АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-3919/2010
16 июня 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 16 июня 2010 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Стафеев С.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Стафеевым С.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
к ООО «Сибирский родник»
об аннулировании лицензии А № 649086 от 13.01.2010г.
и встречному заявлению
ООО «Сибирский родник»
к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка
о признании незаконным решения от 19.04.2010г. № 0433-опт
при участии представителей сторон:
от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: ФИО1, на основании нотариально удостоверенной доверенности от 24.05.2010г. № 66 В 259170;
от ООО «Сибирский родник»: ФИО2, на основании доверенности от 17.05.2010г. № 1;
установил:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее по тексту – Росалкогольрегулирование) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к ООО «Сибирский родник» об аннулировании лицензии А № 649086 от 13.01.2010г. на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
27.04.2010г. ООО «Сибирский родник» обратилось в суд со встречным заявлением к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка о признании незаконным решения от 19.04.2010г. № 0433-опт, которым было приостановлено действие лицензии А № 649086 от 13.01.2010г.
Определением от 29.04.2010г. встречное заявление ООО «Сибирский родник» принято к производству.
В судебном заседании представитель Росалкогольрегулирования поддержал требование об аннулировании лицензии, возражал против удовлетворения встречного заявления.
Представитель ООО «Сибирский родник» возражал против удовлетворения требования об аннулировании лицензии, поддержал встречное заявление.
Как следует из материалов дела, ООО «Сибирский родник» на основании лицензии от 13.01.2010г. А № 649086 осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции.
Межрегиональным Управлением Росалкогольрегулирования по УрФО в отношении ООО «Сибирский родник» было произведено обследование (проверка) соблюдения требований Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее по тексту - Федеральный закон от 22.11.1995г. № 171-ФЗ).
Проверка проводилась по адресам хранения и поставок, указанных в лицензии: <...>, шлихтовальный отдел; <...>, литер А; <...>/1;1/2.
В ходе осмотра, проведенного по указанным выше адресам, должностными лицами Росалкогольрегулирования было установлено, что часть алкогольной продукции маркирована федеральными специальными марками, имеющими признаки фальсификации.
На основании протоколов о взятии проб и образцов от 18.01.2010г. № 5-Р/3, от 19.01.2010г. № 5-Р/4, от 20.01.201г. № 5-Р/8 были взяты образцы алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками с признаками фальсификации.
По данному факту заявителем было возбуждено производство по делу об административном правонарушении № 5-Р/Юл по признакам ст. 15.12 КоАП РФ, в рамках которого назначено проведение экспертиз.
На основании экспертных заключений от 02.02.2010г. № 366, от 01.02.2010г. № 367, от 09.02.2010г. № 365 Росалкогольрегулированием было установлено, что федеральные специальные марки для алкогольной продукции, имеющиеся на представленных на исследование образцах алкогольной продукции, имеют признаки подделки.
23.03.2010г. Росалкогольрегулированием было принято решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии № 649086 от 13.01.2010г., выданной ООО «Сибирский родник». Требование об аннулировании указанной лицензии мотивированно уполномоченным органом ссылками на положения ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ, а именно установлением факта оборота алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками.
19.04.2010г. Росалкогольрегулированием было принято решение о приостановлении действия лицензии № 649086 от 13.01.2010г. до вступления в силу решения суда об аннулировании названной лицензии.
Исследовав материалы дела, доводы заявления, встречного заявления, отзывов на них, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что заявление и встречное заявление не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке. Алкогольная продукция, производимая на территории РФ, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками запрещен.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона либо с поддельными марками является основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке.
Возражая против удовлетворения требований об аннулировании лицензии ООО «Сибирский родник» указывает, что у лицензиата отсутствовали основания для сомнений в легальности данной продукции, поскольку были приняты все необходимые меры по выявлению алкогольной продукции, которая может быть маркирована поддельными федеральными специальными марками. Ссылаясь на данные обстоятельства ООО «Сибирский родник» считает, что вина во вменяемом ему нарушении требований законодательства отсутствует. Кроме того, ООО «Сибирский родник» указывает, что при назначении экспертизы Росалкогольрегулированием были допущены существенные процессуальные нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В материалы дела Росалкогольрегулированием были представлены экспертные заключения от 02.02.2010г. № 366, от 01.02.2010г. № 367, от 09.02.2010г. № 365, составленные Экспертно - криминалистическим центром Главного управления внутренних дел по Свердловской области.
