ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-279/19 от 04.04.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-279/2019

11 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2019 года. Решение в полном объеме изготовлено 11 апреля 2019 года. 

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарём Бахмач И.М., рассмотрев в судебном заседании

финансового управляющего ФИО1

к Комитету ЗАГС административного департамента Администрации города Тюмени

о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении информации,

при участии:

заявитель - ФИО1 по паспорту,

установил:

Финансовый управляющий ФИО1 (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Комитета ЗАГС административного департамента Администрации города Тюмени (далее - ответчик, Комитет), выразившихся в отказе в предоставлении информации.

Поскольку оспариваемые действия совершены 19 декабря 2018г., заявитель обратился в суд 15 января 2019г., в данном случае соблюдён трехмесячный срок подачи заявления в арбитражный суд, установленный ч.4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях: истребуемая финансовым управляющим информация о наличии заключенных, расторгнутых браков, наличии детей в отношении должника - физического лица необходима для осуществления возложенных на финансового управляющего обязанностей, в том числе по анализу финансового состояния должника, поиску его имущества и формированию конкурсной массы, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов; финансовый управляющий в рамках Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике; Закон №127-ФЗ не содержит ограничений в части истребования сведений о семейном положении должника.

Согласно представленному отзыву ответчик против заявленных требований возражает.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в Арбитражный суд Тюменской области обратилось Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) гражданина ФИО2.

Определением суда от 11.12.2018 по делу №А70-15057/2018 требование уполномоченного органа удовлетворено. В отношении ФИО2 введена процедура реструктуризации долгов. Финансовым управляющим утверждён ФИО1.

13.12.2018 ФИО1 обратился в Комитет ЗАГС административного департамента Администрации города Тюмени с запросом о предоставлении информации о зарегистрированных (расторгнутых) браках с должником ФИО2, в ответ на который ответчиком было отказано в предоставлении запрашиваемых сведений (письмо от 19.12.2018 № 49-07-711/8), поскольку возможность предоставления таких сведений арбитражному управляющему не предусмотрена Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

В настоящем деле заявитель оспаривает действия Комитета, выразившиеся в отказе в предоставлении информации.

Арбитражный суд считает оспариваемые действия ответчика законными и обоснованными.

До 01.10.2018 порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния был предусмотрен пунктом 3 ст.12 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон № 143-ФЗ).

Согласно п.3 названной статьи орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка либо уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.

Таким образом, имея оговорку «…и в других случаях, установленных федеральными законами» при наличии у арбитражного управляющего  права на получения информации о должнике в силу соответствующих норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статья 12 Закона № 143-ФЗ до 01.10.2018 предусматривала возможность предоставления сведений не только по запросам арбитражного суда, но и по запросам непосредственно самих арбитражных управляющих.

С 01.10.2018 статья 12 Закона № 143-ФЗ утратила силу и порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, стал регулироваться статьей  13.2 названного Закона.

При этом согласно пункту 3 данной статьи орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, законом установлен закрытый перечень органов и лиц, по запросам которых органы ЗАГС могут предоставлять информацию, и арбитражные управляющие в нем отсутствуют.

Целью внесения таких изменений явилось то, запрашиваемые сведения являются конфиденциальными, доступ к которым ограничен, распространение названных сведений может повлечь нарушение прав и законных интересов третьих лиц, поэтому законность и обоснованность их истребования в рамках Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) должен оценить арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника.

В связи с изложенным оспариваемые действия ответчика, выразившиеся в отказе в предоставлении информации, являются законными и обоснованными, права и законные интересы заявителя не нарушают, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

При обращении в суд с настоящим заявлением заявителю была предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины на сумму 3000 руб., поэтому отсроченная государственная пошлина в указанном размере подлежит взысканию с заявителя.

Руководствуясь ст.ст.167 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с заявителя отсроченную государственную пошлину в размере 3000 руб.

Решение может быть  обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Коряковцева О.В.