АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. | Тюмень | Дело № | А70-3143/2015 |
22 июня 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 22 июня 2015 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Макарова С.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Индивидуального предпринимателя ФИО1
К Департаменту имущественных отношений Тюменской области
К Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г.Тюмени
При участии в судебном заседании:
От Истца: ФИО1, ФИО2 – доверенность от 8.05.2013 года
От Департамента имущественных отношений Тюменской области: ФИО3 – доверенность от 28.01.2015 года.
От Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г. Тюмени: ФИО4– доверенность от 31.12.2014 года.
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском (неоднократно уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области и Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г.Тюмени о признании недействительной ничтожной сделки, оформленной в виде договора безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 72:23:0217001:301 от1 3.03.2013 года № 23-14/233 в части соглашения от 14.03.2014 года о возобновлении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 13.03.2013 года № 23-14/233.
Исковые требования, со ссылками на статьи 49,52 167, 168 Гражданского Кодекса РФ, статьи 49, 52 Земельного Кодекса РФ мотивированы тем, что истцу было отказано в предоставлении земельного участка примерной площадью 1050 кв.м по ул. ФИО5 в аренду с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом ЖЭУ-1» принадлежащего Истцу на праве собственности, по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301, который находится в безвозмездном срочном пользовании Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г.Тюмени для благоустройства и организации парковочных мест, т.е. является обремененным правами третьих лиц.
Ответчики против иска возражают.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Суд установил, что представленные сторонами доказательства указывают на следующие обстоятельства:
ФИО1 является собственником 9/20 доли в земельном участке площадью 914 кв.м. под нежилым зданием-памятником с прилегающей территорией по адресу: <...> (л.д.15).
В указанном здании Истцу так же принадлежит 9/20 доля в праве собственности (л.д.15,16).
22.11.2012 года Истец обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением (л.д.28) о предоставлении в аренду смежного земельного участка примерной площадью 1050 кв.м. по ул. ФИО5, с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального наследия «Жилой дом ЖЭУ-1», в котором у Истца имеется доля в праве собственности.
В предоставлении указанного земельного участка истцу было отказано.
10.03.2013 года между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени заключен договор № 23-14/233 безвозмездного срочного пользования земельным участком (л.д.9-13) площадью 4131 кв.м., расположенного по адресу: г.Тюмень в квартале улиц Челюскинцев – Ленина – ФИО5 с кадастровым номером 72:23:0217001:301 для благоустройства и организации парковочных мест сроком до 5.02.2014 года.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.07.2013 года по делу А70-3200/2013, оставленным без изменения Постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 года и Постановлением Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.01.2014 года признано незаконным, как не соответствующее требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 24.12.2012г. № 121224114/10-2 об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 1 050 кв.м. по ул. ФИО5 с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной структуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом ЖЭУ-1» и об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. На Департамент имущественных отношений Тюменской возложена обязанность в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу, выполнить действия по утверждению и выдаче индивидуальному предпринимателю ФИО1 схемы расположения испрашиваемого в заявлении от 22.11.2012г. земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
14.03.2014 года между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени заключено соглашение о возобновлении договора от 13.03.2013 №23-14/233 безвозмездного пользования земельным участком площадью 4131 кв.м., расположенным по адресу: город Тюмень, в квартале улиц Челюскинцев-Ленина-ФИО5, кадастровый номер 72:23:0217001:301. Договор возобновлен по 11.02.2015 года.
17.11.2014 года на кадастровый учет поставлен (л.д.29) земельный участок площадью 1050 кв.м. местоположение: <...> разрешенное использование: с целью благоустройства и озеленения для сохранения и регенерации планировочной инфраструктуры и исторической среды объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом ЖЭУ-1» Кадастровый номер участка 72:23:0217001:4774, номер участка преобразованного в результате выдела - 72:23:0217001:301.
В целях принятия решения о передаче в аренду испрашиваемого в заявлении от 22.11.2012 года земельного участка, ФИО1 28.11.2014 года был направлен Департаменту имущественных отношений Тюменской области (л.д.32) кадастровый паспорт земельного участка 72:23:0217001:4774.
9.12.2014 года Департамент имущественных отношений Тюменской области письмом № 141209021/10-2 (л.д.33) сообщил ФИО1 о невозможности представления в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:4774, поскольку данный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301, находящегося в безвозмездном срочном пользовании Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени для организации и благоустройства парковочных мест.
Данное обстоятельство послужило причиной обращения Истца с настоящим иском, поскольку, по мнению Истца, именно возобновление договора безвозмездного пользования 13.03.2013 №23-14/233 соглашением от 14.03.2014 года, нарушены права истца на получение в аренду участка с кадастровым номером 72:23:0217001:4774.
