ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-4314/08 от 21.07.2008 АС Тюменской области

Арбитражный суд Тюменской области

625000, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 77

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-4314/24-2008

«23» июля 2008 г. Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2008 года.Решение в полном объеме изготовлено 23 июля 2008 года.   Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Прокопова А.В., при ведении протокола судьей Прокоповым А.В., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам

к арбитражному управляющему Фадееву Александру Андреевичу

о привлечении к административнойответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Вишнякова Е.А., на основании доверенности от 17.03.2008 г.;

от ответчика: Фадеев А.А., лично;

установил:

  Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Фадеева Александра Андреевича к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ (л.д. 2-6).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объемеи ходатайствовал о привлечении арбитражного управляющего Фадеева А.А. к административной ответственности за совершение им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении № 00197208 от 04.07.2008 г.

Ответчик с заявлением согласен, письменный отзыв не представил.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд считает, что заявление о привлечении ответчика к административной ответственности обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

По результатам проведенной проверки в отношении ответчика, в соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, должностным лицом Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам составлен протокол об административном правонарушении от 04.07.2008 г. № 00197208 о наличии в действиях ответчика признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ (л.д. 10-14).

В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, административные правонарушения, совершенные юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, предусмотренные статьей 14.23 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов.

На основании ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с п. 2 ст. 22 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 28.1 КоАП РФ, проверка деятельности арбитражных управляющих входит в обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а к компетенции регулирующего органа относится проведение проверок деятельности саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих. Должностное лицо регулирующего органа составляет протокол об административном правонарушении, совершенном арбитражным управляющим, либо выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Кроме того, на основании п. 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее Порядок), Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25.12.2006 г. № 380 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной регистрационной службы, принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее Административный регламент).

Подпунктом 2 п. 5 Административного регламента предусмотрено, что Федеральная регистрационная служба (ее территориальные органы) проводит проверки и принимает по их результатам меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении арбитражных управляющих на предмет наличия в их действиях признаков административных правонарушений, предусмотренных, в том числе, статьей 14.23 КоАП РФ (осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом).

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных самоуправляющих, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.12, ч. 1 – 3 ст. 14.13, ст. 14.23, ч 1 ст. 19.4, ч 1 ст. 19.15, ст. 19.6 и 19.7 Кодекса, если административные правонарушения совершены арбитражными управляющими.

В г. Тюмени территориальным органом Федеральной регистрационной службы является Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам (далее по тексту – Управление).

Материалами дела установлено, что ответчик – Фадеев А.А., зарегистрирован в качестве предпринимателя, является членом Некоммерческого партнерства «Сибирская гильдия антикризисных управляющих».

В соответствии с абз. 19 ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

На основании п. 4 ст. 29 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и самих арбитражных управляющих, возложен на регулирующий орган.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 г. № 52, регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба, которая своим приказом о должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих от 16.03.2005 г. № 22, утвердила перечень должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих (л.д. 19-20).

Приказом Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам № 519 от 25.03.2008 г. утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих (л.д. 15-18).

Таким образом, судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 04.07.2008 г. № 00197208 составлен уполномоченным должностным лицом, в пределах компетенции предоставленной Федеральной регистрационной службе.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.04.2008 г. по делу № А70-1410/24-2008 арбитражный управляющий Фадеев Александр Андреевич, 03.08.1956 года рождения, уроженец с. Окунево Бердюжского района Тюменской области, проживающий по адресу: с. Яровское Казанского района Тюменской области ул. Береговая 62 (ИНН 721801473115), привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде дисквалификации сроком на один год (л.д. 22-25).

Данное решение вступило в законную силу 07.05.2008 г.

01.07.2008 г. при ознакомлении с делом № А70-1410/24-2008 специалистом Управления было установлено, что решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.04.2008 г. получено Фадеевым А.А. 29.04.2008 г. лично, что подтверждается почтовой карточкой, апелляционная жалоба в установленный законодательством срок не была подана. Следовательно, арбитражный управляющий Фадеев А.А. лишен права заниматься предпринимательской деятельностью в сфере антикризисного управления в течение одного года с 07.05.2008 г.

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

В соответствии с п. 2 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника. Руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. Таким образом, из смысла указанной нормы Управление сделало вывод, что управление юридическим лицом во время процедуры конкурсного производства возлагается на арбитражного управляющего. Следовательно, исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего при проведении процедуры конкурсного производства (ст. 13, ст. 124, ст. 143 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), является управлением юридическим лицом, что подтверждается судебной практикой.

