ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-4939/13 от 03.09.2013 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень Дело № A70-4939/2013

05 сентября 2013года

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2013 года.

Решение в полном объёме изготовлено 05сентября 2013 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Соловьева К.Л., рассмотрев дело по заявлению

садового некоммерческого товарищества «Лесная поляна»

к ОНД №11 ГУ МЧС России по Тюменской области

об оспаривании предписания от 27.03.2013г. №181/1/109;

об оспаривании акта проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27.03.2013г. №181;

об обязании отменить предписания от 27.03.2013г. №181/1/109 и акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27.03.2013г. №181,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

ГУ ТО «Тюменьлес» в лице его филиала Тюменского лесничества, Департамент лесного комплекса Тюменской области,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1

при участии представителей сторон:

от заявителя: ФИО2, на основании протокола от 23.06.2012г.

от ответчика: ФИО3, на основании доверенности от 14.08.2013г.,

от третьих лиц: представитель департамента ФИО4, на основании доверенности от 04.02.2013г.

установил:

СНТ «Лесная поляна» (далее – заявитель, Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ОНД №11 УНД ГУ МЧС РФ по Тюменской области (далее –ответчик, Отдел) об оспаривании предписания от 27.03.2013г. №181/1/109; акта проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27.03.2013г. №181; об обязании отменить предписания от 27.03.2013г. №181/1/109 и акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27.03.2013г. №181.

02.09.2013 года в суд поступило заявление с уточнением заявленных требований, согласно которым садовое некоммерческое товарищество «Лесная поляна» просит суд признать незаконным оспариваемое предписание и протокол об административном правонарушении, вынесенный уполномоченным органом.

В судебном заседании, представитель заявителя уточнил на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) уточнил свои требования.

Просит суд признать незаконным предписание от 27.03.2013г. №181/1/109. От требования об оспаривании акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27.03.2013г. №181 заявитель отказался.

Суд, учитывая положения ст. 49, 150 АПК РФ, принимает указанное уточнение заявленных требований, производство по делу, с учетом отказа Садового некоммерческого товарищества «Лесная поляна» от требования об оспаривании акта проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27.03.2013г. №181 прекращает.

Ответчик представил письменный отзыв на заявление, в котором указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, указывая, что вынесенное предписание законно и обосновано (л.д.72-73).

Департамент лесного комплекса Тюменской области представил отзыв, согласно которому исполнение оспариваемого предписания путём вырубки в лесах, относящихся к лесопарковой зоне, не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством, поскольку границы Товарищества расположены в лесопарковой зоне (л.д.106-108).

Как установлено материалами дела, на основании распоряжения должностного лица Отдела №181 от 05.03.2013г. (л.д.75) была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено что Товарищество не выполнило требования предписания № 696/1/426 от 05.10.2012г. (л.д.81), что отражено в акте проверки №181 от 27.03.2013г. (л.д.18), в связи с чем, должностным лицом Отдела в присутствии законного представителя Товарищества был составлен протокол № 307 от 27.03.2013г. об административном правонарушении (л.д.19).

В отношении должностного лица Товарищества - ФИО2 было вынесено постановление № 306 от 27.03.2013г. по делу об административном правонарушении (л.д.22) о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде штрафа. Также в отношении Товарищества было вынесено предписание №181/1/109 от 27.03.2013г., которым в срок до 01.05.2013г. предписывалось устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно обеспечить в садоводческом товариществе минимальное расстояние 15м между лесным массивом и застройкой территории садоводческого товарищества. согласно требованиям пункта 4.7 СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», а также обеспечить территорию товарищества наружным освещением в тёмное время суток.

Не согласившись с вынесенным предписанием, Товарищество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным данного предписания, согласно пункту 8.16 СНиП 30-02-97*.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из анализа указанных процессуальных норм права следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. В предписании должно быть указано, какое положение закона нарушено, в чем заключается нарушение. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

По положениям статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994г. № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г.№390 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке.

Как было указано выше, Отделом были выявлены нарушения Товариществом требований пожарной безопасности. В частности, административный орган установил, что Товариществом были нарушены требования пункта 4.7 СНиП 30-02-97*.

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее- Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ) настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ его положения обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты, при разработке технической документации на объекты защиты.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом«О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В случае, если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

В соответствии с частью 1 статьи 151Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ со дня вступления в силу названного закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям названного закона.

