АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тюмень
25 марта 2013 года
Дело №А70-287/2013
Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 марта 2013 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Тюменский региональный центр «Недвижимость для Вас»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
о признании решения №Р12/99-05 Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 12.11.2012 незаконным,
третье лицо – ФГУП «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ» (Тюменский филиал),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Крюковой М.В.,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности,
от ответчика – ФИО2 по доверенности,
от третьего лица – ФИО3 по доверенности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Тюменский региональный центр «Недвижимость для Вас» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о признании решения №Р12/99-05 Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 12.11.2012 незаконным.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора к участию в деле привлечено ФГУП «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ» (Тюменский филиал).
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица считает требование общества не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением комиссии УФАС по Тюменской области от 12.11.2012 №Р12/99-05 реклама ООО «Тюменский региональный центр «Недвижимость для Вас» размещенная в информационной приложении к еженедельнику «Квартирный вопрос» от23.04.2012 №17 (772) на странице 15 в форме статьи под названием «Инвентаризация – просто и без очереди!» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
На основании решения выдано предписание №Р12/99-06 от 31.10.2012, которым на общества возложена обязанность устранить нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно прекратить распространение недостоверной, недобросовестной рекламы в форме статьи под названием «инвентаризация – просто и без очереди!», в которой отсутствует существенная информация о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования и которая искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
Общество с решением и предписанием антимонопольного органа не согласно, считает их незаконными. В обоснование заявленных требований указало, что в рассматриваемой статье речь идет не о технической инвентаризации, выполняемой третьем лицом, а о кадастровых работах и составлении технических планов. Под словом «инвентаризация» заявителем понималась не техническая инвентаризация объектов капитального строительства, а метод, используемый среди прочих прим осуществлении кадастровой деятельности. Заявитель также указывает, что в данной статье отсутствует упоминание о ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», а доказательства того, что аббревиатура «БТИ» ассоциируется у потребителя именно с третьим лицом, антимонопольным органом не представлены. Кроме того, по мнению заявителя, антимонопольный орган в оспариваемом решении сделал неверный вывод о том, что заявитель и третье лицо являются конкурентами на одном товарном рынке.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1-5 статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закона о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
В соответствии со статьей 3 Закона рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.
Судом установлено, что в информационной приложении к еженедельнику «Квартирный вопрос» от 23.04.2012 №17 (772) на странице 15 обществом размещена статья под названием «Инвентаризация – просто и без очереди!» в которой в частности указывается следующее: «Обращаясь в ТРЦ «Недвижимость для Вас» вы передаете ведение сделки в надежные руки. Специально для вас риэлторы подберут оптимальный вариант готовый квартиры или квартиры в строящемся доме, при недостатке средств ипотечный брокер предложит кредит, а юрист даст подробную консультацию… . К нашим кадастровым инженерам можно обратиться по телефонам… и по адресу… . на сегодняшний момент наше подразделение может изготовить технический план на квартиру и заказать кадастровый паспорт. Ранее данную услугу можно было получить только в Бюро технической инвентаризации (БТИ)…».
Суд приходит к выводу о том, что поскольку в данной статье содержится информация о видах деятельности, характере оказываемых услуг общества, неоднократное упоминание о конкретной компании путем указания на коммерческое обозначение, фирменный логотип в конце статьи, ссылка на номера телефонов, адреса, по которым можно связаться с кадастровыми инженерами общества, при этом ссылки на иные организации, оказывающие риэлторские услуги, услуги кадастровых инженеров в статье отсутствует, то данная статья носит не просто информационный характер, как на то указывает заявитель, а является рекламой. Перечисление в статье указанных сведений имеет цель привлечение внимание неопределенного круга лиц к обществу и оказываемым им услугам.
Согласно п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Объектом рекламирования спорной статьи является как сам продавец/изготовитель товара/услуги - ООО «ТРЦ «Недвижимость для Вас» - так и услуги, оказываемые обществом, и указанные в статье (риэлторские услуги, кадастровые услуги, техническая инвентаризация, изготовление технического плана).
