АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625000, город Тюмень, улица Хохрякова, 77
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» августа 2005 года Дело № А-70-3981/28-2005
Арбитражный суд Тюменской области в составе Судьи Яворовича В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
Первого заместителя прокурора Тюменской области (Прокурор), 625000, <...>
к Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени, <...>
Муниципальному учреждению «Тюменское городское имущественное казначейство», <...>
Индивидуальному предпринимателю ФИО1, «13» октября ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Республика Узбекистан, Ташкентская область, город Алмалык, паспорт <...>, выданный «10» августа 2001 года УВД ФИО2 города Тюмени, код подразделения 722001, зарегистрирована в качестве предпринимателя «11» декабря 1997 года Администрацией <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>, место жительства: <...>.
о признании ничтожным (недействительным) договор аренды от «03» марта 2005 года № 03518977, заключённый между Департаментом имущественных отношений администрации города Тюмени, МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» и Предпринимателем ФИО1; предпринимателю ФИО1 возвратить Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени занимаемое ею на 1 этаже помещение, площадью 108,7 квадратных метров в общежитии по улице Геологоразведчиков, 2 в городе Тюмени.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
ФИО3, 625026, город Тюмень – 26, до востребования / <...>.
Протокол судебного заседания вёл Судья Яворович В.В.; резолютивная часть решения объявлена «06» июля 2005 года; полный текст решения изготовлен: «11» августа 2005 года.
ФИО4, старший помощник прокурора Центрального АО города Тюмени, удостоверение № 25827/02.
ФИО5, ведущий специалист (юрист) юридического комитета Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени, доверенность № 90 от «31» декабря 2004 года.
ФИО1, паспорт <...>, выданный «10» августа 2001 года УВД Ленинского АТО города Тюмени, код подразделения 722-001,
ФИО6, паспорт <...>, выданный «03» октября 2003 года УВД Калининского округа города Тюмени, код подразделения 722-002, доверенность МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» № 6 от «30» марта 2005 года.
ФИО3, 71 02 647444, выданный «04» сентября 2002 года УВД Ленинского АО города Тюмени, код подразделения 722-001.
установил:
Первый заместитель прокурора Тюменской области обратился с иском к Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени, МУ «Тюменское городское имущественное казначейство», Предпринимателю ФИО1 о признании ничтожным (недействительным) договор аренды от «03» марта 2005 года № 03518977, заключённый между Департаментом имущественных отношений администрации города Тюмени, МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» и Предпринимателем ФИО1; предпринимателю ФИО1 возвратить Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени занимаемое ею на 1 этаже помещение, площадью 108,7 квадратных метров в общежитии по улице Геологоразведчиков, 2 в городе Тюмени.
Протоколом судебного заседания от «06» июля 2005 года установлено и подтверждается, что в судебном заседании был объявлен перерыв; в «16» часов «30» минут заседание продолжено.
Истцом представлено письменное уточнение (№ 8-11-05 от «28» июня 2005 года) исковых требований, в котором Прокурор указал, что просит признать ничтожным (недействительным) с момента совершения договор аренды от «03» марта 2005 года № 03518977 в части предоставления в аренду помещений № 6, 36 и 46, заключённый между Департаментом имущественных отношений администрации города Тюмени, МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» с одной стороны и Индивидуальным предпринимателем ФИО1 с другой стороны и обязать Индивидуального предпринимателя ФИО1 освободить занимаемые ею на первом этаже помещения № 6 площадью 13,5 квадратных метров и помещения № 36 и 46 общей площадью 18,9 квадратных метров.
По мнению Прокурора, из договора аренды от «03» марта 2005 года следует, что в аренду Предпринимателю сданы помещения по № 6, 35, 36, 46 и пристрой (помещения № 47, 48, 49, 50).
Прокурор указал, что отказывается от остальных требований. Прокурор просит принять во внимание, что помещение № 36 по действующему техническому паспорту является помещением № 38, а помещение № 46 – является помещением № 39. Участвующие в судебном заседании Лица, ознакомлены с представленными Прокурором документами.
