АРБИТРАЖНЫЙСУДТЮМЕНСКОЙОБЛАСТИ
Хохряковад.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тюмень
Дело № А70-3194/2010
«22» июня 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 июня 2010 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Максимовой Н.Я., при ведении протокола судебного заседания судьей Максимовой Н.Я. рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по иску
ООО «Издательский дом «Мегаполис»
к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
третьи лица:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области,
Автономная некоммерческая организация «Тюменские известия»
ООО «Аргументы в УрФО»
о признании открытого конкурса № 5 недействительным; о признании недействительным результата конкурса; об обязании ответчика привести конкурсную документацию в соответствие с ФЗ № 94; об обязании назначить повторный срок для подачи заявок на участие в конкурсе
при участии в судебном заседании:
Представители истца: ФИО1 по доверенности № 15-ю от 12.05.2010 г., ФИО2 по доверенности № 16-ю от 12.05.2010 г.
Представители ответчика: ФИО3 по доверенности от 24.08.2009 г. ФИО4 по доверенности № 328 от 28.04.2010 г.
Представитель третьих лиц:
от Упр-я Фед. антимонопольной службы по ТО: ФИО5 по доверенности № 11 от 27.01.2010 г.
от АНО «Тюменские известия»: ФИО6 по доверенности от 05.05.2010 г.
от ООО «Аргументы в УрФО»: не явились, извещены,
установил:
ООО «Издательский дом «Мегаполис» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, Автономная некоммерческая организация «Тюменские известия», ООО «Аргументы в УрФО» о признании открытого конкурса № 5 недействительным; о признании недействительными результатов конкурса; об обязании ответчика привести конкурсную документацию в соответствие с ФЗ № 94; об обязании назначить повторный срок для подачи заявок на участие в конкурсе.
В соответствии со ст. 8, 9 АПК РФ, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
В судебном заседании, начатом, 08 июня 2010 года, судом объявлен перерыв до 11 июня 2010 года, затем до 15 июня 2010 года. После перерыва судебное заседание продолжено. Информация о времени и месте продолжения заседания размещена на официальном сайте суда по веб-адресу: http://tumen.arbitr.ru.
Представитель истца поддержал заявленные исковые требования, настаивает на их удовлетворении. Истец считает, что конкурс на оказание рекламно – информационных услуг проведен ответчиком с нарушением требований законодательства, установленных пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ «О защите конкуренции», пунктом 6 Федерального закона 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», выразившееся в отказе истцу в участии в конкурсе.
Представитель ответчика и третьих лиц с исковыми требованиями не согласны, считают их не подлежащими удовлетворению, по основаниям изложенным в отзывах, полагают, что истец не является участником конкурса и следовательно не может обращаться в суд с заявлением о признании недействительным конкурса.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов».
Согласно части 5 ст.10 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно части 3 ст. 1. ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что представленные доказательства указывают на следующие обстоятельства:
Согласно извещению о проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на оказание рекламно – информационных услуг ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», ответчиком объявлен открытый конкурс по лоту № 1 – услуги по публикации рекламно – информационных материалов и тематических страниц «Аудитория» о текущей деятельности ТюмГНГУ ежедневной парламентской газетой, объемом – 34 газетных полосы; и по лоту № 2 - услуги по публикации тематических страниц «Аудитория» и рекламно – информационных материалов о текущей деятельности ТюмГНГУ в региональном приложении к еженедельной центральной газете, объемом – 29 газетных полос.
В извещении также указаны сроки предоставления конкурсной документации – до 01 марта 2010 года, дата и место вскрытия конвертов с заявками на участие – 01 марта 2010 года, дата место и время рассмотрения заявок на участие – 10 марта 2010 года, а также дата и место подведения итогов конкурса – 12 марта 2010 года.
Согласно ст. 7 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее - запрос котировок) создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее также - комиссия)…. Конкурсной комиссией осуществляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации заявкам на участие в конкурсе (далее - вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе), отбор участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.». Согласно ст. 27 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией….На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения.
01 марта 2010 года состоялось заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен Протокол № 5-10, согласно которому на конкурс поступило 3 заявки на участие в конкурсе.
Конкурсная комиссия единогласно решила рассмотреть представленные участниками размещения заказа заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям установленным конкурсной документацией и предоставить заключение.
10 марта 2010 года состоялось заседание конкурсной комиссии по рассмотрению конкурсных заявок, о чем оформлен протокол № 5-10, согласно которому конкурсная комиссия по лоту № 2 единогласно решила отклонить заявку ООО «Издательский дом «Мегаполис» за несоответствие требованиям установленным конкурсной документацией.
Согласно части 2 ст. 22 закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика».