При этом довод заявителя о том, что оплата за опубликованную статью не производилась, таким образом, статья не является рекламой товаров и не размещалась на правах рекламы, антимонопольным органом обоснованно был отклонен, поскольку плата за размещение информации рекламного характера не является юридическим признаком рекламы. Указание на безвозмездность оказываемой услуги по размещению информации в периодическом печатном издании само по себе не свидетельствует о не рекламном характере распространяемой информации.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 № 58, корректность сравнения предполагает точное, правильное, допустимое сопоставление рекламируемого товара с другими товарами, произведенными другими производителями или реализуемыми другими продавцами по схожим, аналогичным, сообразным признакам, качествам, характеристикам. Сравнение должно производиться по допустимым критериям в пределах сопоставимых товаров, находящихся в гражданском обороте.
Не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку они искажают представление о товаре и не позволяют объективно оценить свойства рекламируемых товаров.
Судом установлено, что спорная статья содержит сравнение услуг, указываемых обществом и Бюро технической инвентаризации (далее также - БТИ). Так в статье указано, что «...На сегодняшний момент наше подразделение может изготовить технический план на квартиру и заказать кадастровый паспорт. Ранее данную услугу можно было получить только в Бюро технической инвентаризации (БТИ)...».
Суд считает обоснованным вывод ответчика в оспариваемом решениии о том, что аббревиатура «БТИ» ассоциируется у потребителя рекламы с Тюменским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» с учетом распространения рекламной информации на территории Тюменской области, а также указанием в рекламе на факт получения услуги по изготовлению технического плана ранее только в БТИ, свидетельствующего о широком распространении и известности данной организации среди населения. В любом случае, аббревиатура «БТИ» ассоциируется с органами технической инвентаризации, т.е. с другими продавцами, изготовителями товаров в смысле, придаваемом п.1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе.
Некорректность сравнения заключается в использовании рекламодателем недопустимых при сравнении формулировок в отношении услуг, оказываемых третьим лицом, а именно: «Инвентаризация - просто и без очереди», «... Проведение технической инвентаризации больше не покажется таким сложным процессом и самое главное, не отнимет у вас ни минуты личного времени...», «... Раньше человек, покупающий и продающий жилье, часто был обязан посетить БТИ, чтобы заказать технический и кадастровый паспорта... Не удивительно, что для получения заветной бумаги человек был вынужден отстоять очереди, потратив немало свободного времени...», «... Если раньше человеку нужно было метаться, нервничать, обращаться за справками и документами, стоять очередь, ждать техника, сейчас он может прийти к нам за данной услугой...».
В силу ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В тексте рекламной статьи неоднократно сообщается о возможности общества проводить техническую инвентаризацию объектов ( «... Инвентаризация - просто и без очереди!... Недвижимость для Вас Тюменский региональный центр», «... на рынке недвижимости есть такие агентства, которые готовы решить за вас самые сложные задачи. Так, ТРЦ «Недвижимость для Вас» теперь готов выполнить для своих клиентов работы по технической инвентаризации...», «... Сегодня кадастровые инженеры ТРЦ «Недвижимость для Вас» получили необходимое программное обеспечение и имеют возможность проводить техническую инвентаризацию объекта...»).
В тексте спорной статьи фактически сообщается о кадастровых работах и составлении технических планов, в то же время общество использует подменяющие понятие «кадастровые работы» формулировки в виде «техническая инвентаризация объекта», «работы по технической инвентаризации».
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.09.2004 N 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы; до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством.
Материалами дела подтверждается, что общество не аккредитовано на осуществление технической инвентаризации объектов капитального строительства.
В ответ на запрос ответчика от 19.06.12 № ДШ/3583 о предоставлении сведений об аккредитации ООО «Тюменский региональный центр «Недвижимость для Вас» на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Тюменской области Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области сообщило, что общество в соответствии с Положением об аккредитации организаций технического учета и инвентаризации, утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2005 № 70 (далее - Положение № 70) не аккредитовано.
В соответствии с п. 1.2 Положения № 70 аккредитация организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, проводится в целях подтверждения наличия необходимой материально-технической обеспеченности указанных организаций, а также в целях обеспечения гарантий их ответственности перед заинтересованными лицами и определения возможности ведения названными организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Правовым основанием осуществления технической инвентаризации объектов капитального строительства является Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», утверждающее «Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (далее также - Положение об инвентаризации).
