ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-4147/2018 от 10.05.2018 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-4147/2018

15 мая 2018 года

резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2018 года

решение в полном объеме изготовлено 15 мая 2018 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым»

к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным решения, выраженного в письме от 01.02.2018 № 59-Г/1130, об отказе в согласовании продления временной приостановки скважин газовых эксплуатационных №№ 5111, 5112, 5113, 5114 куста газовых скважин № 51 УКПГ-1 Бованенковского НГКМ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шошиной Е.Ю.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Журавлев В.В. по доверенности от 02.04.2018, Мишарина М.А. по доверенности от 29.12.2017,

от ответчика – Миляева Н.С. по доверенности от 12.01.2018,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик, Ростехнадзор) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 01.02.2018 № 59-Г/1130, об отказе в согласовании продления временной приостановки скважин газовых эксплуатационных №№ 5111, 5112, 5113, 5114 куста газовых скважин № 51 УКПГ-1 Бованенковского НГКМ.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, указанным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, письмом от 18.12.2017 № 11/240¬11296 общество обратилось в Ростехнадзор за получением согласования на продление временной приостановки скважин газовых эксплуатационных №№5111,5112,5113,5114 куста газовых скважин № 51 УКПГ-1 Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения до ввода их в эксплуатацию. Причина временной остановки - строительство системы сбора и подготовки добываемой жидкости.

Письмом от 01.02.2018 № 59-Г/1130 Ростехнадзора в выдаче согласования было отказано по причине отсутствия вышеуказанных скважин в Государственном реестре опасных производственных объектов.

Общество считает решение ответчика об отказе в согласовании продления временной приостановке скважин №№ 5111, 5112, 5113, 5114 незаконным, неообоснованным и подлежащим отмене.

Возражая против заявленных требований, ответчик полагает, что к скважинам, которые не закончены строительством не могут применяться правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 №101 (далее – Правила №101), в частности положения по приостановлению скважин, поскольку скважины находятся н этапе незавершенного строительства, не введены в эксплуатацию и не внесены в государственный реестр ОПО, считает, что в данном случае скважины подлежат консервации.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

Аналогичные требования содержится в пункте 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённые Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495, в частности для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра.

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Консервация скважин производится в процессе бурения, после его окончания и в процессе эксплуатации (п.1323 Правил №101).

Согласно пункту 1335 Правил №101 консервации подлежат все категории скважин по окончании бурения на срок до их передачи заказчику для дальнейшей организации добычи нефти, газа, эксплуатации подземных хранилищ, месторождений теплоэнергетических, промышленных минеральных и лечебных вод, закачки воды в соответствии с проектной документацией строительства системы сбора и подготовки нефти, газа, воды.

Согласно пункту 1327 Правил №101, временная приостановка скважин в связи с экономическими причинами (до строительства системы сбора и подготовки добываемой жидкости, отсутствие спроса на сырье, нерентабельность эксплуатации) может осуществляться без консервации на срок до 6 месяцев с последующим продлением по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора, при условии выполнения мероприятий по безопасному пользованию недрами, безопасности жизни и здоровью населения, охране окружающей среды на срок приостановки скважин.

Из приведенных выше норм, следует, что консервация скважин проводится при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев, в то время как временная приостановка скважин в связи с экономическими причинами может осуществляться без консервации на срок до 6 месяцев с последующим продлением по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора, при условии выполнения мероприятий по безопасному пользованию недрами, безопасности жизни и здоровью населения, охране окружающей среды на срок приостановки скважин.

В данном случае, работы по строительству скважин №№ 5111, 5112, 5113 были завершены 10.07.2017 (акт на монтаж угловых регулирующих клапанов от 10.07.2017). Актами от 10.07.2017 была оформлена временная приостановка скважин (до строительства системы сбора и подготовки добываемой жидкости). На момент проведения проверки шестимесячный срок временной приостановки не истёк.

Работы по бурению скважины № 5114 были завершены 08.05.2017 (акт испытания на герметичность фонтанной арматуры от 08.05.2017). При этом работы по временной приостановке скважины в соответствии с пунктом 2.9.2 ПД № 0119-2013-361-Э были завершены 10.07.2017 (оформлен Акт о временной приостановке скважины от 10.07.2017 по окончанию бурения в ожидании освоения).

На момент обращения в СУУ Ростехнадзора с заявлением, шестимесячный срок временной приостановки также не истёк.

Общество обратилось к ответчику за приостановлением скважины №№ 5111, 5112, 5113, 5114 в связи с экономическими причинами на срок до 6 месяцев.

Кроме того, заявитель пояснил, что в соответствии с Правилами безопасности № 101, Мероприятиями по обеспечению промышленной безопасности на период временной приостановки скважин, Обществом регулярно осуществляются мероприятия по безопасному пользованию недрами, безопасности жизни и здоровью населения, охране окружающей среды на временно приостановленных скважинах, а именно, регулярно производится контроль за состоянием скважин, что подтверждается приложенными Актами от 04.05.2017, 04.06.2017, 04.07.2017, 05.08.2017, 04.09.2017, 05.10.2017, 05.11.2017, 05.12.2017, 05.01.2018; скважины №№ 5111, 5112, 5113, 5114 будут введены в эксплуатацию сразу по завершении строительства системы сбора и подготовки газа (куст газовых скважин № 51), строительство которой ведется в настоящее время; ввод в эксплуатацию запланирован на 3-й квартал 2018 года, что подтверждается договором строительного подряда от 15.01.2016 № 01-02-27-2016-ЗП, заключенным между обществом и ООО «Стройгазконсалтинг».

Вопреки доводам ответчика, постановка на учет в государственном реестре опасных производственных объектов возможна только для введенных в эксплуатацию газовых скважин, в данном случае спорные скважины в эксплуатацию не вводятся.

Учитывая, что ответчиком не установлены факты отсутствия со стороны заявителя выполнения мероприятий по безопасному пользованию недрами, безопасности жизни и здоровью населения, охране окружающей среды на срок приостановки скважин, суд полагает, решение Ростехнадзора, выраженное письмом от 01.02.2018 № 59-Г/1130 об отказе в выдаче согласования по причине отсутствия вышеуказанных скважин в Государственном реестре опасных производственных объектов, является незаконным.

При таких обстоятельствах имеется основание для удовлетворения настоящего заявления.

Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выраженного в письме от 01.02.2018 № 59-Г/1130, об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым» в согласовании продления временной приостановки скважин газовых эксплуатационных №№ 5111, 5112, 5113, 5114 куста газовых скважин № 51 УКПГ-1 Бованенковского НГКМ.

Обязать Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым» путем повторного рассмотрения в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу вопроса о согласовании продления временной приостановки скважин газовых эксплуатационных №№ 5111, 5112, 5113, 5114 куста газовых скважин № 51 УКПГ-1 Бованенковского НГКМ.

Взыскать с Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Надым» судебные расходы в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.