ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-3081/19 от 10.06.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-3081/2019

13 июня 2019 года

  Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2019 года.

  Решение в полном объеме изготовлено 13 июня 2019 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Я.В. Авдеевой, рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по иску

ГАУ ТО «Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района»

к ООО «Унитехстрой»

о взыскании денежных средств,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Болтуновой А.Г.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – по доверенности от 25.03.2019 года № 12;

от ответчика: ФИО2 – по доверенности от 21.05.2019 года, ФИО3 – директор, выписка из ЕГРЮЛ;

установил:

ГАУ ТО «Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района»  (далее - Центр) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к ООО «Унитехстрой» (далее – Общество) о взыскании (с учетом принятых судом уточнений иска от 22.03.2019 года) 327 223 рублей 09 копеек, в том числе: пени за нарушение условий договора № 1 от 06. 07. 2018г. в сумме 356 рублей 82 копеек, неосновательного обогащения в связи с расторжением договора № 1 от 06. 07. 2018г. в сумме 73 021 рублей 00 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за пользование неосновательным обогащением в связи с расторжением договора № 1 от 06. 07. 2018г. в сумме 2 062 рублей 10 копеек, пени за нарушение условий договора № 9-и от 28. 06. 2018г. в сумме 1 414 рублей 27 копеек, неосновательного обогащения в связи с расторжением договора № 9-и от 28. 06. 2018г. в сумме 242 117 рублей 03 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами за пользование неосновательным обогащением в связи с расторжением договора № 9-и от 28. 06. 2018г. в сумме 8 251 рубль 87 копеек.

В судебном заседании, начатом 04.06.2019 года, был объявлен перерыв до 10.06.2019 года, после чего судебное слушание было продолжено.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям иска. Обоснованность заявленных требований мотивирует тем, что ответчиком нарушены условия заключенного между истцом и ответчиком во исполнение Постановления Правительства Тюменской области № 279-п от 22. 07. 2013г. «Положение об организации стажировки выпускников образовательных учреждений и граждан, ищущих работу», регламентирующего порядок и условия создания рабочих мест для стажировки выпускников образовательных учреждений и граждан, ищущих работу, в т.ч. путём возмещения нормативных затрат на создание рабочих мест для трудоустройства указанных лиц  - договора № 1 о возмещении нормативных затрат на организацию стажировки от 06.07.2018 года и условия заключенного между истцом и ответчиком во исполнение Постановления Правительства Тюменской области№ 456-п от 28. 09. 2015г., утвердившим «Порядок стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в т.ч. специальных) для трудоустройства инвалидов в 2017-2018г.г.», которым регламентирован порядок и условия создания рабочих мест для инвалидов, в т.ч. и возмещение нормативных затрат на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов - договора № 9-и о возмещении нормативных затрат на трудоустройство незанятых инвалидов от 28.06.2018 года. Данные договоры, по утверждению истца, нарушены ответчиком в части соблюдения сроков и обязанности по предоставлению ежемесячно, до 16 числа, следующим за отчётным, текущих отчётов об использовании средств на возмещение затрат согласно приложению № 1 к договору с приложением копий соответствующих документов за периоды июль 2018 и август 2018 по договору № 1 и за периоды июнь 2018, июль 2018 и август 2018 по договору № 9-и.

Ответчик против иска возражает по основаниям письменного отзыва. Полагает недоказанным факт неосновательного обогащения в связи с невозвратом ранее полученных средств по договорам от 06.07.2018 №1 и от 28.06.2018 №9-И, посколькудействующее бюджетное законодательство предусматривает возвратность субсидии только в случае ее нецелевого использования, не предоставление ответчиком в сроки, установленные договором, документов, подтверждающих использование субсидий, не свидетельствует о том, что субсидии были израсходованы не по целевому назначению. Также ответчик указывает, что на момент подачи искового заявления в суд Центр занятости владел информацией о расходовании в соответствии с условиями договоров Обществом перечисленных денежных средств, поскольку в октябре 2018 года ООО «Унитехстрой» в ГАУ ТО ЦЗН г. Тюмени и Тюменского района представлены вес необходимые отчеты об использовании средств на возмещение нормативных затрат на проведение мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов с приложением табелей учета рабочего времени за июнь, июль, август, сентябрь 2018 г., платежных поручений, заявлений, больничных листов, а также отчеты об использовании средств на возмещение нормативных затрат на организацию стажировки юридическим лицам с приложением табелей учета рабочего времени за июль, август, сентябрь 2018 г. и платежных поручений.

