ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-3055/13 от 16.05.2013 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Тюмень

23 мая 2013 года

Дело №А70-3055/2013

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2013 года.

  Решение в полном объеме изготовлено 23 мая 2013 года.

Судья Арбитражного суда Тюменской области Дылдина Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павленко Т. В., рассмотрев материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Этажи», Общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области

о признании недействительным решения от №Р12/222-04 от 26.12.2012г., предписания №Р12/222-05 от 26.12.2012г., предписания №Р12/222-06,

при участии представителей:

ООО «Этажи» - Долгушин С. Н., представитель по доверенности от 19.03.2012г.,

ООО «Стройинвест» - Долгушин С. Н., представитель по доверенности от 26.03.2013г.,

Ответчика - Шестаков Е. А., представитель по доверенности от 10.01.2013г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Этажи» (далее - ООО «Этажи») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Управление, ответчик) о признании незаконными решения № Р12/222-04 от 26.12.2012 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в информационной газете «Недвижимость. Строительство для всех» и предписания № Р12/222-05 от 26.12.2012.

С требованиями о признании незаконным решения №Р12/222-04 от 26.12.2012 и предписания №Р12/222-06 от 26.12.2012 в арбитражный суд Тюменской области обратилось также Общество с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (далее - ООО «Стройинвест»).

Судом установлено, что дело № А70-3055/2013 и дело № А70-3057/2013 содержат требования заявителя об оспаривании одного и того же решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, а также предписаний, выданных на основании этого решения - за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, в связи с чем, определением от 29.04.2013 дела, возбужденные по заявлениям ООО «Этажи» и ООО «Стройинвест» объединены в одно производство для совместного рассмотрения в деле №А70-3055/2013.

Представитель заявителей в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлениях.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по результатам рассмотрения дела №Р12/222 признана ненадлежащей реклама, размещенная в рекламно-информационной газете «Недвижимость. Строительство для всех» на 28 странице №35 (404) от 10.09.2012, на 30 странице №36 (405) от 17.09.2012, на 26 странице №40 (409) от 15.10.2012 под заголовком «Я знаю, как сэкономить на ипотеки до 250 тысяч рублей*» следующего содержания: «Льготы по ипотеке: снижение процентной ставки, отмена комиссии от более 10 банков – партнеров. Покупаете с нами? Услуги ипотечного брокера – бесплатно! С нами 95% заявок одобряются. Региональное агентство недвижимости Этажи, тел.: +7(3452)51-22-22 www.etagi.com» «*При сумме кредита в 2 млн.рублей с первоначальным взносом в 20% и сроком на 15 лет. Программа кредитования банка ВТБ 24 «Ипотека готовое жилье» с переменной процентной ставкой за пользование кредитом. В рамках данной программы можно получить кредит на приобретение готового жилья на срок до 50 лет при первоначальном взносе 20 % от стоимости приобретаемого объекта недвижимости. Переменная процентная ставка зависит от размера первоначального взноса и варьируется от 8,5% до 13,25 % годовых в рублях РФ. Минимальная сумма кредита 150 000 рублей, максимальная – 75 00 000 рублей. Комиссия за выдачу кредита – 11 400 рублей…», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №28-ФЗ «О рекламе».

Решением от 26.12.2012 №Р12/222-04 ООО «Этажи» признано рекламодателем, а ООО «Стройинвест» - рекламораспространителем данной рекламы.

Заявителям выданы предписания №Р12/222-05 и №Р12/222-06, которыми указано прекратить распространение ненадлежащей рекламы финансовых услуг.

Заявители считают решение и предписания незаконными в связи с чем обратились в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе устанавливает, что ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Следовательно, указание реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Как указано в пунктах 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Этажи» и ООО «Стройинвест», являющиеся рекламодателем и рекламораспространителем соответственно, что ими не оспаривается.

По мнению антимонопольного органа, рассматриваемая реклама содержит следующие объекты рекламирования: услуги, оказываемые агентством недвижимости (услуги ипотечного брокера), ипотечное кредитование от более чем 10 банков-партнеров и информацию о кредите от ОАО «ВТБ-24».

В обоснование незаконности оспариваемого решения заявители исходят из того, что указание слова «ипотека» допускает, что приобретение недвижимого имущества возможно за счет кредитных средств, при условии оформления договора с какой-либо кредитной организацией. Реклама указанного содержания не направлена на продвижение услуг каких-либо конкретных финансовых организаций, а потребитель не органичен каким-либо образом в выборе кредитующей организации. Возможность взять жилье с использованием ипотечных средств, представляемых различными банками, является одной из форм реализации рекламируемых объектов.

Также заявители указывают, что говорить о том, что в тексте осуществляется реклама финансовой услуги, связанной с выдачей ипотеки нельзя, так как в тексте рекламы покупателям не предлагается использовать при расчетах за товар банковские услуги, а указывается на помощь в получении ипотечных продуктов при недостаточности средств на приобретение рекламируемых объектов недвижимости, направлено на продвижение услуги по продаже данных объектов недвижимости.

