АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-4299/2011
«1» июля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 01 июля 2011 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ярославцевой С.В., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению
Открытого акционерного общества «Автотранспортная компания № 15» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 3
об оспаривании в части решения № 16179754 от 24.01.2011,
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 22.06.2011, ФИО2 – директор на основании протокола № 02/2010 от 19.08.2010,
от ответчика – ФИО3 на основании доверенности от 09.03.2011,
установил:
ОАО «АТК-15» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по г.Тюмени № 3 (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительным в части решения № 16179754 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.01.2011.
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в 2010 г. проведена выездная налоговая проверка деятельности заявителя. По окончании проверки составлен акт № 06-34/42 дсп от 10.12.2010, в котором отражены выявленные при проверке нарушения налогового законодательства со ссылками на соответствующие документы.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией вынесено оспариваемое в части решение № 16179754 от 24.01.2011, которым заявитель, в том числе, привлечен к налоговой ответственности за неуплату земельного налога по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 203 918,40 руб. Также оспариваемым в части решением заявителю предложено уплатить земельный налог в сумме 3 058 776 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 699 111,39 руб., а также он
Основанием для принятия решения в указной части послужил вывод Инспекции о неуплате Обществом земельного налога за 2007, 2008 и 2009 гг. за земельный участок, расположенный по адресу: г. Тюмень, Старый Тобольский тракт (Восточный пром.узел) под существующей АЗС, площадью 17 000 кв.м, предоставленный заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Не согласившись с принятым решением Инспекции в указанной части, заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области. По результатам рассмотрения жалобы заявителя Управлением Федеральной налоговой службы по Тюменской области было вынесено решение № 0277 от 25.04.2011 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции в оспариваемой части не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Свою позицию обосновывает отсутствием объекта налогообложения, поскольку межевание земельного участка не производилось, и сведения о нем не внесены в Единый государственный реестр земель.
Также, по мнению заявителя, отсутствует налогооблагаемая база, поскольку кадастровая стоимость земельного участка не определена, а нормативная цена земли на 2007-2009 год не устанавливалась.
Возражая против заявленных требований в отзыве, Инспекция основывает свою позицию на выводах, изложенных в решении УФНС России по Тюменской области № 0277 от 25.04.2011.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Материалами дела установлено, что за заявителем было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по адресу: г.Тюмень, Старый Тобольский тракт (Восточный пром.узел), под существующую АЗС, площадью 17 000 кв.м., что подтверждается свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования землей № 93 от 10.02.1993, выданным земельным комитетом Администрации г.Тюмени.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ (в действовавшей в проверяемом периоде редакции), налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признавались организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Заявителем, в нарушение указанных норм, земельный налог за названный выше земельный участок не исчислялся и не уплачивался, что заявителем не оспаривается и не отрицается.
Судом не принимаются доводы заявителя об отсутствии объекта налогообложения и налоговой базы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса). В силу статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 122-ФЗ определено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом № 122-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Учитывая изложенное, если земельный участок предоставлен организации на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, то данная организация должна признаваться налогоплательщиком земельного налога в отношении такого земельного участка вне зависимости от государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее – Постановление от 23.07.2009 № 54) судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Следовательно, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Пунктами 1 и 2 статьи 390 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Действовавший ранее Закон Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», утратил силу с 1 января 2006 года (статья 2 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ), за исключением статьи 25, в которой содержится определение нормативной цены земли.
Согласно составленному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области акту № 54 установления нормативной цены земельного участка по адресу: г.Тюмень, Старый Тобольский тракт (Восточный пром.узел), принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, нормативная цена указанного земельного участка по состоянию на 2005 г. определена в размере 135 945 600 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ Земельного кодекса предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявитель должен был уплачивать земельный налог за указанный выше земельный участок, при этом рассчитать свои налоговые обязательства заявитель был вправе в соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», исходя из последней установленной нормативной цены земли, поскольку кадастровая стоимость земли в проверяемом периоде.
При этом доводы заявителя о том, что он не должен был уплачивать земельный налог за принадлежащий ему земельный участок по причине того, что нормативная цена земли не была установлена на 2007, 2008, 2009 годах судом не принимаются как противоречащие норме права, установленной в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ (в действовавшей в проверяемом периоде редакции).
Так же судом учтено, что права заявителя не нарушены тем, что Инспекцией земельный налог за 2007, 2008, 2009 годы рассчитан, исходя из нормативной стоимости земли, установленной по состоянию на 2005 год, поскольку это был единственный и последний установленный перед проверяемым периодом однозначно определенный показатель, который мог быть использован для расчета земельного налога в данном случае.
Судом также не принимаются доводы заявителя, основанные на его внутренних приказах № 49 от 28.11.2000 № 45 от 17.12.2000, а также акте № 1 на списание основных средств от 06.12.2000, поскольку данные документы не освобождают заявителя от уплаты земельного налога.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Инспекцией правомерно сделан вывод о том, что заявитель является плательщиком земельного налога в проверяемых периодах в отношении земельного участка по адресу: <...> а также обоснованно произведен расчет земельного налога, исходя из нормативной цены по состоянию на 2005 г.
На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Безиков О.А.