ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-2905/2022 от 19.05.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-2905/2022

26 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2022 года. Полный текст решения изготовлен 26 мая 2022 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Финансового управляющего должника Ключникова В.М. Коротаевой Людмилы Анатольевны

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175)

о признании незаконным решения, принятого государственным регистратором о внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества - об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:17:1903002:206,

третьи лица - Ключников Владимир Макарович, Ключникова Светлана Александровна

при участии

заявителя – Коротаева Л.А. предъявлен паспорт, решение от 16.03.2018 Арбитражного суда Тюменской области по делу № А70-9187/2017,

от ответчика – Бикчурина Р.З. на основании  доверенности от 11.04.2022 №200,

третьи лица – Ключников В.М. предъявлен паспорт, Ключникова С.А. предъявлен паспорт,

установил:

Финансовый управляющий должника Ключникова В.М. Коротаева Людмила Анатольевна   (далее – заявитель, финансовый управляющий) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области  (далее -  ответчик, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным решения, принятого государственным регистратором о внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества - об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:17:1903002:206.

Определением от 23.03.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ключников Владимир Макарович и Ключникова Светлана Александровна (далее – третьи лица, Ключников В.М., Ключникова С.А.).

Финансовый управляющий поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным  в заявлении и письменных возражениях.

Представитель ответчика и третьи лица возражают против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах.

Как следует из материалов дела, Ключников В.М. и Ключникова С.А. являются собственниками земельного участка, доля в праве каждого 1/2, с кадастровым номером 72:17:1903002:206, с ранее указанным видом разрешенного использования  - «для ведения подсобного хозяйства».

03.09.2020 на основании заявлений Ключникова В.М. и Ключниковой С.А. о государственном кадастровом учете изменений характеристики объекта недвижимости внесены сведения в ЕГРН о разрешенном использовании «блокированная жилая застройка» земельного участка с кадастровым номером 72:17:1903002:206.

К заявлению была приложена декларация, подписанная Ключниковым В.М., как собственником данного участка, принадлежащего ему на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/2, а также декларация, поданная Ключниковой С.А., владеющей на праве обшей долевой собственности, доля в праве 1/2.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.03.2018 по делу № А70-9187/2017 Ключников В.М. признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена Коротаева Л.А.

Срок  реализации  имущества  неоднократно продлялся судом в рамках дела о банкротстве.

Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, финансовый управляющий указывает на то, что декларация на изменение вида разрешенного использования земельного участка подписана Ключниковым В.М. без согласования с финансовым управляющим.

В письменных возражениях заявителем поддержана изложенная позиция, а также указано на необоснованность доводов Управления. Заявитель пояснил, что поскольку вид разрешённого использования земельного участка является характеристикой объекта недвижимости, то она учитывается при оценке объекта недвижимости, в том числе, при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, и влияет на идентификацию объекта и его стоимость. Сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны. Действия по внесению дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества совершены в нарушение требований законодательства о банкротстве.

Ответчик возражает против заявленных требований, основывает свою позицию на выводах, изложенных в отзыве. Управлением сделан вывод о том, что изменение сведений ЕГРН в части вида разрешенного использования земельного участка не является тем распорядительным действием либо правом в соответствии с Гражданским кодексом РФ, которые должны совершаться только финансовым управляющим от имени гражданина. Также внесение указанных сведений в ЕГРН не является осуществлением государственной регистрации перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе, не изменяет состава конкурсной массы. По мнению Управления, положения статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), пункта 2 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости применению в данном случае не подлежат.

Третьи лица в представленных отзывах также выразили несогласие с заиленными требованиями, поддерживают позицию Управления в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования  подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве)  финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

В силу пункта 1 статьи 213.9 Закона о банкротстве участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

Финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным Законом о банкротстве к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина (пункт 2 статьи 213.9 Закона о банкротстве).

Отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников - главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве).

В соответствии с абзацем 1 пункта 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

Сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны. Требования кредиторов по сделкам гражданина, совершенным им лично (без участия финансового управляющего), не подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы (абзац 2 пункта 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

С даты признания гражданина банкротом регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе, на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению (абзац 1 пункта 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а также требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьями 14, 21 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 и частью 1 статьи 8 Закона №218-ФЗ кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости часть 2 названной статьи относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются  в результате  образования  земельных  участков,  уточнения  местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости подпункт 4 часть 5 названной статьи относятся вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения (за исключением вспомогательных видов разрешенного использования), помещения.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 15 Закона №218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В силу подпункта 3 пункта 1 Закона №218-ФЗ при проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (подпункт 2  пункта 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ).

Анализ изложенных выше норм права позволяет признать обоснованным довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае совершение действий по внесению государственным регистратором о внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества - об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером    72:17:1903002:206, на основании поданной декларации о выбранном виде разрешенного использования земельного участка, подписанной Ключниковым В.М., совершены в нарушение требований Закона о банкротстве, без участия финансового управляющего.

Изменение характеристики имущества, составляющего конкурсную массу, может повлиять на права кредиторов, в том числе, при определении стоимости имущества.

Таким образом, по верному утверждению заявителя, действия регистрирующего органа по внесению изменений целевого использования объекта недвижимости, на основании поданного заявления ограниченно дееспособного собственника такого имущества - Ключникова В.М., без согласия его финансового управляющего, а равно без проведения надлежащей правовой экспертизы представленных Ключниковым В.М. документов, являются незаконными.

При этом Управлению было достоверно известно о признании Ключникова В.М. несостоятельным (банкротом).

Доводы ответчика о том, что положения статьи 213.25 Закона о банкротстве, пункта 2 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ применению в данном случае не подлежат, судом отклоняются, как основанные на ошибочном понимании норм права.

Таким образом, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд полагает необходимым удовлетворить требования финансового управляющего.

При этом суд не дает оценку непосредственно изменениям в ЕГРН в части вида разрешенного использования земельного участка, поскольку установление вида разрешенного использования земельного участка не входит в предмет рассматриваемого спора.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с удовлетворением заявленных требований судебные расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела, подлежат взысканию с Управления в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями  102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение, принятое государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества - об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:17:1903002:206.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625031, г.Тюмень, ул.Рационализаторов, д.20; зарегистрировано 22.12.2004 ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175) в пользу Коротаевой Людмилы Анатольевны (625000, г.Тюмень, а/я 3140; член Крымского союза профессиональных арбитражных управляющих «Эксперт»; ИНН 720500425194) судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Безиков О.А.