Департаментом имущественных отношений администрации города Тюмени представлен отзыв (без номера от «06» июля 2005 года). Участники ознакомлены с указанным отзывом.
Стороны и Третье лицо считают возможным рассмотреть спор по существу.
Руководствуясь статьями 41, 49, 52, 150, 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд считает, что отказ Прокурора от части исковых требований является распорядительным действием, которое названное Лицо вправе совершить до принятия судебного акта, которым закончится в данном случае рассмотрение дела в суде первой инстанции; Суд считает, что отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц. Отказ Прокурора от части исковых требований Судом принимается, производство по делу в названной части подлежит прекращению.
Истец поддержал требования по основаниями, изложенным в исковом заявлении и дополнении. Истец утверждает, что договор аренды от «03» марта 2005 года № 03518977 противоречит действующему законодательству и подлежит признанию недействительным в части сдачи в аренду помещений под № 6, площадью 13,5 квадратных метров и помещений № 36 и 46 общей площадью 18,9 квадратных метров. Истец считает, что решение органа местного самоуправления города Тюмени о переводе жилых помещений в нежилые в общежитии по ул. (пр.) Геологоразведчиков, 2 отсутствует. Прокурор считает, что перевод жилых помещений в нежилые в результате реконструкции не возможен. Истец считает, что в полномочия заместителя Главы города Пуставита И.Т. утвердившего Распоряжением от «30» декабря 2004 года № 7439 акт приёмки законченного реконструкцией 5-ти этажного, кирпичного жилого строения (общежития) по ул. Геологоразведчиков, 2, не входит принятие решений об изменении статуса объектов недвижимости в жилищной сфере. Прокурор считает, что Распоряжение заместителя Главы города Пуставита И.Т. об утверждении акта приёмки в эксплуатацию общежития не является решением органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое; технический паспорт от «05» марта 2005 года в котором спорные жилые помещения указаны как нежилые в отсутствие решения органа местного самоуправления об изменении статуса объекта недвижимости в жилищной сфере также, по мнению Истца, не может подтверждать перевод спорного жилого помещения в нежилое.
Истец квалифицировал требования статьями 1, 4 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», статьями 167, 168, 288 ГК РФ, статьями 7, 23, 92, 94 ЖК РСФСР, пунктом 38 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от «01» июля 1996 года № 6/8.
Третье лицо считает иск подлежащим удовлетворению.
Ответчики с исковыми требованиями не согласны, считают их не подлежащими удовлетворению.
Департамент имущественных отношений администрации города Тюмени в отзыве от «06» июля 2005 года указал, что в 2004 года была проведена реконструкция строения. Ответчик ссылается на ВСН 61-89, указывает, что под реконструкцией жилого дома понимается – комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома или его назначения. Департамент считает, что в результате проведения реконструкции здания по пр. Геологоразведчиков, 2 в эксплуатацию было введено жилое строение по пр. Геологоразведчиков, 2 с нежилыми помещениями на первом, втором, третьем и части четвёртого и пятого этажах. Ответчик считает, что спорные помещения являются нежилыми, в результате утверждения Распоряжением администрации города Тюмени № 7439 от «30» декабря 2004 года акта приёмки законченного реконструкцией жилого строения (общежития) с нежилыми помещениями по адресу: пр. Геологоразведчиков, 2; ФГУП «Ростехинвентаризация» был изготовлен технический паспорт здания по пр. Геологоразведчиков, 2, в соответствии с которым, по мнению Ответчика, помещения первого этажа являются нежилыми. Департамент имущественных отношений администрации города Тюмени просит в иске отказать.
МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» поддержало позицию Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени.
Предприниматель ФИО1 отзыв на исковое заявление не представила, устно пояснила, что согласна с позицией остальных Ответчиков.