Исследовав письменные доказательства, доводы  искового заявления, отзыва на него,  заслушав пояснения представителей сторон,  суд считает, что  исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в рамках Постановления Правительства Тюменской области от 22.07.2013 N 279-п "Об организации стажировки выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу" между Центром занятости и ООО «Унитехстрой» («Получатель») был заключен договор о возмещении нормативных затрат на организацию стажировки от 06.07.2018 №1 (далее договор № 1 л.д.52-55 т.1).

В рамках Постановления Правительства Тюменской области от 28.09.2015 N 456-п "Об определении порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Тюменской области" между Центром занятости и ООО «Унитехстрой» («Получатель») был заключен договор о возмещении нормативных затрат на мероприятия по трудоустройству незанятых инвалидов от 28.06.2018 №9-и. (далее договор № 9-и л.д.17-22 т.1).

Предметами договоров является возмещение Получателю нормативных затрат на организацию стажировки выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу (договор № 1) и затрат на проведение мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, зарегистрированных в Центре в целях поиска подходящей работы или в качестве безработных граждан (договор № 9-и).

В соответствии с заключенными договорами ООО «Унитехстрой» обязалось в отношении предоставленных в качестве возмещения денежных средств организовать 12 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, 3 временных рабочих места для трудоустройства стажеров и обеспечить целевое использование перечисленных денежных средств.

Из пункта 2.2.1 договора № 1 следует, что Центр обязуется обеспечить возмещение Получателю нормативных затрат на оплату труда стажеров, на выплату компенсации за неиспользованный отпуск, на выплаты за наставничество, на оплату банковских услуг в размере 158 582,97 руб.

Из пункта 2.2.1 договора № 9-и следует, что Центр обязуется обеспечить возмещение Получателю нормативных затрат на оплату труда инвалидов, трудоустроенных на созданные рабочие места, на выплату компенсации за неиспользованный отпуск, на выплаты за наставничество, на оплату банковских услуг в размере 556 435,53 руб.

Во исполнение условий вышеуказанных договоров Центр занятости перечислил ООО «Унитехстрой» 50% от суммы возмещения 315 138,03рб., в том числе по договору № 1 платежными поручениями №368953 от 13.07.2018г. - 23 662,10руб., №418945 от 09.02.2018г. -49 358,90руб. (л.д.40.41 т.1), по договору № 9-и платежным поручением №368942 от 13.07.2018г.-242 117,03руб.(л.д.42 т.1).

В соответствии с п. 2.1.11 договора № 1 и п. 2.1.13 договора № 9-и ответчик принял обязательство предоставлять ежемесячно, до 16 числа, следующим за отчётным, текущие отчёты об использовании средств на возмещение затрат согласно приложению № 1 к договору с приложением копий соответствующих документов.

Как следует из пункта 5.3 договора № 1 за нарушение срока предоставление отчёта виновная сторона уплачивает пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы возмещения затрат, указанной в п. 2.2.1 договора (158 582, 97 руб.).

Согласно пункту 5.4 договора № 9-и за нарушение срока предоставление отчёта виновная сторона уплачивает пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы возмещения затрат, указанной в п. 2.2.1 договора (556 435, 53 руб.).