Таким образом, со дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008г №123-ФЗ требования СНиП 30-02-97* подлежат применению в части, не противоречащей требованиям данного закона.

Противопожарные расстояния между объектами защиты предусмотрены в главе 16 Федерального закона от 22.07.2008г. N 123-ФЗ.

Федеральным законом от 10.07.2012г.№117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с 12.07.2012г. статья 69 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ изложена в новой редакции, которая исключила часть 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ, предусматривающей, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

Согласно статье 69 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ в действующей на момент принятии оспариваемого предписания редакции, противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты (за исключением жилых, общественных зданий, детских и спортивных площадок) при применении противопожарных преград, предусмотренных статьёй 37 настоящего Федерального закона. При этом расчётное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.

Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:

1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств (лесопарков); б) на территориях лесничеств (лесопарков);

2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.

Противопожарные расстояния от критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов до границ лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны составлять не менее 100 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ противопожарные расстояния от лесных насаждений до зданий и сооружений предусмотрены, однако положения, устанавливающие требования к противопожарным расстояниям между объектами защиты различных классов функциональной пожарной опасности, к устройству проездов и подъездов для пожарной техники, Федеральным законом от 10.07.2012г.№117-ФЗ исключены.

Территория садового товарищества не относится к объектам защиты, к которым Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ установлены нормативные значения противопожарных расстояний до лесного массива.

Сведений о том, что территория садового товарищества отнесена к критически важным для национальной безопасности Российской Федерации объектам, не представлено.

Сведений о том, что имеющееся противопожарное расстояние, не обеспечивает требований статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ в новой редакции, ответчиком в материалы дела не представлено.

Применительно к положениям статей 4 и 151 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ, требования пункта 4.7 СНиП 30-02-97* содержат большие требования, чем положения статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ, и не могут быть применены после внесения в данную статью изменений.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002г.№184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее- Федеральный закон от 27.12.2002г. №184-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Согласно пункту 7 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ указанные в пункте 1 настоящей статьи обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

В соответствии со статьёй 5.1 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Федеральный закон от 30.12.2009г.№384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее –Федеральный закон от 30.12.2009г. №384-ФЗ) введён в действие 01.07.2010г.

Статьёй 5 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010г.№1047-р); Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (утверждённого Приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010г.№2079).

Минрегион России во исполнение статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ осуществляет актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с данным Федеральным законом сводами правил и включённых в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 42Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, признаются сводами правил.

Правительство Российской Федерации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 42Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ Правительство Российской Федерации распоряжением от 21.06.2010г. № 1047-р утвердило перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Следовательно, сводами правил официально признаются все перечисленные в Перечне, утверждённом распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010г. № 1047-р, СНиП, принятые ранее 01.07.2010г.. Утверждённый названным распоряжением Правительства Российской Федерации Перечень носит нормативный характер, то есть обязателен для применения всеми субъектами, которым он адресован.

Из пункта 67 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009г.№384-ФЗ следует, что СНиП 30-02-97* обязателен к исполнению, в том числе, в части раздела 4 (пункты 4.1* - 4.6*, 4.9*).

Следовательно, положения пункта 4.7* СНиП 30-02-97* не включены в перечень нормативных документов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009г.№384-ФЗ.

Согласно части 5 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее 1 июля 2012 года осуществляет актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом сводами правил и включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации и указанный в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона перечень национальных стандартов и сводов правил.

СП 53.13330.2011. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, утверждённый приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010г. и введённый в действие 20.05.2011г., является актуализированной редакцией СНиП 30-02-97*, и подлежат применению в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4.7 СП 53.13330.2011 расстояние от застройки на территории садоводческих объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м.

Вместе с тем, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010г.№2079 утверждён перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ.

СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», включён в указанный Перечень, кроме разделов 4 (пунктов 4.1 - 4.6, 4.9) (пункт 40 Перечня).

В настоящем перечне указанные после слова «Кроме:» разделы, части и пункты нормативного документа включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ.

Следовательно, пункт 4.7 СП 53.13330.2011 также отсутствует в перечне национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010г. №820 с 20.05.2011г введён в действие свод правил «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», пунктом 5* которого, предусмотрено, что расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков - садоводческих товариществ не менее - 15 м.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 57 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009г.№384-ФЗ Приложение №1 данного свода правил, в составе которого имеется рассматриваемый пункт 5*, также не включено в состав нормативных документов, применение которых на обязательной основе обеспечивает требования технического регламента.