Лица, участвующие в деле, подтвердили, что представили все имеющиеся у них доказательства, относящиеся к предмету спора, заявили, что дополнительных доказательств представлять, не намерены, от выступлений в прениях и реплик отказались.
Руководствуясь частью 2 статьи 9, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 64, статьей 65, частями 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав пояснения и возражения Лиц, присутствующих в заседании, представляющих Истца, Ответчиков и Третье лицо о представленных ими доказательствах, существе и основаниях заявленных требований и возражений, непосредственно, полно, объективно и всесторонне исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, Суд считает, что принятые к производству и рассматриваемые по существу в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Гражданское и Арбитражное процессуальное законодательства Российской Федерации, определяют задачи судопроизводства и возможность судебной защиты в зависимости от наличия нарушения или оспаривания гражданских прав заинтересованного лица. В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом; защита гражданских прав осуществляется путем признания сделки недействительной; признанием недействительным акта государственного органа. Выбор способа защиты права результат частного усмотрения заинтересованного лица. В предмет доказывания по делу входит выяснение вопроса о том, на защиту какого нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса направлен иск. Истец обязан определить и обосновать в исковом заявлении наличие у него основанных на законе, субъективных, гражданских прав, нарушенных либо оспариваемых Ответчиками.
В соответствии со статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В соответствии с пунктом 32 Постановления ВС РФ № 6 ВАС РФ № 8 от «01» июля 1996 год ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166).
Критерием недействительности (ничтожной сделки) выступает несоответствие условия (условий) сделки требованиям правового акта. Недействительность сделки может быть вызвана включением в нее условий, прямо запрещенных правовыми нормами либо противоречащих им.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Требование о применении последствий недействительности сделки направлено на восстановление правового титула заинтересованного лица, утраченного в связи с совершением и исполнением недействительной сделки; следовательно, заинтересованное лицо обязано доказать наличие у него утраченного титула на момент предшествовавший совершению недействительной сделки.
Пленумы Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 38 Постановления № 6/8 от «01» июля 1996 года разъяснили, что сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иным, не связанным с проживанием граждан, использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие Кодекса, являются ничтожными по основаниям, предусмотренным статьей 168 (статья 288).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии со статьями 7, 9 Жилищного кодекса РСФСР, статьями 1, 4, 5, 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенных для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.
Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений. Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается. Перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается. В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению органов, указанных в статье 8 настоящего Кодекса. Перевод жилых домов и жилых помещений ведомственного и общественного жилищного фонда в нежилые производится по предложениям соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и центральных органов общественных организаций.
В соответствии со статьями 6, 12 Закона Тюменской области от «05» июля 2000 года № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области» к специализированным домам относятся: общежития. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают на территории муниципального образования исполнение федеральных и областных законов, регулирующих жилищные отношения, и принимают на их основе соответствующие правовые акты. Органы местного самоуправления на территории муниципального образования осуществляют: перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые, перевод нежилых помещений в жилые, исключение из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений муниципального и частного жилищного фондов.