Из названных заключений усматривается, что экспертом было проведено сравнительное исследование федеральных специальных марок для алкогольной продукции, размещенных на представленных на исследование образцах алкогольной продукции с имеющимися в экспертном учреждении заведомо подлинными марками. В ходе исследования визуально, с использованием, на просвет в ИК и УФ-лучах было установлено совпадение исследуемых марок по размерам; наличию и размещению соответствующих изображений; цвету и оттенкам применяемых красителей; видам и способам печати; наличию комплекса специальных защитных признаков заведомо подлинным маркам.
Однако из представленных на исследование марок было установлено, что печать защитной сетки в месте расположения обозначения литража, серии и номера, а также обозначение литража, серии и номера характеризуются неровностью, нечеткостью краев штрихов; изображение образовано размытым, точечным наслоением хаотично расположенных красящих веществ; вещество красителя впитано в толщу бумаги; пробельные элементы изображения загрязнены отдельными точками (каплями) красящего вещества.
На основании данных признаков эксперт посчитал, что изображение защитной сетки в месте расположения обозначения литража, серии и номера, а также обозначение литража, серии и номера выполнены с использованием струйного принтера к ПЭВМ, что не соответствует способу печати, используемому при изготовлении федеральных специальных марок.
На основании изложенного экспертиза пришла к выводу о том, что федеральные специальные марки для алкогольной продукции № 014 075312417, № 014 075305256, №014 076 282616, № 014 075312473, № 014 076283973, № 014 059445229, № 014 588919500, № 014 031027359, № 014 766933196, № 014 075311257, № 014 075305407, № 014 766933954, № 014 588919211, имеющиеся на представленных на исследование образцах алкогольной продукции изготовлены производством «Гознак» (по технологии «Гознак»). Однако в первоначальное содержание данных марок были внесены изменения: в месте расположения обозначения литража, серии и номера, первоначальные изображения (защитной сетки, обозначения литража, серии и номера марки) были удалены, после чего на данных участках способом цветной капельно-струйной печати, были нанесены новые изображения (защитной сетки, обозначения литража, серии и номера марки).
ООО «Сибирский родник» указывается, что данные экспертные заключения не могут быть использованы судом в качестве доказательства по делу.
ООО «Сибирский родник» считает, что в нарушение требований ст. 26.4 КоАП РФ при вынесении определения о назначении экспертизы не были указаны кандидатуры экспертов, которым может быть поручено проведение экспертизы, в связи с чем считает данное нарушение существенным, исключающим использование указанного доказательства.
Указанные доводы судом не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (часть 1).
В определении указываются: 1) основания для назначения экспертизы; 2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; 3) вопросы, поставленные перед экспертом; 4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (часть 2).
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (часть 4).
В материалы дела представлено определение о назначении экспертизы от 20.01.2010г. № 53-Р/11, из которого следует, что производство экспертизы было поручено Экспертно-криминалистическому центру ГУВД по Свердловской области (без указания конкретного эксперта), что допустимо в силу прямого указания ч. 2 ст. 26.4 КоАП РФ.
При этом из названного определения усматривается, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснены права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (подпись о разъяснении указанных прав датирована 20.01.2010г., определение получено 21.01.2010г.).
Доказательств того, что ООО «Сибирский родник» пожелало воспользоваться данными правами, в том числе по представлению своей кандидатуры эксперта материалы дела не содержат.
Суд не усматривает каких-либо иных оснований для исключения указанных выше экспертных заключений из числа доказательств по делу.
Учитывая изложенное, суд считает подтвержденным необходимыми и достаточными доказательствами факт размещения на алкогольной продукции, изъятой у ООО «Сибирский родник» для проведения исследования, поддельных федеральных специальных марок.
Как следует из ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ на основании заявления соответствующего органа лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда.
Таким образом, из буквального толкования данной нормы следует, что установление обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 20 указанного федерального закона не является безусловным правовым основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке.
В силу ст. 49 Гражданского кодекса РФ аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможности заниматься определенным видом деятельности.