В свою очередь, 12.02.2015 года между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени заключено соглашение (л.д.143) о возобновлении договора от 13.03.2013 №23-14/233 безвозмездного пользования земельным участком площадью 4131 кв.м., расположенным по адресу: город Тюмень, в квартале улиц Челюскинцев-Ленина-ФИО5, кадастровый номер 72:23:0217001:301. Договор возобновлен по 11.02.2016 года. Данное соглашение истцом не оспаривается.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального Закона № 100-ФЗ от 7 мая 2013 года «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 Раздела I части первой и статью 1153 части третей Гражданского кодекса РФ» нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Оспариваемое соглашение подписано 14 марта 2014 года. Таким образом, к основаниям и последствия его недействительности подлежат применению нормы (статьи 166-176, 178-181 ГК РФ) в редакции, действовавшей на дату его заключения.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ (в редакции, по состоянию на дату заключения оспариваемого соглашения) 1. Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). 2. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли. 3. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. 4. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях. 5. Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Согласно пункту 2.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.04.2008 N 289-О-О установление того, какое лицо, заявляющее требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки, может признаваться заинтересованным по смыслу пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (прежней редакции статьи 166 ГК РФ), то есть субъектом, имеющим материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, в чью правовую сферу эта сделка вносит неопределенность и на чье правовое положение она может повлиять, как требующее исследования фактических обстоятельств конкретного дела, относится к компетенции суда, рассматривающего дело.
Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Так, заинтересованным лицом может быть признан субъект, в отношении которого просматривается причинная связь между совершенной сделкой и возможной угрозой его законным интересам, когда его благо, прежде всего, имущественного характера, может пострадать или уже пострадало в результате совершения сделки. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения прав истца именно ответчиком (ответчиками).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При предъявлении иска о признании сделки недействительной лицо, не являющееся участником этой сделки, несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о том, что его права и охраняемые законом интересы нарушены при совершении сделки и избранный им способ защиты направлен на восстановление именно его прав и интересов, что соответствует требованиям норм части 1 статьи 4, части 1 статьи 65 АПК РФ.
ФИО1 стороной соглашения от 14 марта 2014 года не является.
Тем не менее, как следует из письма Департамента имущественных отношений Тюменской области № 141209021/10-2 (л.д.33) от 9.12.2014 года, факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301, в безвозмездном срочном пользовании Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта послужил препятствием для ФИО1 к получению в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:4774.
Принимая во внимание то обстоятельство, что к указанной дате (9 декабря 2014 года) нахождение земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301 в безвозмездном срочном пользовании Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта явилось следствием заключенного соглашения от 14 марта 2014 года о возобновлении договора от 13.03.2013 № 23-14/233 безвозмездного пользования земельным участком площадью 4131 кв.м., по адресу: город Тюмень, в квартале улиц Челюскинцев-Ленина-ФИО5, кадастровый номер 72:23:0217001:301, следует сделать вывод о том, что заключение соглашения от 14 марта 2014 года повлекло для ФИО1 неблагоприятные последствия в виде отказа в заключении с ним договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:4774.
Соответственно, в силу части 3 статьи 166 ГК РФ суд считает, что ФИО1 вправе обратиться в суд с иском о признании данного соглашения недействительным в силу ничтожности.
Истец заявляет о том, что оспариваемое соглашение нарушает требования статьи 49, 52 ГК РФ ст. 24 Земельного Кодекса РФ, а так же Положение о департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации город Тюмени, утвержденного Распоряжением Администрации города Тюмени № 899 от 01.08.2011 года.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ 1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. 2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде. 3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. 4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 52 ГК РФ 1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица. 2. Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. В этих случаях сведения, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи и пунктом 5 статьи 54 настоящего Кодекса, не включаются в устав юридического лица и указываются в едином государственном реестре юридических лиц. 3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах. 4. Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным. 5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица. Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица. 6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.
Согласно части 1 и 1.1 ст. 24 Земельного кодекса РФ 1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки: 1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела; 2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела. 1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В свою очередь автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относятся, в том числе стоянки (парковки) транспортных средств, пешеходные дорожки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров) в безвозмездное срочное пользование земельные участки предоставляются именно исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В данном случае договор № 23-14/233 от 13.03.2013 безвозмездного срочного пользования земельным участком заключен на основании Решения № 4299-з Департамента имущественных отношений Тюменской области от 29.12.2012 года.
На основании статьи 36 Устава города Тюмени, Администрация города Тюмени является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления города Тюмени, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. В структуру Администрации города Тюмени могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Структура, полномочия и порядок деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени определяются положениями об этих органах.
Решением Тюменской городской Думы от 20.03.2008 № 818 утверждена структура Администрации города Тюмени, в которую Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта входит в качестве отраслевого органа, наделенного правами юридического лица.
Деятельность Департамента регламентирована Положением о департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени, утвержденным распоряжением Главы Администрации города Тюмени от 14.04.2008 № 98-рг. На основании пунктов 2.1, 2.2 данного Положения, основные задачи Департамента заключаются в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования городской округ город Тюмень. Департамент от имени муниципального образования городской округ город Тюмень осуществляет правомочия владельца автомобильных дорог местного значения, в части осуществления функций, предусмотренных настоящим Положением.