Постановлением Губернатора Тюменской области от «02» ноября 2001 года № 409 «О порядке изменения статуса объектов недвижимости в жилищной сфере» определены понятия жилое помещение - жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры, комната отвечающие стандартам и техническим требованиям и предназначенная для проживания людей; нежилое помещение - строение, часть жилого дома, часть квартиры, не предназначенные для проживания людей; муниципальный жилищный фонд- жилищный фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений. Пунктами 2.1., 2.2., 3.1., 3.2., 3.3., 4.6. указанного Постановления установлено, что изменение статуса помещений и зданий в жилищной сфере включает в себя: перевод жилых домов (зданий) в нежилой фонд; перевод жилых помещений в жилых домах (зданиях) и нежилых строениях в нежилой фонд; Изменение статуса объектов недвижимости в жилищной сфере производится: по муниципальному и частному жилищному фонду - распоряжением органов местного самоуправления на основании решения межведомственной комиссии муниципального образования (территориальной). Основаниями изменения статуса здания (помещения) являются: заявление собственника или его представителя; соблюдение условий и требований, установленных настоящим Положением; решение межведомственной комиссии, утвержденное распоряжением органа исполнительной власти области или распоряжением органа местного самоуправления (в соответствии с подпунктом 2.2 настоящего положения). Условиями изменения статуса объектов недвижимости являются: признание жилых зданий (помещений) непригодными для проживания до устранения причин, обусловливающих непригодность; признание жилых зданий (помещений) непригодными для постоянного проживания; целесообразность, в исключительных случаях, изменения функционального назначения жилых помещений, жилых домов (зданий) в целях улучшения жилищно-коммунального обслуживания населения, получения дополнительных средств для расширенного воспроизводства жилищного фонда и реализации государственных программ. Перевод жилых помещений в жилых домах (зданиях) с целью размещения в них офисов или использования для предпринимательской деятельности может осуществляться только на первых этажах многоэтажных строений, расположенных вдоль магистралей и уличных проездов. Внутри кварталов допускается изменение статуса жилых помещений в жилых домах (зданиях), обоснованное необходимостью размещения указанного объекта для развития инфраструктуры данного района. Статус здания, помещения считается измененным с момента внесения соответствующих записей в правоустанавливающие документы и технический паспорт.
Пунктами 12, 15, 16 Примерного положения об общежитиях установлено, что проживающие в общежитии рабочие, служащие, студенты, учащиеся, а также другие граждане имеют право: пользоваться предоставленной жилой площадью, помещениями культурно-бытового и иного назначения, требовать обеспечения мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем общежития, коммунально-бытовыми услугами, а также сохранности принадлежащего им имущества. Администрация общежития обязана обеспечить: создание необходимых жилищно-бытовых условий для проживающих в общежитии; организацию работы по идейно-политическому и нравственному воспитанию проживающих в общежитии. Администрация объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения обязана: обеспечивать при строительстве и переоборудовании общежитий создание необходимых жилищно-бытовых условий, а также условий для культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; предусматривать в необходимых случаях выделение помещения для организации в общежитии в установленном порядке столовых, буфетов, оснащение их по действующим нормам торгово-технологическим оборудованием, мебелью и посудой, а также помещений для предприятий бытового обслуживания.
При исследовании доказательств Судом установлено следующее.
Решением Исполнительного комитета Тюменского городского Совета депутатов трудящихся № 161-н от «29» апреля 1967 года Тресту Тюменьгазстрой разрешено строительство пятиэтажного общежития на 515 человек в районе квартала геологов по ул. Мельникайте (лист дела № 26).
Здание общежития на 515 мест по улице Геологоразведчиков, 2 принято в эксплуатацию; акт от «27» ноября 1969 года утверждён решением Тюменского горсовета депутатов трудящихся № 482 от «22» декабря 1969 года (листы дела № 28 – 30). Указанное здание общежития передано в муниципальную собственность города Тюмени, что подтверждается Распоряжением Администрации города Тюмени № 1234 от «26» мая 1995 года (листы дела № 31, 32).
Суд считает, что здание, в котором находятся спорные помещения с момента ввода в эксплуатацию и до настоящего момента имеет статус общежития.
Департаментом имущественных отношений администрации города Тюмени, МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» (Балансодержатель) и Предпринимателем ФИО1 заключён договор № 03518977 от «03» марта 2005 года аренды нежилого помещения, расположенного на первом этаже, по адресу: <...>, площадью 108,7 квадратных метров. Помещение передано в целях размещения закусочной; договор действует с «01» января 2005 года по «30» декабря 2005 года (листы дела № 35 – 38). Лица, участвующие в деле не оспаривают факт заключения указанного договора аренды, а также фактическую передачу в пользование Предпринимателю ФИО1 спорных помещений на основании указанной Сделки.
Стороны и Третье лицо не оспаривают функциональное назначение здания, расположенного по адресу: <...> – общежитие.
