АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-4799/2018
11 января 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 11 января 2019 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Буравцовой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Латыповой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску
ОАО «Уренгойтеплогенерация -1»
к Федеральному государственному казенному учреждению «3 отряд федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу»
о взыскании 16 812 316 руб. 22 коп.
третье лицо: ООО «Газпром энерго»
при участии:
от истца: ФИО1, представитель на основании доверенности № 132/17 от 16.08.2018г., ФИО2, представитель на основании доверенности № 17/18 от 09.01.2018г.;
от ответчика: ФИО3, представитель на основании доверенности № 7 от 16.02.2018г.; ФИО4, представитель на основании доверенности № 35 от 17.12.2018г.;
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом;
установил
ОАО «Уренгойтеплогенерация-1» (ОГРН:<***>, ИНН:<***>) (далее – истец, ОАО «УТГ-1») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области к Федеральному государственному казенному учреждению «3 отряд федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» (ОГРН:<***>, ИНН:<***>) (далее – ответчик, ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО») о взыскании задолженности за потребленную в январе – декабре 2017 года тепловую энергию в размере 16 832 379 руб. 89 коп.(с учетом уменьшения размера исковых требований, принятых судом, т.8 л.д. 35).
В рамках дела А70-4799/2018 ОАО «УТГ-1» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области к ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО» о взыскании задолженности за потребленную в январе – марте 2017 года тепловую энергию.
В рамках дела А70-4806/2018 ОАО «УТГ-1» (обратилось в Арбитражный суд Тюменской области к ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО» о взыскании задолженности за потребленную в сентябре-декабре 2017 года тепловую энергию.
Определением от 12.07.2018г. суд объединил арбитражные дела А70-4806/2018 и А70-4799/2018 в одно производство.
В отзыве на заявление ответчик исковые требования не признал.
Через канцелярию суда от ответчика поступили письменные пояснения по расчетам (вх. С04-43495 от 17.05.2018г.).
22.05.2018г. от истца поступили письменные пояснения по расчётам (вх. С04-45746).
Истец в письменных пояснениях, поступивших в суд 07.06.2018г. указывает, что ввиду того, что приборы учета тепловой энергии в данном периоде не установлены, отсутствовала проектная документация, разрешительные документы на подключение, отсутствует аналог здания, имеющий схожие конструктивные особенности с аналогичными характеристиками потребления тепловой энергии со зданиями ответчика, для расчета тепловой нагрузки на объекты ответчика применен проектный метод (вх. С03-15591).
13.06.2018г. от ответчика поступили дополнения к исковому заявлению, согласно которых, с учетом повышающего коэффициента к оплате за январь 2017 года подлежит сумма 1 474 710 руб. 24 коп. (796,568Гкал*1851,33 (тариф с повышающим коэффициентом); за февраль 2017 года – 1 379 568 руб. 54 коп. (745,177 Гкал*(тариф с повышающим коэффициентом); за март 2017 года – 1 186 476 руб. 67 коп. (640,878 Гкал*(тариф с повышающим коэффициентом) (вх. С04-52715).
Через канцелярию суда от ответчика поступили письменные пояснения по расчетам (вх. С04-62818 от 09.07.2018г.).
Через канцелярию суда от истца поступили письменные пояснения, в которых указывает, что ответчик, возражая против расчетов ОАО «УТГ-1» ссылаясь на несоответствие условного диаметра трубопровода фактическому, доказательств не приводит (вх. (С03-67123 от 12.07.2018г.).
Через канцелярию суда от ответчика поступил отзыв и дополнение к отзыву с расчетами объемов потребленной тепловой энергии (вх. Со4-76861 от 15.08.2018г., С04-77942 от 17.08.2018г.).
Через канцелярию суда от истца поступили возражения на отзыв ответчика от 14.08.2018г. (вх. С04-78481 от 21.08.2018г., № С04-78483 от 21.04.2018г.).
Через канцелярию суда от ответчика поступил Отзыв (дополнение к 17.08.2018г.), в котором представлен расчёт тепловой энергии (вх. С04-86028 от 10.09.2018г.).
