АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-378/2021 |
25 марта 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2021 года. Полный текст решения изготовлен 25 марта 2021 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании действий (бездействия), выразившихся в неправомерном отказе применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2017, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии
от заявителя – ФИО2, ФИО3, ФИО4 на основании доверенности от 06.10.2020,
от ответчика - ФИО5 на основании доверенности от 28.12.2020 № 34,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 (далее – ответчик, Инспекция, налоговый орган) об оспаривании действий (бездействия), выразившихся в неправомерном отказе применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2017, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и письменных объяснениях.
Как следует из материалов дела, 07.10.2020 в Инспекцию поступило Уведомление ИП ФИО1 о переходе на упрошенную систему налогообложения с 01.01.2017 (далее – УСН).
10.10.2020 заявителем получено Сообщение Инспекции о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН №7230200000016.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее – Управление, вышестоящий налоговый орган).
По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом было вынесено решение от 03.12.2020 № 610, которым жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Полагая, что действия (бездействия) Инспекции, выразившиеся в неправомерном отказе применения УСН с 01.01.2017, не соответствуют закону, нарушают её права и законные интересы, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В заявлении ИП ФИО1 ссылается на то, что ею изначально правомерно применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД). Налоговый орган утрачивает право ссылаться на изначально неправомерное применение системы налогообложения в виде ЕНВД, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика в действительности были одобрены. Об утрате обязанности по уплате ЕНВД заявитель узнал в 2020 году. В связи с чем, заявитель полагает, что с 01.01.2017 ИП ФИО1 имеет право перейти с ЕНВД на УСН. По мнению заявителя, налогоплательщик объективно не имел возможности представить не позднее 31.12.2016 уведомление о переходе на УСН с 1 января 2017 года, поскольку не мог знать, ввиду не уведомления налоговым органом о неправомерном применении ИП ФИО1 системы налогообложения в виде ЕНВД до получения уведомление для дачи пояснений №05-28/017380 от 16.04.2020.
Таким образом, заявитель полагает, что в применении УСН не может быть отказано лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления о переходе на УСН.
Из заявления также следует, что ИП ФИО1 в соответствующем периоде (2017-2019 гг.) соответствовала критериям для лиц, имеющих право на применение УСН, установленным в статье 346.12 Налогового кодекса РФ, за исключением требования об уведомлении налогового органа. Применение УСН носит уведомительный характер и не зависит от решения налогового органа, а равно не связано с ним. При этом срок подачи заявления о переходе на УСН, предусмотренный абзацем 1 пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, не является пресекательным.
В представленном отзыве Инспекция выразила несогласие с позицией заявителя. Согласно доводам налогового органа, ИП ФИО1 неправомерно применяла специальный режим в виде ЕНВД, о чем налогоплательщик был уведомлен. В частности, о необходимости провести анализ налоговой отчетности, представленной за 2017-2019 годы в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы и представить налоговые декларации по общему режиму налогообложения в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ. Инспекцией также установлено, что ИП ФИО1 нарушен срок, установленный Налоговым кодексом РФ, уведомления о переходе на УСН, что является безусловным основанием для отказа в применении указанного специального налогового режима. Доводы заявителя Инспекция находит необоснованными, а ссылки на судебную практику не применимыми к спорным правоотношениям. Налоговый орган указал, что ИП ФИО1 изначально неправомерно применяла режим в виде ЕНВД, соответственно, заявителя нельзя признать утратившим право на применение названной системы налогообложения. В связи с чем, отказ в применении УСН ответчик находит правомерным.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по нижеследующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО1 состояла на учете в Инспекции в качестве индивидуального предпринимателя с 08.08.2006 по 04.08.2020.
Налогоплательщик применял систему налогообложения в виде ЕНВД с основным видом деятельности «деятельность автомобильного грузового транспорта», ОКВЭД 49.41.
В силу положений налогового законодательства система налогообложения в виде ЕНВД по рассматриваемому виду деятельности подлежит применению при условии в совокупности, что такая перевозка осуществляется исключительно на транспортных средствах, находящихся у налогоплательщика на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения), предназначенных для оказания автотранспортных услуг и налогоплательщик соблюдает ограничение по количестве и типу транспортных средств (в общем не более 20 единиц автобусов, легковых и грузовых автомобилей), находящихся во владении и пользовании на соответствующем праве.