Пункт 15.1 Актуализированная редакция данного СНиП 2.07.01-89* - СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, предусматривает, что противопожарные требования следует принимать в соответствии с главой 15 «Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности» раздела II «Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов» Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ) и не содержит конкретных требований о противопожарных расстояниях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002г.№184-ФЗ применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включённых в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

Пунктами 78 и 79 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. №390 «О противопожарном режиме» применительно к спорным правоотношениям предусмотрены только требования о создании защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, а также предусмотрен запрет на использование территории противопожарных расстояний от объектов и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

Нормативные значения противопожарных расстояний от территории садоводческого товарищества до лесного массива названные правила также не предусматривают.

В соответствии со статьёй 65 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об организации местного самоуправления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся, в том числе, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Суд, проанализировав указанные нормы права, считает, что отдел в нарушении статьи 201 АПК РФ не представил ссылок на нормативные правовые акты, приятые в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994г. №69-ФЗ и Федеральным законом от 22.07.2008г. №123-ФЗ и регламентирующие необходимость обеспечения заявителем своими силами и за свой счёт обеспечить противопожарный разрыв в размере 15 метров от территории застройки Товарищества до лесного массива Тюменского лесничества.

Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок представляет собой земельный участок, предоставленный гражданину или приобретённый им в целях отдыха с правом застройки.

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ территория дачного товарищества разделяется на дачные земельные участки, находящиеся в собственности членов товарищества, а также на земельные участки, относящиеся к территории общего пользования и находящиеся в собственности товарищества.

Согласно представленным в материалы дела объяснениям заявителя, на момент проведения проверки, указанные участки и строения от которых были произведены замеры находятся в собственности членов товарищества.

Таким образом, принимая во внимание, что границы СНТ были определены уполномоченным органом при его образовании, без исключения и необходимости обеспечения минимального расстояния 15 метров, суд считает, что исполнение данного предписания в указанной части в и в отношении непосредственно СНТ, повлечет за собой нарушение прав членов товарищества, в собственности которых находятся дачные участки, от границ которых, а также от строения которых, были произведены замеры, что при рассмотрении данного спора, является незаконным.

Кроме того, суд также учитывает следующие обстоятельства, свидетельствующие о незаконности данного пункта предписания.

В судебном заседании представитель ответчика, участвующий при осуществлении замеров, согласно акту проверки № 181 от 27.03.2013 года, пояснил, что замеры ответчиком расстояния от территории Товарищества до лесного массива при проверке фактически не производились, значение расстояния определялось произвольно без использования каких-либо измерительных приборов.

Представитель ответчика в отношении данного довода возражал.

Вместе с тем, суд, принимая во внимание, что в указанном акте проверки, а также в иных документах представленных сторонами не отражены спецсредства на основании использования которых был установлен факт несоответствия необходимого расстояния до лесного массива от застройки территории садового общества, считает, принимая во внимание, что представитель ответчика пояснил, что у него нет дополнительных доказательств, подтверждающих, что противопожарный разрыв не соблюдён от границ территории Товарищества до лесного массива, указанный довод заявителя обоснованным.

Соответствующих ходатайств, заявленных в порядке положений статьи 159 АПК РФ, с указанием на необходимость представления времени для представления данных доказательств, административным органом не заявлено.

В связи с чем, суд, учитывая положения статьи 9 АПК РФ, относит риск несовершения процессуальных действий, при заявленных возражениях заявителя относительно несогласия с установленным фактом несоблюдения противопожарного расстояния, на ответчика.

Кроме того, суд также обращает внимание ответчика на то, что на основании письма СНТ "Лесная поляна", направленного в адрес ГУ ТО "Тюменьлес" с требованием принятия мер по ликвидации пожароопасной зоны, граничащей с СНТ "Лесная поляна" и обеспечением пожарного разрыва вокруг СНТ согласно существующих пожарных нормативов, ГУ ТО "Тюменское управление лесами" письмом за исх. № 275 от 18.06.2008 года сообщило о производстве минерализованных полос длиной 2 км и противопожарного разрыва длиной 1 км, шириной 30 метров.