Из письменного ответа МУ «ТГИК» (№ 5953 от «05» октября 2004 года) следует, что документов по переводу жилых помещений в нежилые в МУ «ТГИК» нет (лист дела № 46). В ответах № 6706 и № 6708 от «01» октября 2004 года Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени указано, что в муниципальную собственность объект был передан со встроенными нежилыми помещениями; документов о смене статуса помещений представлено не было (листы дела № 47, 49). ОАО «Тюменгазстрой» в письме № 832 от «04» октября 2004 года указало, что оформление смены статуса жилых помещений на нежилые не проводилось (лист дела № 50).
ФГУП «Ростехинвентаризация» филиал по городу Тюмени в письме № 3301 от «07» октября 2004 года сообщило о том, что документы, подтверждающие статус объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> в органы технической инвентаризации не представлялись (лист дела № 52).
В деле имеется письмо № 3602 от «02» июля 2004 года Администрации города Тюмени о выделении в 2004 году денежных средств на проведение капитального ремонта общежития по улице Геологоразведчиков, дом 2 (лист дела № 65).
Прокурором представлена копия подписанного Ответчиками плана по состоянию на 4.02.2000 г., на котором выделены (обозначены) переданные в аренду на основании спорного договора помещения № 6, № 35, № 36, № 46, № 47, № 48, № 49, № 50.
ФГУП «Ростехинвентаризация» по запросу Прокуратуры Тюменской области представлены копии страниц технического паспорта на объект градостроительной деятельности, расположенный по адресу: <...>, изготовленного на дату технической инвентаризации - «17» июля 2003 года, копии экспликации и поэтажных планов указанного объекта, изготовленные на дату технической инвентаризации от «20» октября 1969 года.
Представлены копии Распоряжений Администрации города Тюмени № 6187 от «17» ноября 2004 года и № 6851 от «15» декабря 2004 года «О разрешении МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» разработки проекта реконструкции 5-ти этажного кирпичного строения (общежития) по проезду Геологоразведчиков, 2»; № 7028 от «17» декабря 2004 года «О реконструкции здания, расположенного по адресу: проезд Геологоразведчиков, 2» № 7439 от «30» декабря 2004 года «Об утверждении акта приёмки законченного реконструкцией жилого строения (общежитие) с нежилыми помещениями, по адресу: <...>; муниципального контракта № МККР-113 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, в соответствии с которым ТМУП «УК по ЖКХ «Юг» согласился выполнить комплекс работ по реконструкции жилого дома по адресу пр. Геологоразведчиков, дом 2: монтаж пожарной сигнализации, ремонт электроосвещения, капитальный ремонт кровли.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Распоряжением Администрации города Тюмени № 7439 от «30» декабря 2004 года утверждён акт приёмки законченного реконструкцией 5-этажного кирпичного жилого строения (общежитие), общей полезной площадью 3895 квадратных метров: жилые помещения № 87, 89, 93, 95 – 112, 123 – 148, с местами общего пользования, на четвёртом и пятом этажах, общей площадью 1082,1 квадратных метров, жилой площадью 750,1 квадратных метров; нежилые помещения на первом, втором, третьем, четвёртом и пятом этажах, общей полезной площадью 2 813,5 квадратных метров, по адресу: <...> (застройщик МУ «Тюменское городское имущественное казначейство»).
В деле имеется заверенная копия технического паспорта домовладения, проезд Геологоразведчиков, дом 2, составленного ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на «05» марта 2005 года, в соответствии с которым спорными являются помещения № 6, 38, 39 (листы дела № 80 – 100). Лица, участвующие в деле не оспаривают фактический состав и состояние спорных помещений, установленное указанным документом.
Основываясь на изложенном, Суд считает возможным сделать следующие выводы.
Спорные помещения переданы Предпринимателю ФИО1 для осуществления предпринимательской деятельности (размещения закусочной) на основании договора аренды № 03518977 от «03» марта 2005 года.
