ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-4384/2005 от 25.08.2005 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625000, г.Тюмень, ул. Хохрякова,77

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

. Тюмень                                                                                                     Дело № А-70-4384/7-2005

  1  сентября  2005 г.

  Резолютивная часть оглашена 25 августа 2005г.

Судья Арбитражного суда Тюменской области Дылдина Т.А., ознакомившись с заявлением   ООО «Мичуринская компания» об оспаривании действий Главного управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО И ЯНАО

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при  участии  в судебном заседании представителей:

от заявителя – Ощепкова Н. Г. по дов. от 04.04.05г.,

от Управления  - н/я,

установил:             

Платежным поручением №001 от 11.01.05г. на сумму 45  000 руб.  ООО «Мичуринская компания» произведена оплата за регистрацию права собственности на недвижимое имущество. С заявлением о регистрации права собственности на недвижимое имущество ООО «Мичуринец» в регистрирующий орган не обратилось.

            18.01.05г. ООО «Мичуринская компания» обратилось с заявлением к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Тюменской области. ХМАО и ЯНАО о возврате уплаченной суммы.  31 марта 2005г. ООО «Мичуринская компания» повторно обратилось с заявлением о возврате указанной суммы. Поскольку денежные средства возвращены не были, ООО «Мичуринская компания» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании безедействий Главного управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, выразившегося в не вынесении решения о возврате платы за регистрацию прав на недвижимое имущество в размере 45 000 руб. и об обязании Главное управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО  и ЯНАО  принять решение о возврате уплаченной платы за регистрацию прав на недвижимое имущество в размере 45 000 руб.

            По мнению заявителя бездействия Управления противоречат ст. 333.40 НК РФ, Постановлению Правительства РФ №773 от 14 декабря 2004г.

            Главное управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО возражает против удовлетворения заявленных требований: порядок возврата излишне уплаченных сумм государственной пошлины, уплаченных за регистрацию пав на недвижимое имущество законодателем не определен.

            Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

   В соответствии со ст. 11 Федерального закона  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» за государственную регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина.

   Ст. 333.16. НК РФ установлено, что государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

   Ст. 333.33 НК РФ предусматривает размер уплачиваемой госпошлины при обращении с заявлением о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

Ст.2 НК РФ установлено, что  законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.

            Таким образом, отношения, возникающие в процессе уплаты, осуществления возврата излишне уплаченной государственной пошлины за осуществление государственной регистрации права на недвижимое им имущество регулируются налоговым законодательством.

            С 01.01.05г. введена в действие Глава 25.3 НК РФ «Государственная пошлина».

            Из материалов дела усматривается, что заявитель оспаривает бездействие Управления по не вынесению решения о возврате госпошлины, уплаченной им после 01.01.05г.

            Поскольку правоотношения по уплате и возврату госпошлины сложились после введения в действие Главы 25.3 НК РФ, они находятся в сфере регулирования указанной главы НК РФ.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случаях - акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Ст. 78 НК РФ предусматривает безусловное право плательщика на возврат излишне уплаченной госпошлины, а ст. 333.40 НК РФ предусматривает порядок ее возврата.

Имея право на возврат излишне уплаченной госпошлины, ООО «Мичуринская компания» лишено возможности обратиться с заявлением  ее возврате, в связи с отсутствием решения органа, осуществляющего действия, за которые была уплачена госпошлина. Обязанность Главного управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО вынести решение о возврате госпошлины возложена федеральным законом.

   Подобная позиция отражена в Письме МинФина РФ от 24 марта 2005г. №02-05-03/539, согласно которому до внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, решение о возврате плательщику государственной пошлины должен принимать орган (или должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина, с дальнейшим направлением этого решения в налоговый орган по месту совершения действия, за которое оплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат осуществляется органом Федерального казначейства в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н.

В связи с изложенным, суд не принимает во внимание доводы Управления об отсутствии установленного порядка по возврату излишне уплаченных сумм. Согласно представленному отзыву Управление возражает против осуществления им действий по возврату излишне уплаченной госпошлины, между тем заявителем оспаривается безедействие по не вынесению решения о возврате, которое необходимо представить в соответствующий налоговый орган для осуществления возврата излишне уплаченной госпошлины.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования заявителя об оспаривании безедействий регистрирующего органа обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействий) государственных органов об отказе в совершении действий (принятии решений) должны содержаться, в том числе, указание  на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, суд считает необходимым  обязать Главное управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО принять решение о возврате ООО «Мичуринская компания»  излишне уплаченной госпошлины.

   Поскольку Управление финансируется из федерального бюджета расходы по госпошлине возвращаются заявителю за счет соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. 167-170, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Бездействие Главного управления федеральной регистрационной службы по Тюменской области МАО  и ЯНАО, выразившееся в не принятии решения о возврате ООО «Мичуринская компания» уплаченной за регистрацию прав на недвижимое имущество в размере 45 000 руб. госпошлины, признать незаконным.

Обязать Главное управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО  и ЯНАО принять решение о возврате ООО «Мичуринская компания»  уплаченной за регистрацию прав на недвижимое имущество суммы госпошлины в размере 45 000  руб.

            Возвратить ООО «Мичуринская компания» из федерального бюджета РФ расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб. Справку на возврат госпошлины, исполнительный лист  выдать после вступления решения в законную силу.

Решение  может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Тюменской области.

Судья                                                                            Дылдина Т. А.