Доказательств, оспаривающих производство данных действий и наличия результата данных действий на момент проведения проверки, материалы дела не содержат.

Помимо изложенного, суд также учитывает и то, что руководителем управы ВАО Администрации города Тюмени, в указанный период проведения проверки, был утвержден паспорт пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, согласно которому населенный пункт к пожароопасному сезону готов.

Таким образом, суд, исходя из совокупности данных доказательств, считает, что пункт 1 предписания ОНД № 11 ГУ МЧС России по Тюменской области № 181/1/109 от 27.03.2013г. подлежит признанию незаконным.

В оспариваемом предписании указано на несоблюдение Товариществом пункта 8.16* СНиП 30-02-97* - территория садоводческого товарищества не обеспечена наружным освещением в тёмное время суток.

В соответствии с частью 3 статьи 42Федерального закона от 30.12.2009г.№384-ФЗ Правительство Российской Федерации распоряжением от 21.06.2010г.№ 1047-р утвердило перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Из пункта 67 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от30.12.2009г. № 384-ФЗследует, что СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» обязателен к исполнению только в части раздела 4 (пункты 4.1* - 4.6*, 4.9*), раздела 5 (пункты 5.1* - 5.6*, 5.10* - 5.13*), раздела 6 (6.1* - 6.4*, 6.6* - 6.13*), раздела 7 и раздела 8 (пункты 8.1* - 8.4*, 8.6* - 8.16*).

Пункт 8.16*СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» устанавливает, что на улицах и проездах территории садоводческого (дачного) объединения следует предусматривать наружное освещение, управление которым осуществляется, как правило, из сторожки.

Исходя из лингвистического анализа и смысловой конструкции вышеназванного пункта, его положения в части наружного освещения имеют обязательный характер, в то время как условие об управлении освещением- рекомендательный характер. Кроме того, названной нормой не устанавливаются требования к параметрами освещения, способу его организации и иным критериям.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, заявителем на улицах и проездах Товарищества установлены световые приборы наружного освещения на столбах в количестве 102 штук, управление приборами освещения осуществляется в автоматическом режиме на основе фотоэлементов, что подтверждается актом проверки приборов освещения (л.д.33), паспортом пожарной безопасности населённого пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, утверждённым управой Восточного административного округа г. Тюмени (л.д.34-37).

Суд пришел к выводу о том, что исходя из требований законодательства, указанные в пункте 8.16* СНиП 30-02-97* требования заявителем выполнены.

В связи с чем, требование Отдела обеспечить территорию Товарищества наружным освещением в тёмное время суток незаконно.

Довод ответчика об установлении факта отсутствия достаточного количества фонарей освещения и минимального расстояния судебными актами мирового судьи и Тюменского районного суда по делу №12-240/12 не принимается арбитражным судом во внимание на основании следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 69 АПКРФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому, делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Таким образом, законодатель определил в качестве судебных актов, обладающих признаками преюдициальности, при соответствующих обстоятельствах, судебные акты по ранее рассмотренным гражданским делам.

Соответствующего указание на дела, рассмотренные в рамках административного производства, указанная норма права не содержит.

Таким образом, ссылка на указанные акты, как на доказательство законности выданного предписания, является несостоятельной.

Кроме того, преюдиция представляет собой установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами.

Из текста указанных судебных актов не следуют выводы с указанием на конкретные факты, характеризующие законность принято предписания и указывающие действия заявителя, которые он обязан совершить в силу закона, но не совершил; в решении факт отсутствия достаточного количества фонарей освещения и минимального расстояния между Товариществом и лесным массивом не определён и не установлен.

При таких обстоятельствах суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании незаконным предписания ОНД № 11 ГУ МЧС России по Тюменской области № 181/1/109 от 27.03.2013г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Принять отказ Садового некоммерческого товарищества «Лесная поляна» от требования об оспаривании акта проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27.03.2013г. №181.

Производство по делу в данной части прекратить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным предписание ОНД № 11 ГУ МЧС России по Тюменской области №181/1/109 от 27.03.2013г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области в пользу Садового некоммерческого товарищества «Лесная поляна» судебные расходы в сумме 2000 рублей.

Возвратить Садовому некоммерческому товариществу «Лесная поляна» из федерального бюджета госпошлину в размере 2000 рублей.

Выдать исполнительный лист и справку на возврат госпошлины после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

Судья Соловьев К.Л.