Пунктами 2.2 4 договоров установлено, что:

 - в случае поступления информации о добровольном отказе Получателя oт участия в мероприятии по организации стажировки выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу, либо выявления нарушения условий Возмещения затрат, установленных Положением и настоящим договором: не позднее дня, следующею за днем поступления соответствующей информации (выявления нарушения) приостановить перечисление средств на Возмещение затрат; в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующей информации (выявления нарушения) направить Получателю с нарочным либо по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении письменное уведомление об отказе от исполнения настоящего договора в одностороннем порядке и требование о возврате на лицевой счет Центра суммы средств на Возмещение затрат, выплаченной Получателю на день поступления информации о добровольном отказе (выявления нарушений условий Возмещения затрат), в сумме неиспользованной части средств на возмещение затрат (выявленных нарушений) с указанием реквизитов лицевого счета Центра и приложением расчета суммы Возмещения затрат, подлежащей возврату (договор № 1);

 - в случае поступления информации о добровольном отказе Получателя от участия в мероприятии по содействию трудоустройству инвалидов либо выявления нарушения условий Возмещения затрат, установленных Порядком и настоящим договором: не позднее дня, следующего за днем поступления соответствующей информации (выявления нарушения), приостановить перечисление средств на Возмещение затрат; в течение десяти рабочих дней со дня поступления соответствующей информации (выявления   нарушения)   направить   Получателю   нарочным   либо   по   почте   заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении письменное уведомление об отказе от исполнения настоящего договора в одностороннем порядке и требование о возврате на лицевой счет Центра в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации суммы средств на Возмещение затрат, выплаченной Получателю на день поступления информации о добровольном отказе Получателя от участия в мероприятии по содействию трудоустройству инвалидов (выявления нарушения условий Возмещения затрат), в сумме неиспользованной части средств на Возмещение затрат (выявленных нарушений) с указанием реквизитов лицевого счета Центра и приложением расчета суммы Возмещения затрат, подлежащей возврату, а в случае неиспользования организацией по назначению приобретенного оборудования в период трудоустройства инвалида либо его фактическое отсутствие в период действия настоящего договора всей суммы средств, выделенных на приобретение указанного оборудования (договор № 9-и).

Установив нарушения ответчиком в части соблюдения сроков и обязанности по предоставлению ежемесячно, до 16 числа, следующим за отчётным, текущих отчётов об использовании средств на возмещение затрат согласно приложению № 1 к договору с приложением копий соответствующих документов за периоды июль 2018 и август 2018 по договору № 1 и за периоды июнь 2018, июль 2018 и август 2018 по договору № 9-и, истец:

 - за исх. № 6936-09 от 25. 09. 2018г.  направил ответчику уведомление о расторжении договора № 1 в одностороннем порядке в соответствии с п. 2.2.4 договора, а за исх. № 6969-09 от 26. 09. 2018г.  направил ответчику требование об уплате пени в сумме 356,82 руб., а так же о возврате денежных средств, полученных в возмещения нормативных затрат в размере 158 582, 97 руб. (л.д.33, 35-36 т.1);

 - за исх. № 6935-09 от 25. 09. 2018г.  направил ответчику уведомление о расторжении договора № 9-и в одностороннем порядке в соответствии с п. 2.2.4 договора, а за исх. № 6937-09 от 25. 09. 2018г. направил ответчику требование об уплате пени в сумме 1 112,87 руб. и о возврате денежных средств, полученных в возмещения нормативных затрат в размере 556 435, 53 руб.(л.д.34, 37-38 т.1).

Поскольку средства, выплаченные ответчику по договорам, в установленный срок им возвращены не были, указанное обстоятельство послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Рассматриваемые отношения следует квалифицировать как отношения, регламентируемые соответствующими нормами раздела III Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Стороны не оспаривают факт получения ответчиком субсидий по договорам, равно как и факт нарушения получателем бюджетных средств условий п. 2.1.11 договора № 1 и п. 2.1.13 договора № 9-и, которые выразились в непредставлении ООО «Унитехстрой» в установленные в договорах сроки и предусмотренных их условиями отчетов, подтверждающих целевое использование средств возмещений.

