АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-4857/2013
20 августа 2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 августа 2013 г.
Решение в полном объёме изготовлено 20 августа 2013 г.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи М.Ю. Бедериной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Муниципального казённого учреждения «Комитет по рекламе» к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный Вторичный Ресурс» о взыскании задолженности в размере 15 233 рубля 67 копеек,
при участии представителей сторон:
от истца – ФИО1, доверенность от 28 декабря 2012 года, личность удостоверена паспортом;
от ответчика - ФИО2, доверенность от 01 января 2013 года, личность удостоверена паспортом.
Лицо, ведущее протокол судебного заседания: секретарь судебного заседания М.Ю. Юровских.
установил:
заявлен иск Муниципального казённого учреждения «Комитет по рекламе» (далее - МКУ «Комитет по рекламе») к ООО «Региональный Вторичный Ресурс» о взыскании 15 233 рублей 67 копеек штрафа на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 01 января 2008 года№ 2281-К-94.
Определением суда от 16 мая 2013 г. дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 28 июня 2013 г. суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В судебном заседании стороны поддержали собственные позиции по спору.
Исковые требования МКУ «Комитет по рекламе» со ссылками на статьи 309, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что ООО «Региональный Вторичный Ресурс» самостоятельно не демонтировало рекламную конструкцию по окончании договора от 01 января 2008 года № 2281-К-94.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что 01 января 2008 года Администрация города Тюмени выдала ООО «Региональный Вторичный Ресурс» разрешение на установку рекламной конструкции № 1015. Из указанного разрешения следует, что ООО «Региональный Вторичный Ресурс» разрешено разместить на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: улица а/д «Обход г. Тюмени» (между ул. Ямской и ул. Авторемонтной) на основании договора № 2281-К-94 рекламную конструкцию 3х6 (36 кв.м.).
01 января 2008 года МКУ «Комитет по рекламе» (учреждение) и ООО «Региональный Вторичный Ресурс» (организация) подписали договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 2281-К-94 (далее - договор) (том 1 л.д. 7-10).
Согласно пунктам 1.2., 1.3. договора учреждение приняло обязательство предоставить организации право установить и эксплуатировать рекламную конструкцию площадью 36 кв.м., а организация приняла обязательство установить и эксплуатировать рекламную конструкцию на условиях договора на объекте муниципальной собственности по адресу: улица Объездная а/д Авторемонтная, сроком с 01 января 2008 года по 31 декабря 2012 года.
Пунктом 3.1. договора стороны предусмотрели, что размер платы по договору составляет 2 752 рубля 70 копеек в месяц, в том числе НДС 18% - 419 рублей 90 копеек, на основании Расчёта платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (приложение №2 – Том 1, л.д. 12).
В соответствии с пунктом 3.2. договора изменение органами местного самоуправления города Тюмени порядка определения размера платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкции является обязательным для сторон с момента введения в действие соответствующего акта органа местного самоуправления города Тюмени. Учреждение письменно извещает организацию о принятии органами местного самоуправления города Тюмени соответствующих изменений и о необходимости заключения дополнительного соглашения к договору в течение 3-х дней с момента получения извещения.
В соответствии с пунктом 3.3. договора плата по договору осуществляется ежемесячно до 25 числа текущего месяца. Организация вправе произвести платежи единовременно авансом за весь период действия договора.
В соответствии с пунктом 2.2.8. договора по истечении срока действия настоящего договора, а также при досрочном его расторжении, самостоятельно демонтировать рекламную конструкцию, привести за свой счёт объект размещения рекламной конструкции в первоначальное состояние (произвести работы по благоустройству) с составлением акта демонтажа рекламной конструкции с участием представителя учреждения в 5-дневный срок с момента прекращения (расторжения) настоящего договора.
В соответствии с пунктом 4.3. договора при невыполнении организацией требований пункта 2.2.8. договора, организация уплачивает учреждению штраф в размере трёх месячных платежей по договору, размер которых установлен пунктом 3.1. настоящего договора. Учреждение имеет право произвести самостоятельно демонтаж рекламной конструкции, провести работы по приведению объекта размещения рекламной конструкции в первоначальное состояние (произвести работы по благоустройству) и взыскать с организации стоимость произведённых затрат в установленном законодательством порядке.
На основании решения Тюменской городской Думы от 11 февраля 2008 года № 789 размер арендной платы по договору был увеличен до 5077 рублей 89 копеек. В соответствии с пунктом 3.2. договора изменение органами местного самоуправления города Тюмени порядка определения размера платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций является обязательным для сторон с момента введения в действие соответствующего акта органа местного самоуправления города Тюмени.