Через канцелярию суда от истца поступило ходатайство с приложением актов разграничений балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (вх. С04-86351 от 11.09.2018г.).
Через канцелярию суда от ответчика поступил отзыв с контррасчетом (вх. С03-94166 от 02.10.2018г.).
Через канцелярию суда от ответчика поступил отзыв на исковое заявление с контрсчётом, в котором ответчик признает исковые требования в части взыскания задолженности в размере 5 618 132 руб. 20 коп. (вх. С04-116916 от 29.11.2018г.).
Определением суда от 03.12.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Газпром энерго».
В отзыве ООО «Газпром энерго» указывает, что сети теплоснабжения участков ТК-4п, ТК-3п, подходящих к зданиям ответчика по адресу ул. Магистральная. ПЧ-8 не относится к зоне ответственности ООО «Газпром энерго». По ул. Магистральная ПЧ-9 граница эксплуатационной ответственности Уренгойского филиала заканчивается на ответных фланцах запорной арматуры в ТК-А12. От ответных фланцев в ТК-А12 и до ТК-1 и далее по территории ПЧ, эксплуатационная ответственности возложена на абонента (вх. С04-126450 от 21.12.2018г.).
От истца поступило ходатайство о приобщение дополнительных доказательств согласно описи, в котором представлен расчет по горячему водоснабжению в отношении административно-бытового комплекса по адресу: <...>. 30 (вх. С03-126062 от 20.1.22018г.).
От ответчика поступил отзыв на исковое заявление о признании исковых требований в части 5 618 132 руб. 20 коп. (вх. С04-126220 от 21.12.2018г.).
В судебном заседании представители истца заявили ходатайство об уменьшении размера исковых требований, просит взыскать с ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО» задолженность за потребленную тепловую энергию за период январь-март, сентябрь – октябрь 2017 года в размере 16 8132 316 руб. 22 коп.
Суд, руководствуясь статьей 49 АПК РФ, принял к рассмотрению уменьшенный размер исковых требований.
Представители истца поддержали исковые требования в полном объеме, представители ответчика исковые требования признали в части, в размере 5 618 132 руб. 20 коп.
В судебном заседании 24 декабря 2018 года объявлялся перерыв до 29 декабря 2018 года, после перерыва заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, всесторонне исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, суд считает, что рассматриваемые требования подлежат частичному удовлетворению по указанным ниже основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.11.2017г. между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком (потребитель) пописан Государственный контракт № 111/17 на отпуск тепловой энергии и горячей воды с протоколом согласования разногласий (далее- контракт) (т.1 л.д. 11-28, т. 6 л.д. 53-70).
Согласно пункту 1.1 Договора Энергоснабжающая организация обязуется отпускать Потребителю, через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для отопления, горячего водоснабжения и вентиляции, подавать горячую воду, в объеме и на условиях, предусмотренных контрактом на объекты потребителя: «Пожарное депо на 4 автомашины», «База ГДЗС» - ПЧ-7 ул. Геологоразведчиков; «Пожарное Депо» - ПЧ-9 ул. Магистральная; «Административное здание –комплекс Пождепо на 12 автомашин» - ПЧ-8 Северная коммунальная зона; «АБК» - ул. Набережная д. 30; район Коротчаево пожарное депо ПЧ-134 (S=329,3 м2) и «Теплая стоянка на 4 выезда» ул. Геологоразведчиков; «Теплая стоянка на 6 выездов» Северная коммунальная зона; район ФИО5 – пожарное депо ул. Шоссейная (на период 01.01.2017г. – 31.01.2017г.), а потребитель обязуется принимать и своевременно в полном объеме оплачивать полученную тепловую энергию и горячую воду, соблюдать согласованный в контракте режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и горячей воде.
В приложении № 1, 1-1, 2 стороны согласовали график отпуска (приема) тепловой энергии и воды, температурный график работы систем теплоснабжения (т.1 л.д. 24-25, т. 3 л.д. 30-34).
Согласно пункту 4.1 контракта учет отпускаемой тепловой энергии и горячего водоснабжения производится по приборам коммерческого учета, установленных в точках учета, расположенных на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сторон или в местах максимально приближенным к ним.