Вместе с тем, ответчик полагает, что допущенная просрочка в предоставлении отчетов истцу произошла по вине самого истца. В обоснование данного утверждения ответчик ссылается на свидетельские показания, опрошенной в качестве таковой в судебном заседании 23.05.2019 года ФИО4, являющейся работником ответчика, которая пояснила, что дважды приносила в Центр отчеты, которые в первом случае были приняты без выдачи подтверждающего данный факт документа, а во втором случае в принятии отчета было отказано в устной форме.

В материалы дела ответчиком также представлен пакет документов с сопроводительным письмом, на котором имеется штамп о принятии данных документов Центром 17.10.2018 года (л.д.63 т.2).

Заслушав пояснения сторон и оценив в совокупности с ними представленные в материалы дела документы, суд пришел к выводу, что материалами дела факт просрочки предоставления отчетов Обществом в Центр находит свое подтверждение.

В этой связи судом отклоняются утверждения ответчика о просрочке кредитора, выразившейся в непринятии исполнения ответчиком по своевременному предоставлению отчетности, поскольку ответчиком не представлено доказательств невозможности исполнить свои обязательства в оспариваемой части путем направления отчетов посредством услуг почтовой связи либо курьерских служб. Кроме того, судом учитывается, что доказательства предоставления ответчиком истцу документации 17.10.2018 года Обществом в материалы дела представлены, что свидетельствует о наличии возможности по получению от истца документов в подтверждение факта принятия им документации от ответчика.

В то же время, по мнению суда, представленное ответчиком в материалы дела сопроводительное письмо о представлении документации в Центр 17.10.2018 года опровергает утверждение истца о непоступлении от Общества какой-либо отчетности в подтверждение исполнения им обязательств по договорам по состоянию на момент рассмотрения спора.

Суд, оценив представленные в материалы дела документы и аргументы сторон, полагает необходимым признать, что материалы дела свидетельствуют о наличии правовых оснований для привлечения ответчика к ответственности за нарушение условий Договоров в виде взыскания предусмотренной условиями договоров неустойкой.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за просрочку исполнения обязательств за нарушение условий договора № 1 от 06. 07. 2018г. в сумме 356 рублей 82 копеек за период с 16.08.2018 года по 26.09.2018 года и за нарушение условий договора № 9-и от 28. 06. 2018г. в сумме 1 414 рублей 27 копеек за период с 16.07.2018 года по 26.09.2018 года.

Как следует из пункта 5.3 договора № 1 за нарушение срока предоставление отчёта виновная сторона уплачивает пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы возмещения затрат, указанной в п. 2.2.1 договора (158 582, 97 руб.).

Согласно пункту 5.4 договора № 9-и за нарушение срока предоставление отчёта виновная сторона уплачивает пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы возмещения затрат, указанной в п. 2.2.1 договора (556 435, 53 руб.).

Согласно ст. 309, 310  обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В соответствии с частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В свою очередь, часть 1 статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Суд, проверив расчет истца, пришел к выводу об обоснованности заявленной суммы неустойки в связи с тем, что она не превышает размер неустойки, полученный при произведении судом собственного расчета с учетом условий договоров и фактических обстоятельств дела,  период начисления неустойки истцом также подтвержден документально.

Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ) (пункт 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).

Ответчик не заявил ходатайство о снижении размера неустойки.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика договорной неустойки в заявленном размере.

В соответствии с положениями пункта 29 Постановления Правительства Тюменской области от 22.07.2013 N 279-п "Об организации стажировки выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу" (вместе с "Положением об организации стажировки выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу", "Положением об организации стажировки выпускников образовательных организаций по сертификатам" (далее Положение), в случае выявления в течение срока действия договора, указанного в пункте 20 настоящего Положения, нарушения организацией установленных пунктом 7 настоящего Положения условий возмещения нормативных затрат, а также в связи с добровольным отказом от участия в мероприятии по организации стажировки выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу, средства на возмещение нормативных затрат, выплаченные организации на день выявления нарушений (поступления информации о добровольном отказе), в сумме выявленных нарушений (неиспользованной части средств на возмещение нормативных затрат) подлежат возврату на лицевой счет Центра занятости населения.

