Арбитражный суд Тюменской области
625000, г.Тюмень, ул. Хохрякова, 77
Именем Российской Федерации
г. Тюмень Дело № A70-4264/7-2007
«10» октября 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 10 октября 2007 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Дылдиной Т.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Дылдиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
с участием представителей:
от индивидуального предпринимателя ФИО1 (заявителя) – ФИО1 свидетельство серии 72 № 001374405 от 26.11.2004 года,
от Инспекции ФНС России по г. Тюмени №4 (ответчика) – ФИО2 на основании доверенности №9 от 14.11.2006 года,
от ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Тюмени (третьего лица) – не явились, извещены,
установил:
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Инспекции выразил несогласие с доводами предпринимателя, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица – ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (далее по тексту – Управление) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От Управления поступило заявление, в котором третье лицо просит рассмотреть дело в из отсутствие, заявленные требования признает в полном объеме.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствии представителя извещенного надлежащим образом третьего лица.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратилась в Инспекцию с заявлением о возврате сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 3 271,35 руб.
Основанием для вынесения такого решения, по мнению Инспекции, явилось то, что страховые взносы не отвечают понятию налога и не являются составной частью единого социального налога, следовательно, правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в действующем законодательстве отсутствуют.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ формой образования и расходования фонда денежных средств для реализации указанной цели являются соответствующие бюджеты.
В силу статьи 18 Бюджетного кодекса РФ и статьи 1 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации в Российской Федерации», бюджетной классификацией является группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней.
Из приведенных норм права следует, что код бюджетной классификации - это цифровое обозначение группы доходов (расходов) бюджета.
Следовательно, правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств между бюджетами.
Факт наличия излишне уплаченных сумм страховых взносов Инспекцией не оспаривается.
В январе 2006 года при проведении совместной сверки расчетов было установлено, что страховые взносы были уплачены предпринимателем по неверному коду бюджетной классификации – на предпринимателя как на плательщика фиксированных платежей. Сумма переплаты составила 1500 руб. и 1771,35 руб. как излишне перечисленная сумма по решению арбитражного суда, подлежащая возврату.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с Приложением 11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
При этом в примечаниях к Приложению 11.1 «Главные распорядители средств федерального бюджета администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации» указанного Закона определено, что администрирование поступлений по всем подстатьям и программам соответствующей статьи осуществляется администратором, указанным в группировочном коде бюджетной классификации. Бюджетные поступления под кодом № 182 1 02 02030 06 1000 160 относятся к группировочному коду 182 (Федеральная налоговая служба).
На основании подпункта 5 части 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан проводить мероприятия по зачёту или возврату излишне уплаченных сумм.
В соответствии с положениями статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Суд, принимая во внимание наличие соответствующего заявления о возврате сумм, уплаченных по неверному коду бюджетной классификации, а также наличие полномочий налогового органа - администратора соответствующих страховых платежей, которые вытекают из положений Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации», считает, что в данном случае у налогового органа, в который обращался предприниматель с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, отсутствовали основания для отказа в возврате.
Суд считает, что возврат излишне уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд РФ может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ и в данном случае у налогового органа, в который обращался предприниматель с соответствующей просьбой, отсутствовали основания для отказа в возврате.
На основании изложенного, суд считает необходимым обязать Инспекцию возвратить предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 3271,35 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1000 руб., на накопительную часть – 2271,35 руб.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина в сумме 131 руб. подлежит взысканию с Инспекции в пользу заявителя, в сумме 369 руб. – в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, пункту 3 статьи 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Обязать ИФНС России по г. Тюмени №4 возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 271,35 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1 000 руб., на накопительную часть – 2 271,35 руб.
Взыскать с ИФНС России по г. Тюмени №4 в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по госпошлине в сумме 131 руб., в доход федерального бюджета - 369 руб. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (даты изготовления) в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.А. Дылдина