В соответствии с п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 приостановление (аннулирование) лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности (постановление от 12.05.1998г. № 14-П, постановление от 30.07.2001г. № 13-П, определение от 14.12.2000г. № 244-О).
Таким образом, рассмотрение вопроса о возможности применения такой меры государственного принуждения как аннулирование лицензии должно сопровождаться выяснением того, имелись ли у лицензиата возможности для соблюдения требований законодательства, предпринимались ли им необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение требований законодательства, могло ли быть предотвращено нарушение требований законодательства.
Учитывая изложенное, вина лицензиата в совершении вменяемого ему нарушения требований Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ, которое может повлечь аннулирование лицензии, подлежит доказыванию Росалкогольрегулированием.
Кроме того, аннулирование лицензии как мера государственного принуждения должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов РФ, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2005г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» федеральные специальные марки должны наноситься на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимую на территории РФ, за исключением поставляемой на экспорт алкогольной продукции, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории РФ, после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции и получения подтверждения о фиксации таких сведений в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Судом установлено, что ООО «Сибирский родник» не является производителем алкогольной продукции.
ООО «Сибирский родник» указывает, что алкогольная продукция, исследованная представителями Росалкогольрегулирования в ходе проверки, была приобретена у ООО «Трейд-Алко», ООО «Сикорд», ООО «СибАсервис».
Согласно ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством РФ.
При этом судом установлено, что действующее законодательство не предусматривает каких-либо специальных требований, связанных с проверкой указанными лицами подлинности федеральных специальных марок, в том числе по вопросу организации такой проверки с использование каких-либо специальных технических средств.
В материалы дела ООО «Сибирский родник» представлено Положение службе контроля качества, основной задачей которой является предотвращение поступления в продажу алкогольной продукции не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего оборот алкогольной продукции.
Названной службой осуществляется, в том числе контроль за соответствием поставляемой на склад алкогольной продукции стандартам, техническим условиям, требованиям законодательства РФ, регулирующего оборот алкогольной продукции; изъятие из оборота продукции, не соответствующей требованиям действующего законодательства РФ, регулирующего оборот алкогольной продукции; определение возможности недопущения брака, нелегальной алкогольной продукции, проведение мероприятий по их устранению.
В материалы дела также представлен Порядок поведения проверки федеральной специальной марки, размещенной на алкогольной продукции. Из указанного порядка усматривается, что проверка федеральной специальной марки на предмет ее подлинности осуществляется путем визуального осмотра, а также сканирования марки на приборе ультрафиолетового излучения.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что ООО «Сибирский родник» определило структурные подразделения и должностных лиц, ответственных за контроль соответствия алкогольной продукции требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего оборот алкогольной продукции, в том числе ответственных за проверку федеральных специальных марок, размещенных на алкогольной продукции.
ООО «Сибирский родник» указывается, что при поступлении продукции на склад она проверяется с использованием специального автономного портативного прибора - детекторе спецзащиты Дэвис 04 модификация М2, изготовителем которого является ФГУП «Госзнак», а также визуальным путем по признакам, указанным в постановлении Правительства РФ от 21.12.2005г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», приказе Минфина РФ от 13.01.2006г. № 5н «Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок».
Признаков нелегальности федеральных специальных марок ООО «Сибирский родник» с учетом имеющихся в распоряжении способов проверки их подлинности в данном случае установлено не было.
Из приказа Минфина РФ от 13.01.2006г. № 5н «Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок» усматривается, что подлинность марок должна определяться на трех уровнях: первый уровень - уровень потребителя, который определяет подлинность марок визуально; второй уровень - уровень контролирующего органа, который определяет подлинность марок по наличию элементов защиты, в т.ч. с помощью приборов; третий уровень - уровень эксперта (изготовителя), который определяет подлинность марок по всем элементам защиты, в т.ч. и по элементам защиты, известным только изготовителю.
Из приведенных выше экспертных заключений следует, что установление подделки федеральных специальных марок стало возможно только в условиях экспертного учреждения в результате применения специальных технических средств, специалистом соответствующего профиля, обладающим специальными познаниями в данной области.