Расчет суммы средств на возмещение нормативных затрат, подлежащей возврату в сумме выявленных нарушений, осуществляется исходя из суммы перечисленных организации средств на возмещение нормативных затрат, указанных в пункте 5 настоящего Положения, и суммы средств, израсходованной и подтвержденной организацией, и определяется по формуле: Срвн = Српн - Срфн, где Срвн - сумма средств на возмещение нормативных затрат, подлежащая к возврату в сумме выявленных нарушений на лицевой счет Центра занятости населения; Српн - сумма средств на возмещение нормативных затрат, перечисленная Центром занятости населения организации в соответствии с условиями договора, указанного в пункте 20 настоящего Положения; Срфн - сумма средств на возмещение нормативных затрат, израсходованная и подтвержденная отчетами организации, а также первичными документами, свидетельствующими об использовании средств на цели возмещения нормативных затрат, правильности начисления и перечисления в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Центр занятости населения в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения условий возмещения нормативных затрат либо поступления информации о добровольном отказе направляет получателю возмещения нормативных затрат письменное уведомление об отказе от исполнения договора, указанного в пункте 20 настоящего Положения, в одностороннем порядке и требование о возврате на лицевой счет Центра занятости населения суммы средств на возмещение нормативных затрат с приложением расчета суммы возмещения нормативных затрат, подлежащей возврату, по платежным реквизитам, указанным в уведомлении об отказе от исполнения договора, указанного в пункте 20 настоящего Положения.

При этом, пунктом 7 Положения определено, что возмещение нормативных затрат осуществляется при соблюдении организацией помимо иных условий, условий по исполнению договорных обязательств, установленных договором, указанным в пункте 20 настоящего Положения (подпункт г)), согласно которому на основании принятого решения о возмещении нормативных затрат Центр занятости населения заключает с организацией договор о возмещении нормативных затрат на организацию стажировки (далее - договор) по форме согласно приложению N 2 .

В этой связи суд отмечает, что содержание пункта 2.1.11 формы договора согласно приложению N 2, идентично содержанию пункта 2.1.11 договора № 1, заключенного между сторонами.

Аналогично в соответствии с положениями пункта 26 Постановления Правительства Тюменской области от 28.09.2015 N 456-п (ред. от 03.06.2019) "Об определении порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Тюменской области" (вместе с "Порядком стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов" далее Порядок) в случае выявления в течение срока действия договора, указанного в пункте 19 настоящего Порядка, нарушения организацией установленных пунктом 7 настоящего Порядка условий возмещения нормативных затрат, а также в связи с добровольным отказом от участия в мероприятии по содействию трудоустройству инвалидов, средства на возмещение нормативных затрат, выплаченные организации на день выявления нарушений (поступления информации о добровольном отказе), в сумме выявленных нарушений (неиспользованной части средств на возмещение нормативных затрат) подлежат возврату на лицевой счет Центра занятости населения.

Расчет суммы средств на возмещение нормативных затрат, подлежащей возврату в сумме выявленных нарушений, осуществляется исходя из суммы перечисленных организации средств на возмещение нормативных затрат, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 5 настоящего Порядка, и суммы средств, израсходованной и подтвержденной организацией, и определяется по формуле: Срвн = Српн - Срфн, где Срвн - сумма средств на возмещение нормативных затрат, подлежащая к возврату в сумме выявленных нарушений, на лицевой счет Центра занятости населения; Српн - сумма средств на возмещение нормативных затрат, перечисленная Центром занятости населения организации, в соответствии с условиями договора, указанного в пункте 19 настоящего Порядка; Срфн - сумма средств на возмещение нормативных затрат, израсходованная в соответствии с условиями возмещения нормативных затрат, установленными пунктом 7 настоящего Порядка и подтвержденная отчетами организации, а также первичными документами, свидетельствующими об использовании средств на цели возмещения нормативных затрат, правильности начисления и перечисления в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Неиспользование организацией по назначению приобретенного оборудования в период трудоустройства инвалида либо его фактическое отсутствие в период действия договора, указанного в пункте 19 настоящего Порядка, влечет возврат всей суммы средств, выделенных на приобретение указанного оборудования.