При ознакомлении с материалами дела № А70-2912/3-2007 о несостоятельности (банкротстве) СПК «Комиссаровский» Управлением было установлено, что арбитражным управляющим Фадеевым А.А. в Арбитражный суд Тюменской области 18.06.2008 г. представлено ходатайство о принятии документов о проведении очередного собрания кредиторов СПК «Комиссаровский». Согласно уведомлениям, направленным кредиторам СПК «Комиссаровский», определена дата проведения собрания кредиторов – 16.06.2008 г. Кроме того, согласно протоколу собрания кредиторов от 16.06.2008 г., на данном собрании кредиторов СПК «Комиссаровский» был рассмотрен вопрос – «Отчет конкурсного управляющего о проделанной работе за период с 14.04.2008 г. по 14.06.2008 г.», что подтверждается протоколом собрания кредиторов СПК «Комиссаровский» от 16.06.2008 г. и отчетом конкурсного управляющего о своей деятельности от 16.06.2008 г. (л.д. 29-31, 40-52, 54-56, 58-59).

Кроме того, согласно определению Арбитражного суда Тюменской области от 20.06.2008 г., Фадеевым А.А. в арбитражный суд представлено ходатайство о продлении процедуры конкурсного производства СПК «Комиссаровский».

При ознакомлении с материалами дела № А70-660/3-2007 о несостоятельности (банкротстве) ООО «Север» Управлением было установлено, что арбитражным управляющим Фадеевым А.А. в Арбитражный суд Тюменской области 18.06.2008 г. представлено ходатайство о принятии документов о проведении очередного собрания кредиторов ООО «Север». Согласно уведомлениям, направленным кредиторам ООО «Север», определена дата проведения собрания кредиторов – 17.06.2008 г. Кроме того, согласно протоколу собрания кредиторов от 17.06.2008 г., на данном собрании кредиторов ООО «Север» был рассмотрен вопрос – «Отчет конкурсного управляющего о проделанной работе», что подтверждается протоколом собрания кредиторов ООО «Север» от 17.06.2008 г. и отчетом конкурсного управляющего о своей деятельности от 17.06.2008 г. (л.д. 26-28, 35-39, 53, 57).

Кроме того, согласно определению Арбитражного суда Тюменской области от 20.06.2008 г. по делу № А70-660/3-2007, Фадеевым А.А. в Арбитражный суд представлено ходатайство о завершении процедуры конкурсного производства в отношении ООО «Север» (л.д. 60).

Таким образом, арбитражный управляющий Фадеев А.А., не смотря на дисквалификацию, продолжал осуществлять обязанности конкурсного управляющего предприятий должников – СПК «Комиссаровский» и ООО «Север».

В совершенном противоправном деянии Фадеева А.А. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ – осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает установленным факт совершения арбитражным управляющим Фадеевым А.А. административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ.

Статья 32.11 КоАП РФ регулирует порядок исполнение такого вида наказания как дисквалификация. В соответствии с данной нормой, дисквалификация заключается в лишении постановлением судьи физического лица на срок от шести месяцев до трех лет права заниматься определенными видами управленческой, предпринимательской деятельности. Это наказание применяется к должностным лицам организаций, членам советов директоров, к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

После вступления решения о дисквалификации в законную силу лицо, в отношении которого вынесено данное решение, обязано исполнить его немедленно. Поскольку дисквалифицированный гражданин лишен права заниматься управлением юридическим лицом, он обязан прекратить такую деятельность.

Запрет осуществлять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции обеспечен соответствующими административными санкциями. Ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом после вступления в законную силу решения суда деятельности по управлению юридическим лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ, осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом – влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Таким образом, арбитражным судом установлено событие административного правонарушения, совершение его арбитражным управляющим Фадеевым А.А. после вынесения Арбитражным судом Тюменской области решения о привлечении его к административной ответственности в виде дисквалификации сроком на один год (данное решение получено ответчиком 29.04.2008 г.), вступления данного решения в законную силу, наличие в действиях Фадеева А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ, то есть наличие всех необходимых оснований для привлечения ответчика к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ.

Суд не установил наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

На основании изложенного, ответчику подлежит назначению административное наказание в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ, в размере 5 000 рублей.

Административный штраф, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, подлежит уплате не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда. Доказательства уплаты штрафа ответчиком должны находиться в Арбитражном суде Тюменской области. В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения судом выдается исполнительный лист и направляется в службу судебных приставов-исполнителей по месту жительства ответчика.

Руководствуясь статьями 168-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Заявление Управления Федеральной регистрационной службы России по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам о привлечении арбитражного управляющего Фадеева Александра Андреевича к административной ответственности удовлетворить.

Привлечь арбитражного управляющего Фадеева Александра Андреевича, 03.08.1956 года рождения, уроженца с. Окунево Бердюжского района Тюменской области, проживающего по адресу: с. Яровское Казанского района Тюменской области, ул. Береговая, 62 (ИНН 721801473115), к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях (осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом), в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья А.В. Прокопов