При отсутствии приборов учета тепловой энергии количество потребленной тепловой энергии определяется на основании Приложения № 1 к настоящему контракту с поправкой на фактическую температуру наружного воздуха за рассматриваемый период (пункт 4.8 контракта).
Пунктом 3.3.18 контракта предусмотрена обязанность потребителя обеспечить среднесуточную температуру сетевой воды в обратном трубопроводе с отклонением не выше 5% по сравнению с температурным графиком.
В соответствии с пунктом 5.2 контракта, срок оказания услуг по государственному контракту 01.01.2017г. по 02.01.2017г. (с учетом протокола согласования разногласий) (т.1 л.д.27-28).
Письмом от 25.01.2017г. ответчик обратился к истцу об оказании помощи по практическому отключению объектов, согласно списка, от системы теплоснабжения (т. 5 л.д. 78).
31.01.2017г. сторонами подписан акт об отключении объекта: теплая стоянка (здание пождепо), ул. Шоссейная от системы теплоснабжения, 01.02.2018г. пописан акт об отключении от системы теплоснабжения следующих объектов: Тёплая стоянка на 4 выезда, ул. Геологоразведчиков; Теплая стоянка на 6 выездов, Северная коммунальная зона; (т. 5 л.д. 79-80).
20.04.2017г. по заявлению ответчика, истцом оказана помощь в установке сужающих устройств с целью регулировки системы отопления и приведения температуры, возвращаемого в сеть теплоносителя в соответствии с температурным графиков, о чем составлен акт (т. 5 л.д. 81-83).
ФГКУ «З ОФПС по ЯНАО» оборудовал узлы учета с установкой приборов учета тепловой энергии и горячей воды следующие объекты:
- 9 ПСЧ ФПС ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО» по адресу: Западная промзона (акт ввода в эксплуатацию прибора учета с 01.11.2017 года по 31.08.2018г.) (т. 3 л.д. 37-38);
-Депо пожарное на 4 автомашины (ПЧ-7) по адресу: ул. Геологоразведчиков (акт ввода в эксплуатацию узла учета с 01.11.2017г. по 31.08.2018г.) (т.3 л.д. 40-41);
-Административное здание, по адресу: ул. Набережная, 30 (акт ввода в эксплуатацию узла учета с 01.11.2017г. по 31.08.2018г.) (т.3 л.д. 42, 43);
-Комплекс пождепо на 12 автомашин (АКБ ПЧ-8), по адресу: Северная коммунальная зона (акт ввода в эксплуатацию узла учета с 01.11.2017г. по 31.08.2018г.) (т.3 л.д. 44, 45);
-Пожарное депо район Коротчаево (акт ввода узла учета с 16.11.2017г. по 31.08.2018г.) (т.6 л.д. 51-52).
Поскольку объекты ФГКУ «З ОФПС по ЯНАО» в январе – марте, сентябре, октябре 2017 года не были оборудованы приборами учета тепловой энергии, АО «УТГ-1», ссылаясь на положения пунктом 3.3.3, 4.8 контракта, произвело расчет за отпущенную тепловую энергию на основании Приложения № 1, к контракту с поправкой на фактическую температуру наружного воздуха за рассматриваемый период.
Как следует из искового заявления, учитывая, что на основании представленных отчетов о потреблении тепловой энергии и горячей воды в ноябре, декабре 2017 года было установлено превышение сетевой воды в обратном трубопроводе системы теплоснабжения, расчет был произведен по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», указанной в Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 99/пр от 17.03.2014г. «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (т. 3 л.д. 6).