Оценив довод истца о том, что ответчик нарушил правила, установленные п.2 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., обозначив предметом государственного заказа по лоту № 1 -услуги, являющиеся предметом Конкурса, у единственного поставщика - оказание рекламно-информационных услуг ежедневной парламентской газетой формата А2. тиражом - не менее 17 000 экземпляров, распространяемой на территории г. Тюмень и Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО с обязательным дублированием на сайте, а наличие указанных требований к СМИ не предоставляет возможности иным лицам, за исключением АНО «Тюменские известия», подать заявку на участие в открытом конкурсе № 5 по лоту № 1, и следовательно, указанный лот данного конкурса размещен для заказа услуг у единственного поставщика, суд считает его несостоятельным, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В свою очередь согласно части 5 ст.10 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
Указанные нормы законодательства в их совокупности позволяют сделать вывод о том, что правом на обращение в суд с иском о признании недействительным размещения заказа может не всякое лицо, а лишь то лицо права и законные интересы которого нарушены.
Согласно ст. 8 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками № 5-10 от 01.03.2010 комиссией установлено, что ООО «Издательский дом «Мегаполис» не подавало заявку на участие в открытом конкурсе № 5 на оказание услуг по лоту № 1.
Кроме того, указанный факт подтвержден самим истцом при рассмотрении жалобы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.
Поскольку, только подача заявки на участие в конкурсе либо обращение за разъяснениями конкурсной документации позволяет отнести обратившиеся лицо к участникам размещения заказа при проведении открытого конкурса, следовательно, ООО «Издательский дом «Мегаполис» не является участником размещения заказа по открытому конкурсу № 5 на оказание услуг по лоту № 1.
При изложенных обстоятельствах суд делает вывод о том, что истцом не доказано существование нарушенного права, требующего защиты путем признания недействительным размещения заказа по лоту № 1 Конкурса по оказанию услуг по публикации рекламно – информационных материалов и тематических страниц «Аудитория» о текущей деятельности ТюмГНГУ ежедневной парламентской газетой, объемом – 34 газетных полосы. Таким образом, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что из содержания текста извещения о проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на оказание рекламно – информационных услуг ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», не усматривается, что услуги по публикации рекламно – информационных материалов и тематических страниц «Аудитория» о текущей деятельности ТюмГНГУ, предусмотренные лотом № 1, должны быть исполнены только в ежедневной парламентской газете субъекта федерации - Тюменская область.
Оценив довод Истца о том, что единая комиссия необоснованно отклонила заявку ООО «Издательский дом «Мегаполис» по причине несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, а именно адрес местонахождения юридического лица, указанный в заявке участника размещения заказа, не соответствует адресу, указанному в уставе, суд считает несостоятельным, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.25 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
В соответствии с ч.1, 2 ст.27 Закона конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 настоящего Федерального закона.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Согласно ч.1, п.1 ч.4 ст.22 Закона конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе.
Разделом 2 конкурсной документации № 5 открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на оказание рекламно-информационных услуг Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, инструкция по ее заполнению.
Согласно конкурсной документации при заполнении формы № 1 указывается фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номера контактного телефона.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и содержится в учредительных документах юридического лица.
Согласно ч. 3 ст. 89 Гражданского кодекса РФ учредительным документом Общества с ограниченной ответственностью является его Устав.
В форме №1 заявки на участие в конкурсе, представленной ООО «Издательский дом «Мегаполис», место нахождения не соответствует месту нахождению, указанному в уставе ООО «Издательский дом «Мегаполис», а именно п. 1.3. ч.1 устава ООО «Издательский дом «Мегаполис» определяет место нахождения общества следующим образом: Российская Федерация, Тюменская область. 625035, <...>, при этом в анкета участника размещения заказа (форма №1) в графе «место нахождения юридического лица» содержит указание на место нахождения ООО «Издательский дом «Мегаполис»: 625035, <...>.
Таким образом, сведения о месте нахождения участника размещения заказа ООО «Издательский дом «Мегаполис», указанные в заявке на участие в конкурсе, не соответствуют сведениям, указанным в уставе данной организации, что в соответствии с п.4 ч.1 ст. 12 Закона о размещении заказов является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
При указанных обстоятельствах у единой комиссии имелись все основании отказать ООО «Издательский дом «Мегаполис» в допуске к участию в открытом конкурсе № 5 на право заключения государственных контрактов на оказание рекламно-информационных услуг Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» по лоту № 2.
Довод истца о том, что приказом о подтверждении адреса № 05-8184 от 27 декабря 2005 года был присвоен адрес, указанный в заявке, отличный от адреса, указанного в уставе, судом не принимается, поскольку риск наступления последствий за недостоверность представляемых сведений лежит на истце.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требование истца о признании открытого конкурса № 5 недействительным; о признании недействительными результатов конкурса; об обязании ответчика привести конкурсную документацию в соответствие с ФЗ № 94; об обязании назначить повторный срок для подачи заявок на участие в конкурсе, не законными не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отказ в удовлетворении иска, суд возлагает судебные расходы на истца.
Руководствуясь ст. 110,167 , 170-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Максимова Н.Я.