Инспекцией установлено, что для осуществления предпринимательской деятельности по перевозке грузов ИП ФИО1 привлекала других индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно оказывали услуги по перевозке грузов и являются плательщиками ЕНВД. Общее количество грузовых автомобилей, находящихся во владении и пользовании привлеченных индивидуальных предпринимателей, превышает 20 единиц.
На основании представленных ИП ФИО1 деклараций по ЕНВД за период 2017-2019 гг., Инспекцией установлено отражение по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов величины физического показателя (количество транспортных средств) - одно.
Деятельность в виде оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов силами третьего лица, то есть посредством транспортных средств, не принадлежащих налогоплательщику на каком-либо праве, положениями главы 26.3 Налогового кодекса РФ в целях применения специального налогового режима в виде ЕНВД не предусмотрена.
Согласно пункту 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению по ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Налоговым кодексом РФ.
Указанный вид предпринимательской деятельности подлежит обложению в соответствии с общим режимом налогообложения или в соответствии с УСН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на данную систему налогообложения.
Судом установлено, что Инспекцией по адресу места регистрации налогоплательщика направлено уведомление №35-28/017380 от 16.04.2020 о необходимости провести анализ налоговой отчетности, представленной за 2017-2019 гг. в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы и представить налоговое декларации по общему режиму налогообложения в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ.
В ответ на уведомление Инспекции ИП ФИО1 сообщила, что ею проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности за период 2017-2019 гг.
07.10.2020 налогоплательщиком в Инспекцию представлено Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2017.
10.10.2020 налоговым органом сформировано сообщение №7230200000016 о нарушении сроков, установленных подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, уведомления о переходе на УСН.
Признавая позицию налогового органа обоснованной, суд руководствуется нижеследующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями, предпринимателями добровольно в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В силу пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, не вправе применять УСН, если лицом нарушен срок подачи уведомления о переходе на УСН.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ содержит императивное правило о запрете на применение специального режима, в случае не уведомления о переходе на УСН в установленные законом сроки.
Относительно позиции заявителя о том, что правовое значение уведомления налогоплательщика, изъявившего желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН, суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, вправе на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД. Вышеуказанное положение законодательства предусматривает право в течение года перейти на уплату налога по УСН, только тех налогоплательщиков, которые изначально правомерно применяли указанный налоговый режим и они утратили право на его применение, в связи с изменением физического показателя или отменой указанного налога на территории конкретного муниципального образования.
Как установлено Инспекцией, по её мнению, в данном случае ИП ФИО1 изначально неправомерно применяла систему налогообложения в виде ЕНВД, что не позволяет признать ее утратившей право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД.
При этом ИП ФИО1 также нарушен 30-дневный срок для подачи заявления о переходе на УСН, установленный абзацем 4 пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, сообщение Инспекции от 10.10.2020 N723200000016 о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН и об отказе ИП ФИО1 в применении заявленного специального режима налогообложения является обоснованным.
Приведенные в заявлении ссылки на судебную практику судом проанализированы в полном объеме и не могут быть приняты во внимание, поскольку соответствующие судебные акты приняты при иных обстоятельствах, отличными от рассматриваемой спорной ситуации.
Оценивая доводы ИП ФИО1 применительно к изложенным выше обстоятельствам, с учетом перечисленных положений норм права, доказательств, представленных в материалы настоящего дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания таких доводов обоснованными.
Проанализировав доводы ИП ФИО1, оценив все имеющиеся доказательства по делу, суд считает, что вопреки позиции заявителя, доказательства, имеющиеся в материалах дела, в полной мере подтверждают правомерность выводов налогового органа.
Каких-либо обстоятельств, указывающих на действительное нарушение и ущемление прав заявителя, в контексте приводимых им доводов и предмета оспаривания, судом не установлено.
С учетом изложенного, а также совокупности всех установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, суд полагает необходимым отказать ИП ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Безиков О.А. |