Согласно расчётов истца на объекты ФГКУ «З ОФПС по ЯНАО» в январе 2017 года была поставлена тепловая энергия в количестве 2 739 Гкал (2216 Гкал + 387 Гкал + 20 Гкал + 116 Гкал), горячее водоснабжение – 364 м3(337 м3 + 27 м3).; в феврале 2017 года : тепловая энергия - 1 933 Гкал (1701 Гкал + 232 Гкал), горячее водоснабжение – 337 м3; в марте 2017 года: тепловая энергия 1 784 Гкал (1 578 Гкал + 206 Гкал), горячее водоснабжение - 337 м3; в октябре 2017 года : тепловая энергия – 384 Гкал, горячее водоснабжение – 101 м3; в ноябре 2017 года: тепловая энергия – 633 Гкал (526 Гкал + 107 Гкал), горячее водоснабжение – 101 м3; в декабре 2017 года тепловая энергия 511 Гкал (457 Гкал + 54 Гкал), горячее водоснабжение – 101 м3(т.1 л.д. 29-48, т.3 л.д. 61 - 70).
К заявлению об уменьшении размера исковых требований, истцом представлен окончательный расчет исковых требований, согласно которого в январе 2017 года была поставлена тепловая энергия в количестве 2 313 Гкал, горячее водоснабжение – 453 м3.; в феврале 2017 года: тепловая энергия - 1 693 Гкал, горячее водоснабжение – 453 м3; в марте 2017 года: тепловая энергия 1 561 Гкал, горячее водоснабжение - 453 м3; в сентябре 2017 года: тепловая энергия 169 Гкал, горячее водоснабжение – 217 м3; в октябре 2017 года: тепловая энергия – 897Гкал, горячее водоснабжение – 217 м3; в ноябре 2017 года: тепловая энергия – 539 Гкал, горячее водоснабжение – 217 м3; в декабре 2017 года тепловая энергия 469 Гкал, горячее водоснабжение – 217 м3 (т.9 л.д.26).
14.02.2018г. ответчику вручена претензия об оплате задолженности за период январь –март 2017 года на сумму 13 853 891 руб. 01 коп., 15.02.2018г. ответчику вручена претензия об оплате задолженности за период октябрь-декабрь 2017 года на сумму 3 450 576 руб. 11 коп. (т.1 л.д. 58-61, т.3 л.д. 76 – 79).
Поскольку претензия осталась без ответа, истец обратился в суд с настоящим иском.
Возражая против исковых требований, ответчик указывает, что контракт, заключённый на период с 01.01.2017г. по 02.01.2017г. не содержит положений, предусматривающих штрафные санкции к ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО» за несоблюдение температурного режима потребления. Расчет базового показателя тепловой нагрузки, осуществленный истцом и указанный в контракте, поскольку СНиП 2.08.01-89 «Отопление и вентиляция жилых зданий» не действуют. С 01.02.2017г. были отключены от системы отопления «здание пожарное депо» район Коротчаево, ул. Шоссейная S=246 кв.м., здание «теплая стоянка на 4 выезда» ул. Геологоразведчиков S=254,8 кв.м., здание «Теплая стоянка на 6 выездов» Северная коммунальная зона S=512,5 кв.м, общей площадью объектов 1013 кв.м. ООО «Приполярэнергосервис», ООО «ЭнергоСтрой Инжиниринг» разработаны рабочие проекты коммерческих узлов учета тепловой энергии на объекты ФГПУ «3 ОФПС по ЯНАО», на основании технических условий на проектирование узлов учета тепловой энергии, выданных истцом, и в дальнейшем указанные проекты согласованы с ОАО «УТГ-1». После проведения пусконаладочных работ ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО» в октябре 2017 года обралось к истцу за оформлением актов ввода коммерческих тепловых узлов учета, 01.11.2017г. акт были подписаны истцом. Также ответчиком представлены контррасчеты объема потребленной тепловой энергии за спорный период (т.6 л.д. 132-146, т.7 л.д. 126-132).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации – далее ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Наличие у организации обязанности по оплате тепловой энергии, горячей воды за спорный период ответчиком не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении).
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Учитывая, что Протоколом согласования разногласий к Государственному контракту № 11/17, стороны согласовали пункт 5.2 в следующей редакции: «Срок оказания услуг по настоящему Государственному контракту с 01.01.2017г. по 02.01.2017г. включительно» (т.1 л.д. 27), суд приходит к выводу о том, что истец необоснованно распространяет положения контракта на период 03.01.2017г. по 31.12.2017г.