В соответствии с Законом №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции». финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также кредита, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии со статьями 329, 334 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке», ипотека (залог недвижимости) является способом обеспечения исполнения обязательств.

Вместе с тем, слово «ипотека», указанное совместно со словами «ВТБ-24», в контексте рассматриваемой рекламы следует рассматривать не как способ обеспечения обязательств, предусмотренный гражданским законодательством, а с позиции простого потребителя - как возможность приобрести жилье посредством долгосрочного ипотечного жилищного кредита путем обращения к указанной кредитной организации, то есть, в первую очередь, как банковскую услугу.

Таким образом, реклама вышеназванного содержания сочетает в себе не только рекламу агентства недвижимости, оказывающего посреднические услуги по купле-продаже квартир, но и рекламу финансовых услуг, оказываемых названной кредитной организацией.

Данный факт подтверждается также письмом генерального директора ООО «Этажи», адресованном в антимонопольный орган, где указано, что в спорной рекламе рекламируется ипотечный кредит по кредитной программе банка ВТБ 24. Фраза в рекламе «Я знаю, как сэкономить на ипотеке до 250 тысяч рублей*» имеет ссылку в виде звездочки – «*», внизу страницы имеется подробное описание ипотечного кредита, по которому можно сэкономить до 250 тысяч рублей. Реклама финансовой услуги содержит наименование организации, ее предоставляющей – банк ВТБ 24.

Также генеральный директор ООО «Этажи» указывает, что на указанных страницах имеется реклама, в которой говорится об услугах, предоставляемых ООО «Этажи», это помощь в покупке недвижимости и услуги ипотечного брокера, то есть помощь в получении кредита.

В ходе судебного разбирательства ООО «Этажи» было заявлено ходатайство о проведении лингвистического исследования.

Суд считает, что оценка рекламы на предмет соответствия ее содержания требованиям закона является исключительно правовой, в связи с чем, для разъяснения данного вопроса не требуются специальные познания специалиста, поэтому в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что спорная реклама адресована неопределенному кругу лиц и действительно направлена на продвижение такого товара как услуги агентства недвижимости, в том числе - помощь в получение ипотечного кредита, так и возможности получения ипотечного кредита на приобретение объекта недвижимости. Из буквального восприятия текста рекламы следует, что помимо риэлтерских услуг, можно также получить услуги кредитования в различных банках-партнерах агентства недвижимости на льготных условиях (по сниженным процентным ставкам и без комиссии). Целью рассматриваемой рекламы является, в том числе, привлечение внимания потенциальных покупателей к получению ипотечного кредита.

Доводы заявителей о том, что ипотечное кредитование упомянуто в рекламе как способ привлечения внимания к услугам агентства недвижимости, судом во внимание не принимается, поскольку подробные данные об условиях ипотечного кредитования, приведенные в рекламе, с наиболее привлекательными для потребителя условиями, направлено именно на привлечение внимания именно к банковской услуге. В связи с чем, суд считает, что рассматриваемая реклама является также рекламой финансовой услуги – кредита (ипотечного кредита).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах; фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру «ЗАО» или «ОАО».

В спорной рекламе отсутствует указание на организационно-правовую форму финансовой организации, предоставляющей ипотеку, в полном или сокращенном варианте.

Требование части 1 статьи 28 Закона о рекламе следует применять в совокупности с положением статьи 5 Закона, часть 7 которой указывает, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Таким образом, суд считает, что реклама финансовых услуг может быть признана не соответствующей требованиям закона, в случае, если в ней отсутствует часть существенной информации о рекламируемой услуге, в том числе информация о лице, которым эта услуга оказывается, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Как следует из спорной рекламы - «…программа кредитования банка ВТБ 24…», наименование лица, оказывающего названную услугу, не содержит указания на организационно-правовую форму лица, предоставляющего финансовую услугу, следовательно, искажает смысл информации и вводит потребителей в заблуждение.

Объективное комплексное восприятие спорной рекламы (с учетом содержания и целей таковой и адекватной реакции потребителей рекламы) подтверждает ее действительную направленность также и на привлечение внимания потенциальных заемщиков к получению ипотечного кредита. Отсутствие же в ней должных условий правомерно воспринято Управлением как свидетельствующее о нарушении заявителями требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе

При изложенных обстоятельствах, решение антимонопольного органа от № Р12/22-04 от 26.12.2012 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в рекламно-информационной газете «Недвижимость. Строительство для всех» законно и обоснованно, выданные Заявителям предписания №Р12/222-05 и №Р12/22-06, которыми указано прекратить распространение ненадлежащей рекламы финансовых услуг без указания наименования лица, оказывающего эти услуги, также выданы Управлением законно и обоснованно.

Таким образом, заявленные требования ООО «Этажи» и ООО «Стройинвест» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья Дылдина Т.А.