Исследовав материалы дела, учитывая, что действующее законодательств РФ не предъявляет специальных требований к порядку проверки подлинности федеральных специальных марок собственниками (владельцами) алкогольной продукции, суд считает, что ООО «Сибирский родник» предпринимало необходимые и достаточные меры, направленные на выявление продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками.
ООО «Сибирский родник» указывает, что маркировка алкогольной продукции не вызывала сомнений в ее подлинности, доказательств подтверждающих обратное Росалкогольрегулированием в материалы дела не представлено.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Сибирский родник» проявило требуемую степень заботливости и осмотрительности в целях исполнения обязанности, вытекающей из требований ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ по проверке подлинности федеральных специальных марок.
Учитывая изложенное, суд считает, что Росалкогольрегулированием не доказана вина ООО «Сибирский родник» в совершении вменяемого ему нарушения требований Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ, которое может повлечь аннулирование лицензии.
Суд также считает, что испрашиваемая Росалкогольрегулированием мера государственного принуждения в виде аннулирования лицензии А № 649086 от 13.01.2010г., выданной на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции является чрезмерным ограничением прав ООО «Сибирский родник».
Из протоколов осмотра, проведенных по указанным выше адресам, следует, что должностными лицами Росалкогольрегулирования установлены признаки фальсификации федеральных специальных марок, нанесенных на значительное количество единиц алкогольной продукции. Вместе с тем документально факт подделки федеральных специальных марок подтвержден только в 13 случаях.
Таким образом, по результатам исследования материалов дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования Росалкогольрегулирования об аннулировании лицензии А № 649086 от 13.01.2010г. на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, выданной ООО «Сибирский родник».
ООО «Сибирский родник» было заявлено встречное требование к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка о признании незаконным решения от 19.04.2010г. № 0433-опт.
Названным решением действие лицензии № 649086 от 13.01.2010г. было приостановлено до вступления в силу решения суда об аннулировании названной лицензии. Согласно данному решению Межрегиональному Управлению Росалкогольрегулирования по УрФО было предписано произвести снятие остатков алкогольной продукции, а также пломбирование в целях исключения ее реализации.
Встречное заявление мотивировано тем, что распоряжение о проведении проверки издано с нарушением требований ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; нарушением требований ст. 26.4 КоАП РФ при назначении экспертизы; не исследован вопроса вины ООО «Сибирский родник»; ООО «Сибирский родник» не было привлечено к административной ответственности по ст. 15.12 КоАП РФ; лицензиат применял меры, направленные на обеспечение соблюдения законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции; в оспариваемом решении отсутствуют основания приостановления действия лицензии.
Исследовав доводы встречного заявления, суд считает, что оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ до вступления решения суда в законную силу лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.
Таким образом, из положений ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ следует, что компетентный государственный орган, установив основания для аннулирования лицензии и обратившись в суд с таким заявлением вправе приостановить действие лицензии до вступления решения суда в законную силу.
Каких-либо иных условий применения данного положения Федеральный закон от 22.11.1995г. № 171-ФЗ не содержат.
Из материалов дела следует, что на основании ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ Росалкогольрегулированием установлено основание для аннулирования лицензии, а именно факт оборота алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками.
Материалами дела подтверждено, что решение о приостановлении действия лицензии А № 649086 от 13.01.2010г. принято Росалкогольрегулированием в связи с обращением в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об аннулировании лицензии А № 649086 от 13.01.2010г., выданной ООО «Сибирский родник».
Учитывая изложенное, суд считает, что решение от 19.04.2010г. № 0433-опт принято Росалкогольрегулированием в пределах его компетенции, в также является законным и обоснованным.
Наличие вынесенного решения суда для приостановления действия лицензии в порядке, установленном ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ, не требуется, что подтверждается, в том числе правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 26.05.2009г. № 1972/09.
Доводы, изложенные во встречном заявлении, затрагивают главным образом правомерность аннулирования лицензии, что не имеет правового значения при рассмотрении вопроса законности и обоснованности решения о приостановлении лицензии.
Таким образом, оснований для удовлетворения встречного заявления суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении заявления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка об аннулировании лицензии А № 649086 от 13.01.2010г., выданной ООО «Сибирский родник».
Отказать в удовлетворении заявления ООО «Сибирский родник» о признании незаконным решения от 19.04.2010г. № 0433-опт, вынесенного Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья С.А. Стафеев