому кодексу РФ.

Обязать Управление ФРС РФ по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  путем возврата ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой» излишне уплаченной государственной пошлины согласно платежного поручения № 889 от 26.05.2006 в сумме 7 200 руб.

Обязать Управление ФРС РФ по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО в связи с задержкой возврата государственной пошлины в сумме 7200 руб. начислить проценты на эту сумму исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за период с 19.05.2007 по день возврата госпошлины, вынести соответствующее решение об их возврате (уплате) и представить в Управление Федерального казначейства по Тюменской области поручение на их перечисление на расчетный счет ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой».

            Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы РФ по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО в пользу ОАО «Тюменнефтекомплектгазстрой» судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                             Буравцова М.А.