Спорные помещения находятся в здании, введённом в эксплуатацию в качестве общежития и являющемся таковым до настоящего момента времени. Суд считает, что Ответчики не представили состоятельных сведений свидетельствующих об изменении назначения спорных объектов.
В установленном нормативными актами порядке перевод спорных помещений в нежилые не произведён.
Суд не принимает указание Ответчиков на реконструкцию здания общежития как на основание перевода спорных помещений в нежилые.
Суд считает, что указанная Ответчиками реконструкция не создала оснований для использования спорных помещений в целях предпринимательской деятельности.
В соответствии с Постановление СМ РСФСР от 11 августа 1988 года № 328, общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами. Таким образом, Суд считает, что вся совокупность помещений находящихся в здании – общежития предназначена для указанного использования. Спорные помещения являются частью общежития и должны использоваться исключительно для указанной цели.
Суд в целом не принимает аргументацию Ответчиков, приведённую в качестве возражений, считая её не соответствующей императивным требованиям законодательства, действовавшего на момент времени совершения спорной Сделки.
Основываясь на изложенном, руководствуясь статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, Суд считает, что Договор аренды от «03» марта 2005 года № 03518977, заключённый Департаментом имущественных отношений администрации города Тюмени, МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» и Предпринимателем ФИО1, в части предоставления в аренду помещений № 6, 36 и 46 является недействительным – ничтожным. Учитывая сведения, содержащиеся в действующем техническом паспорте домовладения, составленном по состоянию на «05» марта 2005 года, Суд считает необходимым применить последствия недействительности ничтожной Сделки, обязав Предпринимателя ФИО1, возвратить Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени (Муниципальному учреждению «Тюменское городское имущественное казначейство») занимаемые на первом этаже помещения (согласно действующему техническому паспорту, составленном ФГУП «Ростехинвентаризация» на «05» марта 2005 года) № 6, № 38 (ранее 36) и № 39 (ранее 46) в общежитии по проезду Геологоразведчиков, 2 в городе Тюмени.
Заявленные требования в соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат оплате государственной пошлиной в размере 4 000 рублей. Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 101, 102, 103, 110, 112 АПК РФ, Суд считает, что Прокурор и Департамент имущественных отношений администрации города Тюмени, выступающий в качестве органа местного самоуправления, освобождены от уплаты государственной пошлины. Суд рассматривает Департамент имущественных отношений администрации города Тюмени и МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» в качестве стороны спорной Сделки выполняющей функции арендодателя. Государственная пошлина в размере 2 000 рублей - пропорциональном удовлетворённому требованию, а также с учётом освобождения Департамента от ее уплаты, подлежит взысканию с Предпринимателя ФИО1 в доход Федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 41, 101, 110, 112, 150, 151, 167, 168, 169, 170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
РЕШИЛ:
Принять отказ Прокурора от части первоначально заявленных исковых требований; производство по делу в указанной части прекратить.
Иск удовлетворить. Признать недействительным – ничтожным Договор аренды от «03» марта 2005 года № 03518977, заключённый Департаментом имущественных отношений администрации города Тюмени, МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» и Предпринимателем ФИО1, в части предоставления в аренду помещений № 6, 36 и 46. Предпринимателю ФИО1, возвратить Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени (Муниципальному учреждению «Тюменское городское имущественное казначейство») занимаемые на первом этаже помещения (согласно действующему техническому паспорту, составленном ФГУП «Ростехинвентаризация» на «05» марта 2005 года) № 6 / шесть, № 38 / тридцать восемь (ранее 36) и № 39 / тридцать девять (ранее 46) в общежитии по проезду Геологоразведчиков, 2 в городе Тюмени.
Взыскать с Предпринимателя ФИО1 в доход Федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления Решения в законную силу.
Решение Суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Решение Суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Апелляционную инстанцию Арбитражного суда Тюменской области. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия Постановления Апелляционной инстанцией.