Обустройство парковки для автотранспорта по ул. Ленина, 41 в г.Тюмени осуществляется в соответствии с проводимой муниципальной долгосрочной целевой программой «Развитие дорожно-транспортной сети города Тюмени на 2012-2016 годы., утвержденной Распоряжением Администрации города Тюмени от 14.11.2011 года № 523-рк (л.д.148). Пунктом 1.2.3.11 указанной программы предусмотрен капитальный ремонт дорог (в части устройства парковок для автотранспорта), в том числе по ул. Ленина, 41 (л.д.151).
Из изложенного следует, что в рассматриваемом случае, получение земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:301 в безвозмездное срочное пользование департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта для организации парковочных мест представляет собой реализацию полномочий Администрации города Тюмени по вопросам местного значения через свои отраслевые (функциональные) органы.
Таким образом, спорный земельный участок был получен в безвозмездное срочное пользование департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Оценив доводы Истца о том, что соглашение 14.03.2014 года заключенное между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени о возобновлении договора от 13.03.2013 №23-14/233 безвозмездного пользования земельным участком площадью 4131 кв.м., расположенным по адресу: город Тюмень, в квартале улиц Челюскинцев-Ленина-ФИО5, кадастровый номер 72:23:0217001:301, на срок до 11.02.2015 года, является частью указанного договора и, соответственно, данный договор может быть обжалован в данной части, суд руководствуется следующим: в соответствии с частью 1 и 2 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Соглашение от 14.03.2014 года заключено после истечения срока, установленного пунктом 6.2. договора (5.02.2014 года).
Вместе с тем, Департамент имущественных отношений Тюменской области и Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени заключая 13.03.2013 договор № 23-14/233 безвозмездного пользования земельным участком площадью 4131 кв.м., расположенным по адресу: город Тюмень, в квартале улиц Челюскинцев-Ленина-ФИО5, кадастровый номер 72:23:0217001:301, действовали в целью реализации публичных полномочий по выполнению долгосрочной целевой программой «Развитие дорожно-транспортной сети города Тюмени на 2012-2016 годы», утвержденной Распоряжением Администрации города Тюмени от 14.11.2011 года № 523-рк.
Очевидно, что в сроки реализации данной программы (2012-2016 годы), использование земельного участка Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени было возможно исключительно с целью выполнения на нем работ по благоустройству и организации парковочных мест на протяжении всего периода действия программы.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что действительная воля сторон, при заключении договора от 13.03.2013 № 23-14/233 была направлена на пользование участком на протяжении всего периода действия программы - до 2016 года. Т.е. в данном конкретном случае, соглашения о возобновлении договора № 23-14/233 являются его неотъемлемой частью и представляют собой соглашения о продлении срока его действия. На это же указывают и пункты 2 соглашений от 14.03.2014 года и 12.02.2015 года.
В соответствии со ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Под частью сделки по смыслу названной нормы следует понимать одно или несколько условий сделки. То есть, часть сделки может быть признана недействительной только в случае, если можно предположить, что сделка была бы совершена без включения в нее оспариваемых условий (часть сделки).
Однако, как выше установил суд, использование земельного участка Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени было возможно исключительно с целью выполнения на нем работ по благоустройству и организации парковочных мест на протяжении всего периода действия программы «Развитие дорожно-транспортной сети города Тюмени на 2012-2016 годы. Таким образом, без продления действия договора № 23-14/233 соглашением от 14.03.2014 года невозможно использование Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени указанного земельного участка на протяжении срока действия программы. Т.е. договор № 23-14/233 не мог быть заключен без дальнейшего его продления соглашением от 14.03.2014 года, что в свою очередь исключает возможность признания данного договора недействительным в части данного соглашения. В свою очередь договор № 23-14/233 от 13.03.2013 года был заключен без превышения полномочий Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени.
Суд так же отклоняет доводы Истца о том, что Департамент имущественных отношений не имел полномочий на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 72:23:0217001:301 поскольку сам по себе факт получения свидетельства о праве собственности 72НМ 743680 (л.д.55) о праве собственности Тюменской области на данный участок после (3.06.2014 года) заключения соглашения от 14.03.2014 не указывает на отсутствие полномочий на распоряжение данным участком. Право собственности Тюменской области зарегистрировано на данный участок в соответствии с пунктом 2 статьи 3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2011 года № 137-ФЗ.
Согласно данной правовой нормы, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:301 образован из земельного участка с кадастровым номером 72:23:02 17 001:0263, право собственности на который было зарегистрировано за субъектом Российской Федерации – Тюменской областью 20.12.2006 года (л.д.103).
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В результате оценки обстоятельств дела и представленных доказательств, определения законов и иных нормативных актов, подлежащих применению в данном деле и установления прав и обязанностей лиц участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления решения в полном объеме.
Судья | Макаров С.Л. |