Вместе с тем, не заключение сторонами договора в спорный период, учитывая фактической потребление тепловой энергии, не освобождает покупателя от обязанности по возмещению ее стоимости.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что 4 узла учета допущены в эксплуатацию с 01.11.2017г., 1 узел учета - с 16.11.2018г.
Таким образом, объем потребленного теплового ресурса за период январь, февраль, март, сентябрь, октябрь 2017 года подлежит определению расчетным путем, за ноябрь и декабрь 2017 года - на основании показаний прибора учета.
В силу подпункта «б» пункта 114 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013г. № 1034 (далее - Правила № 1034), определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с методикой осуществляется определение количества тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе: количества тепловой энергии, теплоносителя, отпущенных источником тепловой энергии, теплоносителя; количества тепловой энергии и массы (объема) теплоносителя, которые получены потребителем; количество тепловой энергии, теплоносителя, израсходованных потребителем во время отсутствия коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 № 99/пр утверждена Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Методика № 99/пр).
Пунктом 65 Методики № 99/пр предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается, в частности, в случае отсутствия в точках учета средств измерений.
Определение количества тепловой энергии, использованной потребителем в системе водяного теплоснабжения, расчетным путем осуществляется по формуле путем сложения величин: количества тепловой энергии, потребленной на отопление (вентиляцию); количества тепловой энергии, потребленной на горячее водоснабжение; количества тепловой энергии, потребленной на технологические цели; потерь тепловой энергии.
Пунктом 66 Методики № 99/пр на случай, если в точках учета отсутствуют приборы учета или приборы учета не работают более 30 суток отчетного периода, предусмотрена формула расчета количества тепловой энергии на отопление и вентиляцию для целей отопления и вентиляции, в которой используется показатель - базовый показатель тепловой нагрузки, указанный в договоре (Гкал/ч), а также установлено, что при бездоговорном потреблении тепловой энергии рассчитывается в соответствии с разделом IX названной Методики.
Пунктом 86 Методики № 99/пр предусмотрено, что за величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок при выявлении бездоговорного потребления принимается тепловая нагрузка, определяемая методами, приведенными в Правилах установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2009 № 610 (далее - Правила № 610).
Согласно пункту 1 Правил № 610 данные Правила регулируют отношения между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (мощности), возникающие при установлении и изменении (пересмотре) величин тепловых нагрузок, используемых при расчете стоимости использования тепловой мощности по договору энергоснабжения.
Пунктом 11 Правил № 610 установлено, что величина тепловой нагрузки каждой из систем теплопотребления устанавливается с применением одного из следующих методов:
1) по данным о максимальной часовой тепловой нагрузке объекта теплопотребления, установленной в договоре энергоснабжения;
2) по данным о максимальной часовой тепловой нагрузке объекта теплопотребления, установленной в договоре на подключение к системе теплоснабжения (технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) или ином договоре, регулирующем условия подключения к системе теплоснабжения;
3) по данным приборов учета тепловой энергии, допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих, в порядке, установленном пунктами 12 - 15 настоящих Правил;
4) по данным проектной документации соответствующего объекта теплопотребления;
5) по данным разрешительных документов на подключение объектов теплопотребления (акты, наряды, наряды-допуски на включение теплоснабжения), имеющихся в энергоснабжающей организации или у потребителя;
6) на основании статистических данных приборов технического учета тепловой энергии, имеющихся в энергоснабжающей организации при обоюдном согласии сторон на применение данного метода;
7) метода аналогов (для жилых и общественных зданий);
8) экспертного метода;
9) проектного метода.
Указанные методы применяются исключительно в целях установления (изменения) тепловых нагрузок в соответствии с настоящими Правилами в порядке очередности в случае, если какой-либо из методов не может быть применен по причине отсутствия необходимых документов или информации.
Таким образом, действующим законодательством установлена возможность применения различных методов для расчета величины тепловой нагрузки в зависимости от наличия необходимых для расчетов сведений.
