Хохрякова дом 77, город Тюмень, 625052,телефон (3452) 46-38-93, факс (3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Арбитражный суд Тюменской области
г. Тюмень Дело № А70-3544/2013
«28» мая 2013 года.
Судья арбитражного суда Тюменской области Лоскутов В. В., рассмотрев в порядке упрощенного производства в помещении арбитражного суда Тюменской области по адресу: <...> кабинет 208, дело по иску
Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервсиуют»
К муниципальному образованию городского округа города Тюмени в лице Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени
О взыскании расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома в размере 239 466, 98 рублей
установил:
Заявлен иск о взыскании задолженности (л.д. 7-13, 15-18). На основании пункта 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства, на что было указано в определении Суда о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 08 апреля 2013 года (л.д. 1-2). Этим же определением было отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц муниципального образования городской округ город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, муниципального учреждения «Тюменской городское имущественное казначейство» и Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени. Ответчик извещен надлежащим образом 12 апреля 2013 года уведомлением № 625052 60 12352 5, представил отзыв на исковое заявление, возражает против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Истец также извещен о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства 11 апреля 2013 года, что подтверждается уведомлением № 625052 60 12351 8.
Исследовав материалы дела, Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
06 сентября 2006 года между истцом и собственниками жилого дома был заключен договор управления многоквартирным домом № 35-06, в соответствии с которым истец обязался обеспечивать организацию содержания и аварийного ремонта общего имущества жилого дома № 78, расположенного по адресу: <...> от имени собственников и за их счет в объеме и на условиях предусмотренных договором, а также заключение и сопровождение договоров на предоставление коммунальных услуг (л.д. 19-26). На основании протокола от 06 сентября 2006 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, проведенного в форме заочного голосования, жилой дом был передан в управление истцу (л.д. 27-28). Актом приема-передачи жилого дома подтверждается передача истцу жилого дома, расположенного по адресу: <...> от муниципального учреждения «Тюменское городское имущественное казначейство» в управление (л.д. 29-30).
Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности города Тюмени, расположенные в вышеуказанном доме нежилые помещения площадью 558, 5 квадратных метров и 34, 2 квадратных метров, являются муниципальной собственности города Тюмени на основании распоряжения № 295 от 30 апреля 1996 года (л.д. 44-47).
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации участник общей долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в издержках по содержанию общего имущества.
Собственникам помещений в многоквартирном доме, согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В свою очередь, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества включает в себя освещение помещений общего пользования, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а»-«д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Следовательно, ответчик, как собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание данных помещений и расходов на коммунальные услуги. Содержание ответчиком собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождает его от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случае отсутствия договорных отношений с истцом.
В связи с чем, исходя из установленной законом обязанности собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы по содержанию общего имущества дома пропорционально своей доле, истец имеет право требования соответствующей оплаты от собственника нежилых помещений площадью 558, 5 квадратных метров и 34,2 квадратных метров, расположенных в доме по адресу: <...>, либо от лица, обязанного на основании закона либо договора нести бремя содержания данного имущества.
В соответствии со статьей 36 Устава муниципального образования городской округ город Тюмень, принятого решением Тюменской городской Думы № 162 от 16 марта 2005 года, Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Тюмени, наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Администрация обладает правами юридического лица. Структура Администрации утверждается Тюменской городской Думой по представлению Главы Администрации города Тюмени.
Согласно статье 41 данного Устава Администрация города Тюмени имеет полномочия в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени, в том числе осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени, в соответствии с федеральным законодательством, законами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Вопросы создания условий для управления многоквартирными домами в городе Тюмени, формирование политики модернизации, реконструкции, капитального ремонта муниципального жилищного фонда, инженерных сетей и коммуникаций, формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилищного фонда города Тюмени, входят в задачи Департамента городского хозяйства Администрации города.
Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени с Положением, утвержденным распоряжением Главы Администрации города Тюмени № 456-рг от 29 октября 2008 года, осуществляет представление интересов муниципального образования городской округ город Тюмень в товариществах собственников жилья, на общих собраниях собственников помещений в жилых домах при осуществлении прав собственника в отношении муниципальных жилых, нежилых помещений и соответствующих долей мест общего пользования в жилых домах; заключает договоры управления в отношении находящихся в муниципальной собственности жилых, нежилых помещений и соответствующих долей мест общего пользования в жилых домах. В соответствии с пунктами 1.6, 3.10.5, 4.5 Положении о Департаменте городского хозяйства, Департамент является юридическим лицом; представляет и защищает интересы Главы Администрации города Тюмени, Администрации города Тюмени, Департамента в судах, государственных органах, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; является участником бюджетного процесса, обладает правами и обязанностями участников бюджетного процесса в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
Таким органом, исходя из смысла Положения о Департаменте городского хозяйства, именно, Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени, являющийся юридическим лицом, от имени органов местного самоуправления выступает в арбитражном суде по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Таким образом, поскольку спорные нежилые помещения являются муниципальной собственностью, надлежащим ответчиком истцом правильно указано муниципальное образование городской округ город Тюмень в лице Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени, при этом взыскание денежных средств должно производиться за счет средств муниципального образования, то есть за счет муниципальной казны. Данные обстоятельства, согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждаются также вступившим в законную силу решением арбитражного суда Тюменской области от 11 июля 2012 года по делу № А70-2174/2012 (л.д. 65-73)
Согласно расчетам истца, не оспоренным ответчиком, сумма расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома в отношении принадлежащих ответчику нежилых помещений площадью 558,5 квадратных метров и 34,2 квадратных метров, в период с 01 апреля 2010 года по 31 декабря 2012 и за период с 01 июня 2010 года по 31 декабря 2012 года, соответственно, составляет 239 466, 98 рублей (л.д. 15-18, 31-43, 49-64).
На основании изложенного, Суд считает требования истца о взыскании задолженности подлежащими удовлетворению. Возражая против заявленных требований, ответчик указывает на то, что спорные помещения на основании договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 06 марта 2009 года и от 30 декабря 2011 года были переданы во временное безвозмездное пользование сначала Военному комиссариату Ленинского административного округа города Тюмени, а затем Военному комиссариату Тюменской области. Однако, в силу вышеуказанных норм права, наличие договорных отношений с иными лицами не освобождает ответчика, как собственника спорных помещений, от оплаты расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплату государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца (л.д. 6). Также истец просит взыскать с ответчика судебные расходы в размере 500 рублей за получение выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Однако, из представленных истцом квитанций № 32841 и № 32834 от 05 декабря 2012 года, а также приходного кассового ордера № 32831 от 05 декабря 2012 года на общую сумму в 500 рублей (л.д. 48) следует, что плательщиком по данным документам является не истец, а ФИО1, в связи с чем указанная сумма не подлежат взысканию.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 181-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Муниципального образования городской округ города Тюмени в лице Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилсервисуют» 247 256 рублей 32 копейки, в том числе задолженность в размере 239 466 рублей 98 копеек и государственную пошлину в размере 7 789 рублей 34 копейки.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через арбитражный суд Тюменской области.