Согласно п. 1 Положения об инвентаризации, настоящее Положение определяет порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 7 Положения об инвентаризации по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).
Правовым основанием осуществления кадастровой деятельности является Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о кадастре настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона о кадастре кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ (ч. 1 ст. 35 Закона о кадастре).
Кадастровым инженером может быть физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат кадастрового инженера, выдаваемый при условии соответствия данного лица требованиям действующего законодательства (ст. 29 Закона о кадастре).
В силу ч. 1 ст. 36 Закона о кадастре по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.
Результатом кадастровых работ, согласно ст. 37 Закона о кадастре является:
1) межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка);
2) технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части);
3) акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).
Таким образом, законодательно определены результаты деятельности по технической инвентаризации, кадастровым работам, субъекты технической инвентаризации, субъекты кадастровой деятельности и требования, предъявляемые к организациям (органам) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также требования, предъявляемые к кадастровым инженерам.
Следовательно, понятие «кадастровые работы» отличается от понятия «техническая инвентаризация».
На основании изложенного, указание в спорной статье на возможность осуществления обществом технической инвентаризации является недостоверной информацией в силу ст. 5 Закона о рекламе.
Кроме того, ввиду переходного периода применения Закона о кадастре (ст. 43 Закона о кадастре), в силу введения в действие на территории отдельных субъектов Российской Федерации (в том числе Тюменской области) Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 (далее - Приказ № 577), для целей учета объектов недвижимости (выдачи кадастровых паспортов) общество вправе изготавливать и представлять в уполномоченный государственный орган учета технический план объекта учета и акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта учета (при снятии с учета такого объекта учета), в порядке, предусмотренном п. 21 Приказа № 577 без аккредитации.
Таким образом, в переходный период действия Закона о кадастре кадастровые инженеры вправе изготавливать технические планы и акты обследования, наряду с организациями (органами) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, для целей осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ч. 2.2 статьи 44 Закона о кадастре).
В связи с чем, доводы заявителя о необоснованности вывода антимонопольного органа о том, что общество и третье лицо являются организациями конкурентами, судом отклоняются.
Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Ненадлежащая реклама, которая вводит потребителей в заблуждение или причиняет ущерб конкурентам, является наиболее распространенным способом получения преимуществ в предпринимательской деятельности.
Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.
Искажение информации - действия, направленные на умолчание, изменение части сведений (о товаре, условии его приобретения, использовании), содержащихся в рекламе, выдвижению желаемого за действительное. И определяющим здесь является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а их восприятие потребителями рекламы.
Введение в заблуждение является актом недобросовестной конкуренции и представляет собой действия, направленные на формирование неверных представлений в отношении собственных товаров (работ, услуг) или товаров конкурента.
Норма ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе запрещает умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.
Суд считает вывод антимонопольного органа о том, что спорная реклама не содержит существенную информацию о рекламируемых услугах, касающуюся фактической возможности проведения технической инвентаризации и изготовления технических паспортов объектов капитального строительства, правильным.
При этом отсутствие указанной информации формирует неточное представление об услугах, заявленных в тексте спорной рекламе, но оказываемых организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в частности Тюменским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и способно ввести в заблуждение потребителей рекламы, желающих воспользоваться услугами общества.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 2, п. 2 ч. 3, ч. 7, ст. 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что именно он является рекламодателем спорной рекламы.
Согласно статьям 33 и 36 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, и по результатам рассмотрения таких дел принимает решения и выдает предписания.
На основании изложенного, суд считает, что комиссией Управления ФАС по Тюменской области вынесены обоснованные и законные решение и предписание, поэтому требования общества удовлетворению не подлежат.
На основании статьи 333.21 налогового кодекса РФ и статей 104 и 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, государственная пошлина по делу в сумме 4000 рублей подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Тюменский региональный центр «Недвижимость для Вас» (юридический адрес: <...>; фактический адрес: <...>; дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.04.2010; ИНН <***>) в доход федерального бюджета 4000 рублей государственной пошлины. Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Минеев О.А.