Учитывая, что сторонами не согласованы данные о максимальной тепловой нагрузке объектов теплопотребления (договор в спорный период не заключен), приборы учета, допущенные в эксплуатацию в установленном порядке в период январь –март, сентябрь, октябрь 2017 года) отсутствовали, первые из трех методов не могут быть применены, применению подлежит метод по данным проектной документации соответствующего объекта теплопотребления.
Согласно представленным ответчиком в материалы дела проектной документации, расчетная нагрузка Гкал/час составила:
-Административное здание Набережная 30 – 0,0896;
-7 ПСЧ Пождепо на 4 ам., база ГДЗС ул. Геологразведчиков – 0,058;
-8 ПСЧ Пождепо на 12 ам. – 0,521;
-9 ПСЧ Пождепо западная промзона – 0,24;
-10 ПСЧ Пождепо ПЧ-134 – 0,521;
-Пождепо с. Коротчаево – 0,032827;
-Теплая стоянка на 6 выезда – 0,065651;
-Теплая стоянка на 4 выезда – 0,030532 (т.5 л.д. 81-154, т. 6 л.д. 1-42).
Величина тепловой нагрузки по данным проектных документаций объектов, согласованной истцом, которая также соответствует величине тепловой нагрузки, указанной в выданных ОАО «УТГ-1» технических условиях.
21.05.2014г. ответчик и ФКУ «4 ОФПС ГПС по ЯНАО» обратились к истцу с письмом об урегулировании порядка оплаты фактического теплопотребления. Согласно указанного письма потребители просят производить расчет потребляемой тепловой энергии и горячего водоснабжения на объекте: административное здание «Комплекс пождепо на 12 автомашин», расположенный по адресу: <...> коммунальная зона, по теплосчетчику ТЭМ-106 № 1067194, из расчета 29% от общего показания счетчика – за счет денежных средств ФКУ «4 ОФПС ГПС по ЯНАО (договорной)» и 71% - за счет денежных средств ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО» (т. 4 л.д. 27).
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, при определении объема потребленных ответчиком ресурсов в январе –марте, сентябре, октябре 2017 года, суд считает необходимым руководствоваться расчетом ответчика , произведенным в соответствии с пунктом 66 Методики № 99/пр.
Как следует из материалов дела, 4 узла учета допущены в эксплуатацию с 01.11.2017г., 1 узел учета - с 16.11.2018г.
Сторонами в материалы дела представлены показания приборов учета в период ноябрь, декабрь 2017 года (т. 3 л.д. 46 – 60, 120, 121, 134-139, т. 6 л.д. 107-114, т.7 л.д. 67-75).
При определении объема поставленной тепловой энергии в ноябре, декабре 2017 года, на основании показаний приборов учета, истец руководствовался пунктом 3.3.15 государственного контракта 111/17.
Согласно пункта 3.3.15 государственного контракта 111/17, потребитель обязан производить регулирование температуру сетевой воды на своих объектах на основании пунктов 6.2.59, 9.3.25, 9.5 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок». При установлении превышения температуры обратной сетевой воды (от температурного графика), выявленного на основании предоставленных Потребителем ведомостей учета потребления тепловой энергии, расчет потребленной энергии будет произведен согласно температурного графика и расхода теплоносителя. В случае не предоставления ведомости учета потребления тепловой энергии, ЭСО имеет право произвести расчет по расходу теплоносителя на основании инструментального замера параметров системы теплоснабжения объектов Потребителя.
Вместе с тем, как было указано выше, суд пришел к выводу о том, что в спорный период контракт сторонами не заключён. И, кроме того, такой порядок расчета не предусмотрен действующим законодательством.
Таким образом, при определении объёма потреблённой тепловой энергии в ноябре и декабре 2017 года, суд, руководствуется, представленными в материалы дела показаниями приборов учета (ноябрь 2017 года – 357 Гкал, декабрь 2017 года – 325 Гкал.)
В предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Цены на тепловую энергию являются регулируемыми глава 3 Федерального закона от Закона о теплоснабжении.
В силу статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО № 299-т от 16.12.2015г., № 233-т от 09.12.2016г., установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую ОАО «Уренгойтеплогенерация-1» и поставляемую потребителям (т.3 л.д. 150-152).