Пунктом 27 Порядка определено, что Центр занятости населения в течение десяти рабочих дней со дня выявления нарушения условий возмещения нормативных затрат либо поступления информации о добровольном отказе направляет получателю возмещения нормативных затрат письменное уведомление об отказе от исполнения договора, указанного в пункте 19 настоящего Порядка, в одностороннем порядке и требование о возврате суммы средств на возмещение нормативных затрат с приложением расчета суммы возмещения нормативных затрат, подлежащей возврату, по платежным реквизитам, указанным в уведомлении об отказе от исполнения договора, указанного в пункте 19 настоящего Порядка.

При этом, пунктом 7 Порядка также определено, что возмещение нормативных затрат осуществляется при соблюдении организацией помимо иных условий, условий по исполнению договорных обязательств, установленных договором, указанным в пункте 19 настоящего Порядка (подпункт г)), согласно которому на основании принятого решения о возмещении нормативных затрат Центр занятости населения заключает с организацией договор о возмещении нормативных затрат на мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов (далее - договор) по форме согласно приложению N 2

И в этом случае суд отмечает, что содержание пункта 2.1.13 формы договора согласно приложению N 2, идентично содержанию пункта 2.1.13 договора № 9-и, заключенного между сторонами.

Таким образом, установив факт нарушения ответчиком условий договоров в части своевременного предоставления в Центр отчетности (другими словами факт нарушения условий договоров, заключенных в соответствии с нормативно разработанными формами), суд приходит к выводу о наличии правовых оснований у истца для одностороннего отказа от договора № 1 м № 9-и.

Позиция истца свидетельствует, что именно отказ от договоров положен им в обоснование требований о взыскании с ответчика сумм неосновательного обогащения в размере всей перечисленной субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму неосновательного обогащения с момента неисполнения ответчиком требований о возврате данных сумм истцу.

Между тем, суд полагает, что требования истца в части взыскания с ответчика неосновательного обогащения в связи с расторжением договора № 1 от 06. 07. 2018г. в сумме 73 021 рублей 00 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за пользование неосновательным обогащением в связи с расторжением договора № 1 от 06. 07. 2018г. в сумме 2 062 рублей 10 копеек, неосновательного обогащения в связи с расторжением договора № 9-и от 28. 06. 2018г. в сумме 242 117 рублей 03 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами за пользование неосновательным обогащением в связи с расторжением договора № 9-и от 28. 06. 2018г. в сумме 8 251 рубль 87 копеек не подлежат удовлетворению.

Суд, изучив заключенные сторонами договоры и нормы Положения и Порядка, в соответствии с которыми спорные договоры были заключены, пришел к выводу, что условия и договоров и нормативных документов устанавливают обязательность возвращения бюджетных средств только в случае, если они не были использованы их получателем по целевому назначению (пункты 29 Положения и 26 Порядка, пункты 2.2.4 договоров).

В настоящем случае ответчиком в материалы дела представлены доказательства того, что все полученные от истца по договорам средства были использованы им по целевому назначению.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что, вопреки возражениям истца, исполнение обязанностей по договорам  и факт организации трудоустройства подтверждается заключенными трудовыми договорами с физическими лицами: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 (по договору № 9-и)., а также с ФИО18, ФИО19, ФИО20 (по договору № 1) (л.д.63-94 т.1).

Кроме того, ответчиком в материалы дела представлены и доказательства начисления и перечисления заработной платы в сумме, превышающей полученные по договорам субсидии, трудоустроенным инвалидам и стажерам, а также наставникам, с уплатой обязательных платежей. В качестве таких доказательств материалы дела содержат платежные поручения, табели учета рабочего времени, отчеты об использовании средств на возмещение, ведомости выплаты заработной платы, отчеты по форме 6-НДФЛ с представлением расчетов по страховым взносам.