В материалах дела имеется акт осмотра рекламной конструкции от 12 февраля 2013 года № 4156, из которого следует, что рекламная конструкция, размещённая по адресу: улица Объездная а/д Авторемонтная не демонтирована по окончании срока договора (31 декабря 2013 года) (Том 1, л.д. 16).
Уведомлением от 05 февраля 2013 года № 44-08-663 учреждение сообщило организации об окончании срока договора и предложила произвести демонтаж рекламной конструкции (Том 1, л.д. 13).
Требованием от 11 февраля 2013 года № 51-08-435 учреждение предложило организации уплатить штраф в размере 15 233 рублей 67 копеек на основании пункта 4.3. договора в связи с неосуществлением демонтажа рекламной конструкции по истечении срока договора (Том 1, л.д. 17).
18 марта 2013 года ответчик уведомил истца о демонтаже спорной рекламной конструкции (Том 1, л.д. 18).
Демонтаж конструкции осуществлён ответчик с нарушением срока, в связи с чем учреждение обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим иском.
Исследовав обстоятельства дела, доводы искового заявления, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются Федеральным законом «О рекламе», а также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
По смыслу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынкеВ соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований ст. 19 Закона «О рекламе». Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно пункту 9 статьи 19 Закона «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Таким образом, необходимым основанием для эксплуатации рекламной конструкции выступает наличие разрешения на установку рекламной конструкции, которое выдаётся по заявлению её владельца органом местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 19 Закона «О рекламе» предусмотрено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых она установлена.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Разрешение на установку рекламной конструкции предоставляется Администрацией города Тюмени в соответствии с Законом «О рекламе», Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Тюмени, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций, утверждённым постановлением Администрации города Тюмени от 28.06.2011 № 64-пк.
Согласно пункту 1.4 Административного регламента, обеспечение предоставления муниципальной услуги (приём и подготовку документов для выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, а также совершение других действий, связанных с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории города Тюмени, определённых Законом «О рекламе») осуществляет муниципальное казённое учреждение «Комитет по рекламе» в соответствии с Административным регламентом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец и ответчик заключили договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, согласившись с условиями договоров о сроке их действия.
Согласно пункту 2.2.8 договоров ответчик принял на себя обязательство по истечении срока действия договоров самостоятельно демонтировать рекламные конструкции, произвести за свой счёт объекты размещения рекламных конструкций в первоначальное состояние (произвести работы по благоустройству) с составлением Актов демонтажа рекламных конструкций с участием представителей истца в 5-дневнй срок с момента прекращения (расторжения) договоров.
ООО «Региональный Вторичный Ресурс» не оспаривает факт того, что по окончании договора самостоятельно не демонтировало рекламную конструкцию в установленный договором срок, в то время как обязанность её осуществить следует из пункта 2.2.8. договора. При таких обстоятельствах суд полагает, что требование МКУ «Комитет по рекламе» о взыскании с ООО «Региональный Вторичный Ресурс» штрафа имеет под собой правовые основания.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Из пункта 4.3. договора следует, что при невыполнении организацией требований пункта 2.2.8. договора, организация уплачивает учреждению штраф в размере трёх месячных платежей по договору, размер которых установлен пунктом 3.1. настоящего договора.
Исходя из положений пункта 4.3. договора (с учётом изменений размера платы - 5077 рублей 89 копеек), изучив расчёт МКУ «Комитет по рекламе», в отсутствие контррасчета штрафа, составленного ООО «Региональный Вторичный Ресурс», суд считает расчёт МКУ «Комитет по рекламе» составленным арифметически правильно, в соответствии с условиями договора и действующим законодательством.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
На момент разрешения спора по существу доказательств оплаты штрафа в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 64, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает исковые требования МКУ «Комитет по рекламе» о взыскании с ООО «Региональный Вторичный Ресурс» штрафа подлежащими удовлетворению в размере 15 233 рубля 67 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением исковых требований МКУ «Комитет по рекламе» государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возмещению ООО «Региональный Вторичный Ресурс» в пользу МКУ «Комитет по рекламе».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Региональный Вторичный Ресурс» (ОГРН <***> ИНН <***> дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 25.05.2005 г., юридический адрес: 625049,<...>) в пользу Муниципального казённого учреждения «Комитет по рекламе» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, Дата государственной регистрации: 01.02.2005, юридический адрес 625000, <...>) штраф за ненадлежащее исполнение обязательств в размере 15 233 рублей 67 копеек, а также 2 000 рублей расходов на оплату государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья М.Ю. Бедерина