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона о теплоснабжении, при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения.
Договором теплоснабжения определяется, что при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, если иное не предусмотрено жилищным законодательством Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями (пункт 23 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012г. № 808 (далее –Правила № 808)).
Пунктом 26 Правил №808 предусмотрено, что режим потребления тепловой энергии и (теплоносителя) устанавливает, в том числе и диапазон разницы температур теплоносителя между подающими обратным трубопроводами или значение температуры теплоносителя в обратном трубопроводе.
Факт нарушение режима потребления тепловой энергии ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета в соответствии с федеральными законами к тарифам на тепловую энергию (мощность) применяются повышающие коэффициенты, устанавливаемые органом регулирования в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 144 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета в соответствии с федеральными законами к тарифам на тепловую энергию (мощность) применяются повышающие коэффициенты, устанавливаемые органом регулирования в размере, равно 1, 01.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и ЖКО ЯНАО от 07.11.2014г. № 150-т, установлен повышающий коэффициент к тарифам на тепловую энергию (мощность) в размере 1,01.
С учетом вышеизложенного, к оплате за январь 2017 года подлежит оплате 1 576 996 руб. 96 коп. (721,88 Гкал * 1 833 руб. *1,01+ НДС 18%), за февраль 2017 года – 1 184 801 руб. 21 коп. (542,35 Гкал * 1 833 руб. *1,01+ НДС 18%); за март 2017 года -805 188 руб. 59 коп. (368, 88 Гкал * 1 833 руб. *1,01+ НДС 18%) ; за сентябрь 2017 года – 476 236 руб. 76 коп. (212,89 Гкал * 1 877 руб. *1,01+ НДС 18%); за октябрь 2017 года – 674 927 руб. 86 коп. (301,71 Гкал * 1 877 руб. *1,01+ НДС 18%): за ноябрь 2017 года - 798 612 руб. 07 коп. (357 Гкал * 1 877 руб. *1,01+ НДС 18%); за декабрь 2017 года – 727 027 руб. 80 коп. (325Гкал * 1 877 руб. *1,01+ НДС 18%)
В рамках дела А70-7413/2017 истцом по предложению суда был произведен расчет на основании сведений, содержащихся в технических паспортах на объекты, на которые поставлялся ресурс, согласно которому в октябре 2016 года ответчику поставлена тепловая энергия в объеме 303 Гкал; в ноябре 2016 года - 585 Гкал; в декабре 2016 года - 704 Гкал.
Таким образом, расчет, приведённый ответчиком за потреблённую тепловую энергию в октябре 2017 году, по данным проектной документации, почти соответствует расчету, произведённому истцом в рамках дела А70-7413/2017 за потреблённую тепловую энергию в октябре 2016 году на основании сведений, содержащихся в технических паспортах, в декабре 2016 года - январю 2017 года.
Иного расчёта истцом в материалы настоящего дела не представлено.
Истцом также заявлено требование о взыскание задолженности по оказанное услуге «горячее водоснабжение».
Как следует из искового заявления, истцом произведен расчет по услуге «горячее водоснабжение» исходя из Приложения № 1 к контракту.
В ходатайстве об уточнении исковых требований, истец произвел расчет по услуге горячее водоснабжения за период январь-март 2017 года – 453 куб.м. ежемесячно; за период сентябрь-декабрь 2017 года- 217 куб.м. ежемесячно (т. 9 л.д. 26).
В материалы дела ответчик представил контррасчет по услуге горячее водоснабжение (т. 7 л.д. 130 -132).
Как было указано выше, суд пришел к выводу о том, что на спорный период сторонами договор не заключен.
При расчете потребленной услуги по горячему водоснабжению, ФГПУ «3 ФПС по ЯНАО» руководствовался СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий, учитывал количество личного состава, дислоцирующего в административных зданиях.
Возражений относительно данного расчета истцом не заявлено.