Установленное судом при рассмотрении дела обстоятельство использования ответчиком полученных им по спорным договорам субсидий в полном объеме по целевому назначению, с учетом условий договоров и действующих нормативных актов субъекта Российской Федерации, исключает возможность удовлетворения требований истца о возврате полученных по договорам денежных средств.

Оценивая требования истца в качестве требований о взыскании неосновательного обогащения, суд отмечает, что для удовлетворения такого иска, в силу положений ст. 1102 ГК РФ необходимо наличие в материалах дела доказательств того, что ответчиком приобретено или сбережено имущество за счет истца. С учетом установленного факта использования полученных от истца денежных средств на цели, определенные при их выдаче, доказательств приобретения либо сбережения ответчиком данных средств для себя, материалы дела не содержат.

Также в этой связи судом принимается во внимание и следующее.

Как следует из материалов дела и позиции самого истца, бюджетные средства выделялись ответчику на основании Положения и Порядка в целях:

 -  приобретения стажерами опыта работы как по полученной профессии (специальности), так и по родственной профессии (специальности) в рамках реализации программы Тюменской области "Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений", цель которой в соответствии с приоритетами государственной политики в области содействия занятости населения сформулирована как - содействие повышению эффективной занятости населения, развитие кадрового потенциала региона, содействие повышению уровня жизни населения;

 - содействия трудовой занятости инвалидов, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда Тюменской области и для  обеспечения защиты от безработицы и содействие занятости граждан из числа лиц, являющихся незанятыми инвалидами (далее - инвалиды), зарегистрированных в государственных автономных учреждениях Тюменской области Центрах занятости населения (далее - Центры занятости населения) в целях поиска подходящей работы или в качестве безработных граждан.

С учетом изложенного, суд исходит из того, что цель предоставления ответчику денежных средств по спорным договорам заключалась в достижении результата, выраженного в фактической организации рабочих мест для категории граждан, попадающих под социальную защиту по указанным выше программам.

Представленные ответчиком в материалы дела документы, по мнению суда, свидетельствуют о достижении цели выдачи денежных средств по договорам, поскольку отражают факт осуществления ответчиком деятельности по созданию необходимого количества рабочих мест.

При этом, суд отмечает, что удовлетворение требований иска по настоящему спору, напротив, приведет, с большой долей вероятности, к прекращению ответчиком деятельности в качестве организации, занимающейся трудоустройством лиц без опыта работы и инвалидов, то есть к нивелированию результатов, достигнутых в рамках реализации программных действий, осуществляемых Тюменской областью как субъектом РФ.

В Постановлении от 21 апреля 2003 года N 6-П, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав, а также прав и обязанностей сторон в договоре должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, сторон в договоре, третьих лиц.

Оценивая обстоятельства настоящего дела в их совокупности, с учетом отсутствия доказательств наличия в действиях сторон договоров признаков недобросовестности, принимая во внимание цели и задачи, на достижение которых была направлена воля сторон при заключении договоров, суд пришел к выводу, что при разрешении данного спора именно отказ в требованиях истца о взыскании с ответчика выплаченных по договорам денежных средств по установленным законом основаниям обеспечит достижение баланса публичных и частных интересов.

Отказ в удовлетворении требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения свидетельствует также и об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными истцом на суммы неосновательного обогащения.

В соответствии со ст. 333.37 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Учитывая частичное удовлетворение исковых требований, государственная пошлина подлежит отнесению на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям путем взыскания в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

                                                      Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Унитехстрой» в пользу ГАУ ТО «Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района» 1 771 рубль 09 копеек неустойки за просрочку исполнения обязательств.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «Унитехстрой» в доход федерального бюджета 52 рубля 00 копеек государственной пошлины.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья

Авдеева Я.В.