Арбитражный суд Тюменской области
625000, г.Тюмень, ул. Хохрякова, 77
Именем Российской Федерации
г. Тюмень Дело № A70-4236/7-2007
«18» октября 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 18 октября 2007 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Дылдиной Т.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Дылдиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
с участием представителей:
от Общества с ограниченной ответственностью «Газ-фарма» (заявителя) – ФИО1 на основании доверенности от 13.08.2007 года,
от Инспекции ФНС России по г. Тюмени №4 (ответчика) – ФИО2 на основании доверенности № 2 от 19.04.2007 года,
от Инспекции ФНС России по г. Тюмени №2 (ответчика) – ФИО3 на основании доверенности от 01.10.2007 года,
от ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Тюмени (третьего лица) – ФИО4 на основании доверенности от 10.01.2007 года,
Представитель Инспекции №4 выразил несогласие с доводами Общества, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица – ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Тюменской области (далее по тексту – Управление) в судебном заседании поддержал позицию заявителя, считает, что требования полежат удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Определением от 13.09.2007 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Инспекция ФНС России по г. Тюмени №2 (далее по тексту – Инспекция №2)
В судебном заседании представитель Инспекции №2 выразил несогласие с заявленными требованиями, просит в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Кроме того, от заявителя поступило заявление об отказе от заявленных требований в части обязания Инспекции ФНС России по г. Тюмени №2 возвратить сумму взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 13 099,46 руб., поскольку 25.09.2007 года эта сумма 13099,46 руб. поступила на расчетный счет Общества.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ, заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Такой отказ от заявленных требований не противоречит законам, иным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи, с чем суд принимает отказ заявителя от заявленных требований в указанной части.
В связи с принятием отказа заявителя от заявленных требований в части обязания Инспекции ФНС России по г. Тюмени №2 возвратить сумму взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 13 099,46 руб., производство по делу в этой части подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п. 4 ч.1 ст. 150 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования в остальной части подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Инспекцию №4 с заявлением о возврате сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в размере 24311,44 руб.
Основанием для вынесения такого решения, по мнению Инспекции №4, явилось то, что страховые взносы не отвечают понятию налога и не являются составной частью единого социального налога, следовательно, правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в действующем законодательстве отсутствуют.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ формой образования и расходования фонда денежных средств для реализации указанной цели являются соответствующие бюджеты.
В силу статьи 18 Бюджетного кодекса РФ и статьи 1 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации в Российской Федерации», бюджетной классификацией является группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней.
Из приведенных норм права следует, что код бюджетной классификации - это цифровое обозначение группы доходов (расходов) бюджета.
Следовательно, правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств между бюджетами.
Факт наличия излишне уплаченных сумм страховых взносов Инспекцией №4 не оспаривается.
Материалами дела установлено, что страховые взносы были уплачены Обществом по неверному коду бюджетной классификации – 182102020030060000160. Сумма переплаты составила 24311,44 руб.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с Приложением 11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
При этом в примечаниях к Приложению 11.1 «Главные распорядители средств федерального бюджета администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации» указанного Закона определено, что администрирование поступлений по всем подстатьям и программам соответствующей статьи осуществляется администратором, указанным в группировочном коде бюджетной классификации. Бюджетные поступления под кодом № 182 1 02 02030 06 0000 160 относятся к группировочному коду 182 (Федеральная налоговая служба).
На основании подпункта 5 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан проводить мероприятия по зачёту или возврату излишне уплаченных сумм.
В соответствии с положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Суд, принимая во внимание наличие соответствующего заявления о возврате сумм, уплаченных по неверному коду бюджетной классификации, а также наличие полномочий налогового органа - администратора соответствующих страховых платежей, которые вытекают из положений Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации», считает, что в данном случае у налогового органа, в который обращалось Общество с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, отсутствовали основания для отказа в возврате.
Суд считает, что возврат излишне уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд РФ может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ и в данном случае у налогового органа, в который обращалось Общество с соответствующей просьбой, отсутствовали основания для отказа в возврате.
На основании изложенного, суд считает необходимым обязать Инспекцию №4 возвратить Обществу излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 24 311,44 руб.
В соответствии со статьями 101, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в сумме 972,45 руб. подлежит взысканию с Инспекции №4 в пользу заявителя, в сумме 1027,54 руб. – возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, пункту 3 статьи 110, п. 4 ч.1 ст. 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Обязать ИФНС России по г. Тюмени №4 возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Газ-фарма» (ОГРН <***>, место нахождения: <...>) излишне уплаченные взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме 24 311,44 руб.
В части обязания ИФНС России по г. Тюмени №2 возвратить сумму взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 13 099,46 руб. производство по делу прекратить.
Взыскать с ИФНС России по г. Тюмени №4 в пользу ООО «Газ-фарма» расходы по госпошлине в сумме 972,45 руб.
Возвратить ООО «Газ-фарма» из федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 1 027,54 руб.
Исполнительный лист, справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (даты изготовления) в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.А. Дылдина