В судебном заседании стороны подтвердили, что в период январь –март 2017 года услуга «горячее водоснабжение» предоставлялось на 3 объекта: Административное здание, ул. Набережная, 30, «Здание пождепо на 12 автомашин» 8ПСЧ и ул. Геологоразведчиков, Депо пожарное на 4 автомобиля» 7 ПСЧ; в сентябре- декабре 2017 года на один объект- Административное здание, ул. Набережная, 30.
Доказательство того, что система ГВС имеется на иных объектах ответчика, кроме как Административное здание, ул. Набережная, 30, «Здание пождепо на 12 автомашин» 8ПСЧ и ул. Геологоразведчиков, Депо пожарное на 4 автомобиля» 7 ПСЧ, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, судом установлено, и не оспаривается сторонами, что административно-бытовой комплекс, расположенный по адресу: <...>, путем организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей в целях улучшения условий проживания сотрудников ФГКУ «3 ОФПС по ЯНАО» был реконструирован в «общежитие семейного типа». В спорный период использовалось как общежитие. В судебном заседании представители ответчика также пояснили суду, что в здании проживали сотрудники ответчика с семьями.
В материалы дела истцом представлен расчет по горячему водоснабжению с применением норм жилищного законодательства (вх. С03-126062 от 20.12.2018г.) (т. 8 л.д. 100-102).
Согласно которого стоимость оказанных услуг за по горячему водоснабжению составила 93 390 руб. 20 коп. в спорный период в отношении объекта Административное здание, ул. Набережная, 30.
В отзыве ответчик согласился с данным расчетом. Дополнительно указал, что в связи с отсутствием финансирования, материального обеспечения перевод здания из нежилого в жилое, не представляется возможным. В сентябре 2018 года сотрудникам, проживающим в Административном здании, расположенном по адресу: ЯНАО, <...>, д. 30 вручены уведомления об освобождении занимаемых помещений в срок до 01.06.2019г. (вх. С03-126220 от 21.12.2018г.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При этом в силу пункта 5 статьи 10 ГК РФ и пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В случае несоблюдения данного запрета суд на основании части 2 статьи 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64, 65, 67, 68, 71, 168 АПК РФ).
Учитывая, что Административное здание фактически использовалось как общежитие, для проживания сотрудников истца, суд считает возможным применить по услуге «горячее водоснабжение» расчет, предусмотренный абзацем 2 пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании абзаца второго пункта 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В отношении иных объектов, суд соглашается с расчетом ответчика, представленным в материалы дела. Иного расчета в отношении данных объектов истцом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом, в части требования истца о взыскании задолженности по услуге «горячее водоснабжение» суд приходит к выводу об обоснованности требований в размере 95 485 руб. 60 коп. (93 390 руб. 20 коп. (Административное здание, Набережная , 30)+ 952 руб. 45 коп. (8ПСЧ) + 1 142 руб. 95 коп.(7 ПСЧ)).
Платежными поручениями № 757162 и № 757163 от 25.12.2017г. произведена оплата за декабрь 2017 года в размере 299 874 руб. 60 коп. (т.1 л.д. 55,56).
Учитывая вышеищложенное, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, в части взыскания задолженности в размере 6 039 402 руб. 25 коп. (6 339 276 руб. 85 коп. - 299 874 руб. 60 коп.).
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на лиц, участвующих в деле пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии со статьями 102, 103 АПК РФ, статьей 333.21 Налогового кодекса РФ, заявленные исковые требования (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятых судом), подлежат оплате государственной пошлиной в размере 107 062 руб. При подаче искового заявления истец уплатил государственную пошлину в размере 160 476 руб. 46 коп.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 53 414 руб. 46 коп. подлежит возврату истцу.
Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ОАО «Уренгойтеплогенерация -1»удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «3 отряд федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» в пользу ОАО «Уренгойтеплогенерация -1»задолженность в размере 6 039 402 руб. 25 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 38 459 руб. 33 коп., а всего 6 077 861 руб. 58 коп.
В остальной части отказать.
Возвратить ОАО «Уренгойтеплогенерация -1» из федерального бюджета излишне оплаченную платежным поручением № 1362 от 23.03.2018г. государственную пошлину в размере 53 414 руб. 46 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Буравцова М.А.